Современные подходы к реализации принципов экологической направленности образования: опыт работы
Валетко Жанна Александровна,
учитель начальных классов высшей категории, педагог дополнительного образования высшей категории, руководитель клуба «Крылатый дозор», кружков «Юные краеведы», «Экологический экспресс»
ГУО «Средняя школа № 9 г.Слуцка»
Природа является источником знаний и впечатлений для ребёнка. Детей удивляет и привлекает всё: божья коровка на тропинке летом или на подоконнике зимой, паучок в густой лесной траве или в укромном уголке сада, сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Именно на эту способность детей к восхищению окружающим миром следует, на мой взгляд, опираться при формировании у младших школьников экологической культуры и воспитания любви к окружающему миру.
Многолетний опыт реализации принципов экологической направленности образования младших школьников позволяет мне определять наиболее оптимальные методы и формы организации этой работы, опираясь на любознательность детей, их способность удивляться многообразию мира природы. Удивление – это обязательный элемент в формировании потребности к познанию, воспитании любви к природе и осознанию себя ее неотъемлемой частью. «Удивляться – узнавать – любить» - самый эффективный алгоритм экологического воспитания и универсальный принцип организации любой работы по этому направлению.
В своей деятельности применяю различные формы работы:
· работа учащихся по благоустройству и озеленению территории школы;
· природоохранные кампании и праздники;
· экологические игры, фестивали, акции;
· конференции;
· экологические уроки, дни, недели, месячники;
· экологические турниры;
· социально- экологические проекты;
· исследовательские проекты;
· экологические конкурсы;
· экологические мастер-классы;
· экологические чтения;
· экологический практикум;
· клубные занятия юных друзей природы;
· экскурсии, прогулки, походы, экспедиции;
· мониторинги;
· интернет-проекты;
· медиафестивали;
· моноэкскурсии и мн.др.
Все формы и виды учебной и внеклассной деятельности вносят свой вклад в формирование экологической культуры учащихся. Более подробно о некоторых их них.
Для защиты экологических проектов школьники с помощью программы Power Point создают презентации по темам своих проектов, включив в них анимированные изображения, видеосюжеты, звуковое оформление. Проект «Рациональное использование электроэнергии в домашних условиях» удостоен диплома 1 степени в номинации «Ученический проект практических мероприятий по энергосбережению». Проект по благоустройству и озеленению школьной территории «Чудеса пришкольного участка» был представлен на конкурсе детских экологических научно-исследовательских и практических проектов «Земля – наш дом» и отмечен дипломом 1 степени (Слуцкий район), дипломом 3 степени (Минская область). Проект «Друзья птиц» отмечен дипломом 2 степени Национальной академии наук Беларуси (институт истории, отдел антропологии и экологии), опубликован и размещён на сайте ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Проект «Спички - не игрушка» представлен на областном смотре-конкурсе детского творчества "Спасатели глазами детей" и принёс ребятам 2 место в номинации «Социальный реклама».
Поможем крышечке стать не просто мусором! Под таким девизом младшие школьники стали активными участниками социально-экологического благотворительного проекта «Новая жизнь в обмен на крышечки». Ребята собирают пластиковые крышки для последующей передачи вторсырья в пункт сбора в г.Слуцке и оказания помощи нуждающимся в лечении сверстникам.
Активно включились ребята в работу над интернет - проектами на форуме IEARN (Международное образование и сетевые ресурсы, объединяющие педагогов, учащихся, студентов из 140 стран мира):
· Smiles world (Улыбка мира). Девиз проекта: «Мы пытаемся способствовать счастью во всём мире через международные улыбки для вас!». Школьники делали необычные рисунки и фотографии в природе, сочиняли сказки, рассказы, эссе, стихи "Улыбка: как решать проблемы", делились своими улыбками с прохожими во время экскурсий, походов, экспедиций.
· Together With Birds (Вместе с птицами). Участники узнают о птицах их сообщества, их образе жизни и проблемах, обмениваются информацией друг с другом через фотографии, эссе, презентации для поддержания популяций птиц своего региона и сохранения видового разнообразия.
