Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению
Оценка 4.9

Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению

Оценка 4.9
docx
10.03.2023
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению
Доклад Рудская В.В..docx

Современные подходы

к проблеме готовности детей к школьному обучению

 

Слайд 2

К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования. С одной стороны родители хотели видеть своего ребёнка разносторонне развитым, с другой учителя желали, чтобы первоклассник был полностью готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребёнка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей. На современном этапе (в связи с введением ГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребёнка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребёнка принимать на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т.е. сознательное желание ребёнка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Слайд 3

Теоретические аспекты готовности ребёнка к школе

Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом.

Традиционно различаются следующие компоненты готовности ребенка к школе: специальная готовность и общая готовность.

Специальная готовность включает: звуковой, слоговой анализ слова, формирование ЭМП, подготовку руки ребёнка к письму.

Общая готовность включает в себя психологическую и физическую готовность.

Физическая и физиологическая готовность являются очень важным аспектом готовности ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. Двигательная активность - это залог его здоровья как физического, так и умственного.

Слайд 4

Составляющие психологической готовности:

Личностная готовность – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

·         положительных представлений о школе;

·         желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

·         сформированной позиции школьника.

Следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения. Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Коммуникативная готовность. Готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения с взрослыми и сверстниками.

Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

·         умение согласовывать действия с другими;

·         осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

Интеллектуальная готовность взаимосвязана с личностной готовностью и включает в себя:

·         речь;

·         познавательные процессы;

·         способы познания;

·         знания.

Во всех исследованиях, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Слайд 5

Современные методики подготовки к школе.

Существует разнообразные занятия по подготовке детей к школе. Родителям полезно разобраться в каждой из них, чтобы выбрать для своего ребенка наиболее интересный и эффективный вариант. Рассмотрим некоторые из них.

Методика Зайцева, направленная на развитие детей 3-5 лет, предлагает быстро обучить ребенка чтению при помощи особых кубиков разных размеров и цветов. Вместе с тем происходит значительное раскрепощение малыша, и он запоминает информацию со слуха, а также развивает зрительную память.

Методика Никитиных, направленная на дошкольное развитие, предлагает ряд интересных логических задач, основанных на взаимодействии ребенка со взрослым. Метод хорошо развивает образное мышление и логику ребенка.

Методика Домана. Метод хорошо стимулирует деятельность нервной системы и эффективно развивает восприятие новой информации.

Методика Монтессори – это особые системные развивающие занятия для детей дошкольного возраста, которые хорошо развивают тактильные ощущения, моторику, память и образное мышление ребенка.

Кроме того, практически при каждой школе существуют подготовительные классы по предшкольной подготовке детей. Основная задача предшкольной подготовки – адаптация детей к обучению и создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

Слайд 6

Роль семьи в подготовке ребёнка к школе.

В формировании у дошкольника учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.

Слайд 7

Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему социально-личностного развития готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.

Формы работы с семьей могут быть разнообразными. Они представлены тремя основными группами по способу представления информации: устно, в наглядно-текстовой форме и дистанционно. 

К устным формам относят: родительское собрание, индивидуальную и групповую консультацию, беседу, телефон доверия. 

К наглядно-текстовым формам информирования родителей: газеты и журналы, брошюры, буклеты, листовки, записки, библиотека, информационный стенд.

К дистанционным формам информирования родителей относятся web-сайты и страница в социальной сети.

Слайд 8

Традиционные и современные подходы к проблеме готовности детей к школе.

Традиционный подход к проблеме преемственности заключается в том, что школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребёнка к школе, каким он должен быть, поступая в первый класс.

В недавнем прошлом в дошкольных учреждениях подготовка детей к школе и формирование учебной деятельности сводились к выработке у детей навыков школьного поведения на уроке: умения сидеть за партой, "правильно" отвечать на вопросы педагога и др. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Основным отличием учебной деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное – он принимает учебную задачу и, следовательно, учится.

В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются детьми в большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности.

При таком подходе обучение дошкольников определялось не объективными законами развития ребёнка, а образовательной системой последующего звена.

Такой подход решить проблему преемственности сверху вниз приводит к тому, что во многих дошкольных учреждениях:

·         проводится форсированная подготовка детей к школе, что неизбежно увеличивает количество обязательных занятий и ведёт к перегрузке детей;

·         игнорируются сенситивные периоды в развитии детей, роль возрастных новообразований, роль ведущей, игровой деятельности, вытесняется художественная творческая деятельность;

·         содержание знаний по математике, обучению грамоте из школьной программы перемещается в детские сады; вместе с тем недостаточно внимания уделяется развитию детской речи, способностей детей;

·         воспитатели ДОУ увлекаются школьными вербальными методами обучения, контролируют не развитие детей, а усвоение ими знаний, слабо владеют игровыми методами и формами обучения.

В результате отмеченных тенденций происходит «овзросление» дошкольного образования, искусственная акселерация детского развития.

Слайд 9

Поэтому назрела необходимость в иных методах подготовки детей. Современный подход к проблеме преемственности заметно отличается от традиционного подхода. Он осуществляется снизу вверх. Для этого следует:

·         учителю младшей ступени школы признавать не на словах, а на деле опыт, приобретённый ребёнком в дошкольном возрасте;

·         начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.

Современные подходы к этой проблеме характеризуются основными различиями в требованиях, предъявляемых школой к будущим первоклассникам. Цель дошкольной ступени – развитие общечеловеческих качеств, добрых чувств, глубокого ума, здорового тела. Цель начальной школы – формирование умения учиться, создание условий, при которых обучение становится средством самовыражения ребёнка. Каждое звено образования должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга.

Новые требования к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей. ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход от игровой к учебной деятельности. Причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используется практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно - игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игре.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Слайд 10

Заключение

Таким образом, современный подход к готовности детей к школе заключается в преемственности детского сада и школы. Решить его можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению

Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному обучению

Во всех исследованиях, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами,…

Во всех исследованиях, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами,…

Традиционный подход к проблеме преемственности заключается в том, что школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребёнка к школе, каким он должен…

Традиционный подход к проблеме преемственности заключается в том, что школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребёнка к школе, каким он должен…

Причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать

Причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2023