Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества ст-цы Темиргоевской
Современные подходы к оцениванию деятельности обучающихся в системе дополнительного образования
Педагог
дополнительного образования
ФЕДОРЦОВА Е.П.
ст-ца Темиргоевская, 2021
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК:
Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка - мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса.
Оценка выступает как система разнообразных форм, методов, средств и видов качественного или количественного оценивания результатов образовательного процесса: будь то учебные достижения обучающихся, качество знаний и умений по программе или результаты их личностного развития, продвижения в творческой деятельности. Можно сказать, что оценивание предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но полностью и постоянно сопровождает образовательный процесс.
В педагогической практике понятие «оценка» зачастую понимается как синоним понятия «отметка».
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова оценка - это «мнение о ценности, уровне или значение кого или чего-нибудь», а отметка - «принятая в учебной системе оценки знаний, поведения учащихся».
Как видим, отметка - это всего лишь формальное выражение оценки. Ю.К. Бабанский и В.С. Безрукова рассматривают отметку как «свернутое оценочное суждение, символически выражающееся в виде знака, цифры, слова или предмета, в предельно лаконичной и наглядной форме представляющее ценность того, что оценивается» [1,2].
Оценивание - это очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному: в виде количественного показателя (баллы, отметка), в виде качественного показателя (словесные высказывания о процессе и результатах работы, эмоциональная реакция).
В дополнительном образовании у педагогов имеются неограниченные возможности для оценочной деятельности, так как именно в дополнительном образовании детей отсутствует обязательная система оценок и уж тем более отметок. Система оценивания в дополнительном образовании - гибкая и вариативная система, выполняющая развивающую и стимулирующую функции, а также обеспечивающая комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретенного ребенком в ходе освоения дополнительной образовательной программы.
В педагогической литературе можно встретить различные точки зрения о критериях оценивания в системе дополнительного образования.
Так например, Алла Яковлевна Журкина отмечает, что критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности. На этом основании выделяются ее уровни: развлечение, потребление, творчество. Лебедев Олег Ермолаевич предлагает рассматривать уровень образованности (образовательного результата). Автор выделяет три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность.
Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования, по мнению Ирины Викторовны Калиш, являются, с одной стороны, успешное освоение обучающимися образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост.
Под результативностью воспитательной деятельности Е.В. Титова понимает достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности обучающихся, которое обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных).
Таким образом, в системе дополнительного образования детей оценивание рассматривается как инструмент мониторинга образовательных достижений обучающихся, результативности их деятельности, а также личностные достижения обучающихся.
В дополнительном образовании невозможно оценивание, принятое в общем образовании, так как традиционная отметка носит выраженный знаниевый характер. Она выставляется за определенный уровень знаний по конкретному предмету, в то время как за рамками внимания педагога остаются не только затраченные на это усилия ребенка, но и приобретенные им за определенный период социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности.
К основным принципам оценивания в дополнительном образовании относят: системность, вариативность, осознанность, доступность.
Системность предполагает регулярность проведения процедур оценивания.
Вариативность - использование разнообразных видов, форм и методик оценивания, исходя из возраста обучающихся, содержания деятельности, педагогических задач и т.д.
Осознанность строится на понимании обучающимися критериев оценивания и подхода педагога.
Доступность оценивания заключается в определенной легкости проведения его процедур и обработки результатов.
В целом, оценивание в дополнительном образовании детей является эффективным педагогическим средством развития деятельности обучающихся при условии его систематического использования, понимания ребенком критериев и оснований оценки, а также использования педагогом разнообразных видов оценки и развития оценочной деятельности в соотнесении с задачами развития творческой деятельности и личностного развития обучающихся.
Рассмотрим основные параметры, критерии и методики оценивания деятельности обучающихся, применяемые сегодня в учреждениях дополнительного образования детей.
Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся в ходе освоения дополнительных образовательных программ. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.
Обобщив изложенные в педагогической литературе подходы к определению критериев к оцениванию результативности деятельности обучающихся в дополнительном образовании, можно выделить три наиболее существенных параметра.
1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.
Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.
Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям:
1. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.
Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.
Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать:
1. Личностные достижения обучающихся.
Диагностика личностных достижений обучающихся - наиболее трудный аспект оценивания.
Критериями данного параметра могут стать:
Направленность динамики личностных изменений.
Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности):
Творческая активность и самостоятельность обучающихся:
Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере приравнивать к качеству творческих достижений обучающихся. Поскольку диагностирование творчества крайне затруднительно и имеет явный субъективный оттенок, то речь идет, прежде всего, о выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.
В учреждениях дополнительного образования выделяют две основные группы диагностических методик, используемых для оценивания деятельности обучающихся - количественные методы и методы экспертной оценки, где оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ребенку систему критериев.
Практика показывает, что формы, подходы, методики оценивания и фиксирования достижений обучающихся в учреждении дополнительного образования очень разнообразны, их использование зависит от возраста обучающихся и направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы.
Педагогами используются различные нецифровые формы оценивания - вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) или материальное выражение оценивания (флажки, звезды, конфеты, открытки и пр.).
Существуют различные формы оценивания достижений обучающихся: дневник педагогических наблюдений, папки развития, диагностические карты, зачетные и личные учебные книжки и так далее.
Примером такого оценивания может служить портфолио.
В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, выделяют:
В зависимости от содержания выделяют:
При работе с портфолио обучающийся осознает, как происходит процесс обучения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные виды работы; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение. Таким образом, «портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, он нацеливает обучающегося на демонстрацию прогресса» .
Еще одна форма оценивания - система рейтинга. Она сочетает в себе количественные и качественные характеристики. Показатели для рейтинга могут быть любые.
Преимуществом рейтинговой системы оценивания является то, что оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и обучающихся, итог определяется в виде суммирования всех собранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов, обучающийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Особое внимание нужно уделить такому виду оценивания, как, самооценка.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности.
При этом создаются такие условия активного взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого происходит развитие и саморазвитие как того, так и другого. Формирование способности к самооценке «влияет на эффективность социальной адаптации личности, является регулятором поведения и взаимоотношения человека с окружающими, сказывается на отношении к успехам и неудачам».
Таким образом, с современной точки зрения, оценка - это эффективное педагогическое средство развития личности ребенка. Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также способно формировать адекватную и позитивную самооценку ребенка.
Не случайно в системе дополнительного образования детей существуют свои особенные позиции к оцениванию качества и результативности деятельности обучающихся. Педагоги стремятся находить критерии, методики и формы оценивания, наиболее отвечающие специфике и задачам дополнительного образования.
Поэтому так важен в учреждении дополнительного образования детей поиск новых форм оценивания деятельности обучающихся, которые бы соответствовали целям и задачам дополнительной образовательной программы, содержанию деятельности, возрасту и уровню развития ребенка, но при этом бы стимулировали бы обучающихся на продолжение деятельности и саморазвитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.