· Folk Costumes Around the Globe (Народные костюмы по всему миру). Участники создают костюмы и украшения из природных материалов, вторичного сырья, соблюдая национальные традиции в узорах, орнаментах.
· The beauty of animals (Красота зверей). Деятельность в рамках проекта направлена на изучение биоразнообразия местных природных сообществ. Ребята создают творческие работы и представляют их на международных виртуальных выставках и интернет-галереях.
· Talking Kites Around the World (Говорящие Воздушные змеи Вокруг Света). Участники делают воздушных змеев из вторичного сырья и запускают в небо 21 марта как дань продвижению культурного и социального диалога, с мечтой о лучшем мире, о сохранении жизни для всех обитателей на планете.
· Daffodils & Tulips (Нарциссы и тюльпаны). Учащиеся по всему миру в ноябре-декабре высаживают луковичные декоративные растения по своему выбору. На подоконнике учебного кабинета с помощью ребят «поселились» луковицы нарциссов и гиацинтов, а в открытый грунт были высажены луковицы тюльпанов. Школьники исследуют данные о растениях по различным параметрам.
· Holiday Card Exchange «Праздник: обмен открытками». Дети из разных стран всего мира посылают друг другу новогодние поздравительные открытки на английском языке. Каждый класс-участник проекта получает конверт с открытками от целого ряда различных стран, чтобы понять больше о культуре и традициях новогодних праздников других стран. Ребята моего класса отправили свои новогодние открытки в Молдову, Германию, Словению, Пакистан, Тайвань, Россию, Японию, США, Канаду, Австралию.
IEARN является лидером в области использования интерактивных технологий, позволяющих школьникам участвовать в значимых образовательных проектах со сверстниками из разных уголков мира. За активное участие в интернет-проектах получены сертификаты международного образца. Участие в международном проекте IEARN «Голоса молодых» принесло победу в номинации «Братья наши меньшие» за создание медиапроектов «Совсем непростая история» и «Во имя жизни». Ребята – авторы видеофильмов, получили сертификаты 2 Московского молодёжного медиафестиваля «ADODE: голоса молодых». Группа учащихся стала лауреатами республиканского медиафестиваля «Голоса молодых за устойчивое развитие-2019» в номинации «Мы- агенты устойчивых перемен», представив на суд жюри видеоролики «Люди и птицы», «Твори добро на всей Земле!». В мае 2019 года видеоролик учащихся «Мы- за мир на планете!» принял участие в финале международного виртуального фестиваля проектов образовательной сети IEARN.
Международные экологические уроки
· «Лес и климат». Интерактивные задания урока увлекают школьников в путешествие по нашей планете вместе с молекулами углекислого газа, вовлекают в поиск решений по сохранению лесов для более благоприятного климата.
· «Сохранение редких видов животных и растений». Урок в игровой форме рассказывает школьникам о том, насколько важно биологическое разнообразие, о роли редких видов животных и растений в природных системах и о том, какие действия каждый из нас может предпринимать для их сохранения.
· «Жить экологично в мегаполисе». Интерактивный урок знакомит школьников с простыми привычками, которые помогут им ежедневно заботиться о природе и своем здоровье.
· «Лесомания». Во время проведения урока создаются условия для обучения школьников навыкам ответственного выбора и использования продукции из древесины, формирования у ребят бережного отношения к лесам.
· «Разделяй с нами». Экологический урок помогает узнать много удивительных фактов о привычном мусоре, о раздельном сборе отходов и переработке, благодаря которой из отходов получаются новые вещи.Через игровые состязания школьники учатся грамотно обращаться с отходами, действовать и уменьшать мусорный след в повседневной жизни вместе со своими родителями. В ходе игровых заданий выявляют преимущества и недостатки разных способов обращения с отходами и знакомятся с технологиями раздельного сбора и переработки отходов.
· «Хранители воды». Серия интерактивных уроков раскрывает много необычных и интересных фактов о воде и проблеме водосбережения. Ребята узнают о пользе раздельного сбора и переработки отходов и об их связи с сохранением чистой воды. На ярких примерах рассказывается о современных экологических проблемах, связанных с загрязнением воды мусором, и методах вторичной переработки отходов.Раскрываются способы защиты природных ресурсов (от акций по очистке берегов с друзьями до участия в деятельности общественных движений).
