Современные подходы применения педагогических технологий в профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ
Современное образование ориентировано не только на социализацию и адаптацию учащихся, но и на развитие личности человека и формирование качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. А получение профессии лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья – это важный шаг, который определит их последующую жизнь.
Образовательная деятельность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Данная категория обучающиеся обычно малоспособная, с задержкой в развитии, невнимательны, неусидчивы, замкнуты, они не могут быть долго сосредоточенными, испытывают проблемы в построении межличностных отношений. Наблюдается неадекватное поведение. Некоторые из них читают по слогам, другие не справляются с простыми арифметическими действиями, часто плохая память, отсутствует логика, нарушена мелкая моторика рук. Важным является эмоциональное состояние таких обучающихся.
Поэтому при организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья должны учитываться индивидуальные особенности каждого, их специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Необходима полная совокупность психолого-педагогических мероприятий, а именно формы, методы, способы, приемы обучения, воспитательные средства.
В первую очередь, педагоги должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса. Для этого изучается их индивидуальная карта реабилитации, даются рекомендации медиков и психолога, проводится диагностика учебных возможностей, способностей и потребностей в получении знаний. На основе полученных выводов и рекомендаций создаются условия здоровьясберегающей среды образовательного процесса. Проводится корректировка адаптированных профессиональных рабочих программ. Данные мероприятия направлены на поиск рациональных педагогических методов и приемов профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Освоение ими программ профессионального обучения может быть возможно за счёт использования педагогических технологий, ориентированных на повышение эффективности обучения. Для развития лиц с нарушением интеллекта нужны особые условия, учитывающие психофизические особенности развития этой группы людей, построение обучения на уровне их реальных учебных возможностей, работа по созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Здоровьесберегающая среда, создаваемая в нашем учебном учреждении, дает каждому обучающемуся реальную возможность получать профессиональное обучение, адекватное его способностям, склонностям, возможностям (в зависимости от заболевания), потребностям и его интересам.
Для этого в процессе обучения максимально используются здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие работать так, чтобы не наносить ущерб здоровью обучающимся и на уроках, и в воспитательной внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Она объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся: методы активного обучения, игровые технологии, личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, рациональное построение занятий с учетом особенностей обучающихся и др. Именно поэтому, при разработке своих уроков и выборе домашнего задания, необходимо учитывать требования к сохранению здоровья каждого обучающегося.
Познавательная активность учеников с нарушением интеллекта в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому ее необходимо активизировать. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению.
С нашей точки зрения, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, поэтому, на своих уроках максимально используем игровые элементы, раскрепощающие обучаемых, снижающие их застенчивость, влияющие на развитие их словестно-логического мышления. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже «слабым» ученикам. Даже небольшие игровые приемы способствуют повышению познавательной активности, такие как игра «Светофор» для фронтального опроса и актуализации знаний, которая заключается в утверждении или опровержении предложенного преподавателем выражения с помощью карточек трёх цветов: зелёный – согласен; красный – не согласен; жёлтый – сомневаюсь, например, «Союзка – является ответственной деталью в заготовке». Если обучающиеся согласны с этим утверждением, то они показывают зеленую карточку, нет – красную, не знают ответа – желтую. Таким образом, можно проверить теоретический блок знаний всей группы, увидеть, кто быстрее отвечает на вопросы, у кого пробелы знаний по каким-то вопросам. Также, при актуализации знаний, обучающимся нравится разгадывание различных кроссвордов и игра «Крестики-нолики», со взаимодействием звеньев и использованием парного или группового обучения. Данный метод, когда обучающиеся работают коллективно, но каждый может высказать своё мнение, является важным для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Задания для групповой и коллективной работы помогают преодолению «не успешности» отдельных учеников, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствует пониманию общего результата. Это является важным фактором становления профессиональной стороны личности ученика, правильной организации его умственной деятельности.
Практика показывает, что учебные возможности выпускников вспомогательных школ весьма различны. В основе этих различий лежат объективные причины, заключающиеся в неоднородности, степени и характере проявлений основного и сопутствующего дефектов развития. Для качественного усвоения излагаемого материала на уроках профессионального обучения необходима его доступность.
Принцип доступности можно реализовать путем применения опорных конспектов на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала, обучения на основе схемных и знаковых модулей, использования информационно-коммуникативных технологий. Все это позволяет сделать более доступным сравнительно сложный, для учащихся с нарушением интеллекта, учебный материал.
Опыт работы с инвалидами показывает актуальность применения методики российского педагога-новатора В. Ф. Шаталова (опорные конспекты) и американского учёного Т. Бьюзена (интеллектуальные карты), которые позволяют более рационально распределять учебное время, сконцентрировать внимание обучающихся на основных, значимых этапах изучаемых тем.
Почему интересна именно такая форма при обучении лиц с ограниченными возможностями? Обычно лекции ведутся в привычной линейной форме, а использование радиантной формы изложения нового материала помогает выделить основные моменты первого ряда, устанавливать причинно-следственные связи, более полно увидеть картину всего лекционного материала сразу.
Важным фактором, обеспечивающим эффективность данного метода обучения, является опора на ассоциативное мышление учеников. Интеллект-карты оказывают помощь в развитии процессов памяти, помогают в установлении связей между объектами изучения, наблюдения и т.д., опираясь на те сохранённые процессы, которые обнаруживаются у обучающихся. Информация, соединённая посредством ассоциации со знаниями, опирается на опыт учащегося, яркие объёмные образы и использование различных цветов активизирует внимание и способствует лучшему запоминанию материала. Применение интеллект-карт позволяет задействовать вербальную (словесную), зрительную и моторную (двигательную) память. Именно это способствует правильной мыслительной деятельности обучающихся.
Важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления у учащихся с отклонениями в развитии играет наглядность. Проблему активизации обучающихся решаем путём использования в ходе урока современных информационных компьютерных технологий, которые способны насытить обучающегося большим количеством готовых, отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, что очень важно для одновременного обучения групп учащихся с различными формами отклонений в развитии.
Применяемые указанные выше методы обучения позволяют сделать процесс обучения коррекционно-направленным, способствуют максимальной адаптации обучающихся с физическими и умственными нарушениями к самостоятельной жизни, приобретению профессиональных знаний и умений, исправлению свойственных данному контингенту лиц недостатков (робости, застенчивости, смущенности, нереализованности, комплекса неполноценности), помогают поверить в себя и свои возможности, стать полноправным членом нашего общества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.