· «Самый большой урок в мире». Международный образовательный проект направлен на информирование детей и молодежи о Целях устойчивого развития. Ребята приняли участие в реализации нескольких направлений, среди них: Чистая вода, Сохранение экосистем суши, Борьба с изменением климата, Чистая энергия.
По результатам участия мы имеем сертификаты международного образца, дипломы и благодарственные письма в адрес школы, педагога от организаторов международных образовательных проектов.
Зелёные школы
Для повышения экологической информированности по всему миру создаются сети экошкол или Зелёных школ. Цель образовательного проекта «Зелёные школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.
ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка» активно включилась в работу по выполнению заданий в рамках проекта «Зелёные школы». Являясь координатором проекта в учреждении образования, был разработан перспективный план мероприятий по использованию местного биологического разнообразия в образовательном процессе. Работая над выполнением заданий по разным направлениям, ребята изучают природу на территории школы: определяют цветы, изучают насекомых, наблюдают за птицами. Учащиеся оказывают помощь дикой природе на территории школы: создают дома для беспозвоночных животных, искусственные гнездовья, кормушки для пернатых, разрабатывают рецепты смесей для подкормки птиц зимой, подкармливают их. Ведут просветительскую работу: готовят информационные материалы по экологическим темам и распространяют среди школьников, педагогов, родителей. Проводят экологические разведки, рейды бережливых, социологические опросы, мероприятия по уменьшению количества отходов и мусора. Осуществляют мониторинг расхода воды, использования электроэнергии в школе, определяют качество атмосферного воздуха.
Исследовательская работа
Одним из инновационных подходов к формированию экологической культуры является организация исследовательской деятельности учащихся. Такая форма работы способствует появлению у школьников познавательного интереса. Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Как стать другом природы? Что ест синичка на обед? У кого два миллиона имён? На эти и многие другие вопросы находят ответы обучающиеся во время своих исследований. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, учит делать выводы, вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых. Так, на районный конкурс «Экология и сказки» были представлены мини-исследования «Сказки Корнея Чуковского – азбука о животных для детей», «Отношение человека к животным в русских народных сказках», «Народные сказки как первый путеводитель о птицах для детей» и отмечены дипломом 1 степени. Исследовательская работа «По следам доктора Айболита» приняла участие в районном конкурсе «Я-исследователь», Всероссийском конкурсе «Старт в науку 2020» и отмечена дипломом 1 степени.
Природоохранная деятельность
Включение в конкретную природоохранную деятельность, создание условий непосредственного общения с природой позволяет значительно повысить уровень экологической культуры младших школьников.
Члены клуба «Крылатый дозор» ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка» включились в работу по образовательной программе «Бусел» (организаторы Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам (Институт зоологии) и официальный партнер BirdLife в Беларуси общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны»). Участники, выполняя задания программы, изучали сведения о жизни данного вида птиц, определяли рацион белого аиста, составляли циклограмму «Один год из жизни аистов».
Одно из направлений программы – учёты популяции белого аиста. Для этого был проведён ряд эколого - краеведческих экспедиций «По следам белого аиста», во время которых участники изучали биотоп вида, кормовую территорию белого аиста, наблюдали за временем прилёта и отлёта аистов, периодичность кормления. При работе на местности особое внимание уделялось умению учащихся фиксировать результаты наблюдений. Правильное ведение полевого дневника позволяет уменьшить затраты времени на обработку полученных данных, снизить вероятность ошибочных выводов. Вырабатывается навык своевременного и точного анализа собранного материала. Такая форма работы является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей. На XIX съезде ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» результаты деятельности учащихся по образовательной программе «Бусел» были представлены на стендовой презентации и отмечены дипломом. Сценарная разработка экспедиции размещена на страницах республиканского научно-методического журнала «Выхаванне і дадатковая адукацыя» (№ 1, 2020 г.)
Неделя экологических знаний
Вместе для птиц и людей! Под таким девизом проходит неделя экологических знаний «Встречаем птиц и весну». Школьники принимают участие в конкурсе творческих работ «Если бы я был птицей…», конкурсе чтецов «Пернатые друзья», вернисаже «Крылатые друзья». Ребята оформляют «птичьи» газеты, посещают книжную выставку «Птицы – наши друзья», участвуют в читательской конференции «Природа и человек», пишут экологические письма в «Жалобную книгу птиц». С удовольствием работают в «птичьей» мастерской: лепят и пекут жаворонков из теста, а потом на улице кликают весну. На районном конкурсе «Голоса весны» выступление агитбригады с призывом «Мы птиц сохраним, и Земля будет жить!» было отмечено дипломом 1 степени.
Месячник экологических знаний
Ежегодно координирую в нашей школе месячник экологических знаний «Природа и человек».
На Неделе открытий ребята посещают книжную выставку «Природа – наш дом», во время которой узнают о проведении Международного Дня заповедников и национальных парков, о Всемирном дне водно-болотных ресурсов и многих других экологических акциях и праздниках. Информационный час «Сохраним природу – сохраним жизнь» посвящён разнообразию флоры и фауны Беларуси.
Участники экоигры «Птичье царство» открывают для себя удивительный мир птиц. 230 учащихся, родителей и педагогов школы приняли участие в республиканской акции «Птицы на кормушке» (январь 2020 года).
Самым настоящим открытием для любителей природы стал мастер-класс «Лакомства для птиц», во время которого дети и родители приготовили и развесили угощение для пернатых друзей на пришкольном участке. Члены клуба «Крылатый дозор» создали видеоролик «Птушкі ля кармушкі», где рассказали о том, чем, когда и как правильно подкармливать пернатых друзей.
Неделя экологических маршрутов посвящена экономному использованию природных ресурсов. Мероприятия «День волшебной воды», «Школа бережливых», «Я и энергия», «Тайны живой природы» направлены на формирование культуры эффективного энерго- и водопользования, ресурсосбережения. Игра – путешествие «Солнце светит всем» расширила представление учащихся о планете Земля. На выставке-конкурсе стенной печати «Природа и человек» были представлены 50 творческих работ младших школьников: рисунки, плакаты, коллажи о красоте и бережном отношении к окружающей среде.
На Неделе сохранения биоразнообразия речь идёт о роли человека в судьбе животных. Для ребят организован просмотр документальных фильмов И.Бышнева «Судьба зубра», «Тропою волка», «Зачарованные болота». Мероприятия «Экодвижения», «Экология – забота каждого», «Судьба природы – наша судьба» содействуют формированию творческой исследовательской деятельности, стимулируют интерес ребят к окружающему миру. Членами клуба «Крылатый дозор» был создан видеофильм в форме журналистского расследования «Интересные факты из жизни синиц».
В рамках экомесячника в шестой школьный день учащихся и родителей собирает конкурс чтецов «Роднай прыроды цудоўныя чары».
В актовом зале школы проходит ежегодная торжественная церемония вступления учащихся начальных классов в клуб "Крылатый дозор". С этого момента мальчишки и девчонки являются друзьями республиканской общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и зорко следят за пернатыми друзьями: наполняют кормушки, считают водоплавающих, изучают повадки птиц ближайшего окружения. Опыт работы клуба «Крылатый дозор» ГУО «Средняя школа № 9 г.Слуцка» был представлен на республиканском съезде ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», на ежегодном районном Дне клубов «Крылатый дозор», а также во время семинара среди руководителей клубов в рамках проекта «Экомониторинг», финансируемого Европейским союзом и реализуемого ПРООН в партнерстве с Минприроды (2020г.).
Национальная кампания «Птица года»
«Где птицы, там и мы!». Под таким девизом в течение всего учебного года школьники принимают участие в национальной кампании «Птица года». Знакомятся с особенностями жизни и повадками выбранной птицы, рисуют, вышивают, клеят, лепят из пластилина, солёного теста, снега, совершают экологические разведки в поисках мест гнездования. Самый яркий момент- решение «квартирного вопроса». С помощью взрослых ребята мастерят и развешивают искусственные гнездовья. Как итог- победа в районном конкурсе устных орнитологических журналов, в республиканском конкурсе рисунков на асфальте. Творческие работы школьников неоднократно демонстрировались в музее этнографии и галерее искусств г.Слуцка. Группа учащихся ГУО «Средняя школа № 9 г.Слуцка», членов школьного клуба «Крылатый дозор» и друзей ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» была приглашена в республиканский Музей природы и экологии, где состоялось торжественное вручение наград победителям и призёрам республиканского конкурса творческих работ в рамках национальной кампании «Птица года». В конкурсе приняло участие более 500 работ. Творческая работа ребят «Ночной дозор» получила 1 место в номинации «Вырабы з прыродных матэрыялаў». В рамках национальной кампании "Птица года-2019" творческая работа учащихся отмечена дипломом 1 степени в номинации "Лучший сценарий", дипломом 1 степени в номинации «Лучший видеофильм", неоднократно становились победителями республиканского конкурса "Птица-арт». Сценарий виртуального кукольного спектакля о птице года «Неверагодныя прыгоды вялікага арляца» размещён на страницах республиканского научно-методического журнала «Выхаванне і дадатковая адукацыя» (№ 10, 2019 г.)
Международные образовательные кампании
Ежегодно весной ребята вместе с детьми и взрослыми по всей Европе принимают участие в международной образовательной кампании «Живая весна», организованной BirdLife International. Главная цель кампании – собрать данные о миграции птиц. Школьники удостоены сертификатов международного образца за победу в номинациях «Фотоконкурс: мои первые наблюдения», «Наибольшее количество наблюдений», «Литературное творчество: моя первая встреча с вестниками весны».
Активно участвуют младшие школьники и их родители в Европейских осенних днях наблюдений за птицами EuroBirdwatch. Цель – повышение информированности населения о птицах и их проблемах, расширение знаний об особенностях миграции птиц, а также повышение мотивации для дальнейшего изучения птиц и природы Беларуси. В Беларуси осенние дни наблюдений впервые прошли в 1999 году при поддержке общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ), ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся». В начале октября на пришкольном участке организую наблюдательную площадку, провожу экскурсии. Во время экскурсии участники могут увидеть птиц, более подробно узнать о тех видах, которые можно встретить в городе, на водоёмах, в парках и лесах, а также задать любые вопросы о птицах. Определив виды птиц, участники сообщают информацию в секретариат АПБ или через онлайн форму на сайте ptushki.org.
Экологические мероприятия
Слуцк
– соловьиный город. Услышал соловья – занеси на карту!
На основе собственных сведений и результатов опроса учащихся, родителей,
работников школы ребята составили собственную «соловьиную» карту
Слуцкого района, а также отметили на онлайн карте сайта АПБ места, где поют «слуцкие» соловьи. В городе функционирует
единственный в республике Музей соловья. Школьники пополнили музейные
стенды своими творческими работами. Электронный рекламный буклет
«Слутчина- соловьиный край» отмечен дипломом 1 степени.
По инициативе ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» совместно с НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси мы включились в работу над созданием первого Атласа гнездящихся птиц Беларуси. На карте Слуцкого района был определен квадрат для наблюдений и организован ряд экскурсий. Все сведения отправлены координаторам проекта.
Группа учащихся нашей школы участвовала в фотосессии «Photobirding». 3 недели апреля ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» предлагала посмотреть по сторонам и поискать в своем окружении человекоптиц – людей, фамилии которых совпадают или похожи на названия птиц. Наши ребята стали победителями в номинации «Самое соловьиное фото».
Большой популярностью у ребят пользуется ежегодная программа «Синичкин день», которая проходит 12 ноября в форме квест-игры, виртуального путешествия, экорасследования, праздника.
Не менее значимым является участие ребят в реализации социально-экологического проекта «Зёрнышки добра». Члены клуба «Крылатый дозор» проводят экоразведку о наличии кормушек в микрорайоне школы среди 21 многоэтажного дома. Школьники размещают там кормушки с памяткой «Покормите птиц», которые регулярно пополняют лакомством для птиц не только сами ребята, но и взрослые- жители данного микрорайона.
Ежегодно среди учащихся начальных классов проходит конкурс - выставка «Кормушка для птиц». Жюри определяет победителей и призёров конкурса в номинациях «Я и семья», «Я и папа», «Я и друг» ,«Я и мама» , «Я и дедушка», «Оригинальное оформление», «Кормушка из вторичного сырья», «Самый активный класс». Торжественная церемония награждения победителей и призёров проходит в актовом зале в присутствии учащихся начальных классов, педагогических работников, родителей учащихся. Кормушки размещаются на всей пришкольной территории для подкормки птиц в зимнее время. Фото кормушек-победителей участвует в Интернет-конкурсе в социальной сети «ВКонтакте», в группе «Союз охраны птиц России».
Члены клуба «Крылатый дозор» и кружка «Экологический экспресс» проводят среди воспитанников детского сада акцию «Кормушка в подарок!». Ребята не только дарят кормушки, но и рассказывают дошкольникам о перелётных, кочующих и оседлых птицах, о приготовлении лакомства для птиц, о продуктах, которыми нельзя подкармливать пернатых. В конце мероприятия воспитатели вместе с ребятами «украшают» деревья на территории игровой зоны «съедобными» бабочками, божьими коровками и шишками. Теперь каждый день дошкольники смогут наблюдать за гостями, прилетающими на обед в столовую для птиц.
В школе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды. Во время проведения акции «Неделя леса» юные экологи совместно с октябрятами, пионерами, членами БРСМ и администрацией школы высаживают на пришкольном участке саженцы хвойных пород. В 2019 году благодаря ребятам вдоль улицы Зелёная появился сквер, в котором насчитывается 135 саженцев лип.
Школьники принимают участие в мероприятиях мемориально-патронатной акции «Память» по уходу за памятным знаком Семёну Ариевичу Косбергу, уроженцу Слуцка, конструктору третьей ступени ракеты, которая впервые вывела человека в космос. Памятный знак установлен в 2011 году в г.Слуцке в микрорайоне школы по ул. Гагарина. Учащиеся школы регулярно в весенне-осенний период приводят в порядок территорию, прилегающую к Памятному знаку: рыхлят почву, высаживают цветы, осуществляют прополку и полив растений, убирают опавшую листву.
Пропаганда экологических знаний
Юннаты ведут большую просветительскую работу по пропаганде экологических знаний среди своих сверстников. Члены клуба КД, кружков «Экологический экспресс» и «Юные краеведы» проводят викторины, конкурсы, турниры знатоков, праздники, игровые программы, устные журналы, кукольные спектакли, День птиц, Праздник белого аиста, флешмобы не только в период учёбы, но и во время каникул, во время работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Так, являясь начальником летнего оздоровительного лагеря, мы с воспитанниками реализовали проект лагерной смены «Юные бердвотчеры: от аиста до ястреба» в рамках фестиваля оздоровительных лагерей «Летний маршрут: малая родина» в номинации «Территория новых знаний» (дополнительное образование и исследовательская деятельность). Пробудить у сверстников любовь и интерес к природе, формировать чувство озабоченности за судьбу окружающего мира, привлечь внимание к охране окружающей среды – эти задачи ставят перед собой юные орнитологи.
Природоведческие экскурсии
Экскурсии в природу, походы по родному краю – необходимое условие для формирования экологической культуры учащихся. Во время экскурсий и походов ребята приобретают более глубокие знания о географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне родного края, участвуют в практической природоохранной деятельности. Эколого-просветительский центр в национальном парке «Беловежская пуща», национальный парк «Припятский», Зоологический музей БГУ (биофак), центр экологического туризма «Станьково», республиканский биологический заказник «Лебяжий», Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси и республиканский центр экологии и краеведения – это тот неполный перечень мест, где уже побывали школьники.
В нашей школе созданы необходимые условия, обеспечивающие реализацию принципов экологической направленности образования младших школьников. В своей профессиональной педагогической деятельности стараюсь вести систематическую и целенаправленную работу по экологическому воспитанию, диагностике уровня экологических знаний и сформированности экологической культуры младших школьников.
«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться», - писал Леонардо да Винчи. Ребята учатся наблюдать за явлениями и объектами природы, искать причинно-следственные связи. И они уверены, что от их действий сегодня зависит сохранение природного богатства для сегодняшнего и будущего поколений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.