"Современные способы оценивания успешности учащихся"
Оценка 4.8

"Современные способы оценивания успешности учащихся"

Оценка 4.8
docx
28.05.2020
"Современные способы оценивания успешности учащихся"
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ.docx

 

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная Общеобразовательная школа» с.Перетино

Партизанского муниципального района

 

 

 

 

 

«СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

 

 

 

Докладчик:

 учитель начальных классов

Маркова Т.А.

 

 

с.Перетино

2020г.

оСОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ОЦЕНИВАНИЯ

Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников. Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях: ‒ Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. ‒ Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям. ‒ Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно. ‒ Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке. По словам Т.И.Тишиной: «Принципы современной системы оценивания: ‒ в центре оценивания — ученик; ‒ учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
‒ оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

 Цель оценивания— улучшить качество обучения».

 От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя. Я считаю, что оценивание на уроке — это процесс результат. Процесс, т. к. учитель самостоятельно или вместе с детьми разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать свою работу учащихся, а результат, т. к. это показатель, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Конечно, оценивание стимулирует учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание «подогревает» стремление узнать больше. Методы приемы, которые использую я для привлечения учащихся в процесс оценивания, могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям и имеют универсальный характер. В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию. С какими же трудностями сталкиваются учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания? Самая главная проблема — заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходится сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику, но постоянная и регулярная работа помогает привести все оценки к единому «знаменателю». Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, не хватает времени на уроке. Однако — дорогу осилит идущий, мы с этим ничего не сможем сделать: не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но вместе искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой багаж знаний методик — вполне в наших силах.

Уже с 1 класса(т. к. дети уже «стали учениками»), ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». Учимся ставить и вспоминать цель работы на урок. Учимся сравнивать результат с целью. Учимся находить и признавать ошибки. Учимся оценивать сам процесс. В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои первоклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке. Работая на уроке, после каждого этапа, ребенок ставит пометку, сначала это были +, моим детям нравилась фигура звезда, 5 заданий- 5 плюсов, я — звезда

Во 2 классе я использую уже как прогностическая оценка, так и ретроспективная оценка. Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы; она намного проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее. Прогностическая самооценка — это «точка роста» способностей школьников к оцениванию себя. Предлагать ученикам оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована. Такого рода самооценку предлагаем детям в середине второго класса. Мы с детьми оценку строим от инструкции к заданию. Работу начинаем с того, что определяем, какими умениями мы должны обладать, чтобы выполнить данное задание правильно. Каждое умение мы фиксируем в виде шкалы на доске, ( могут дети у себя в тетрадке). Это и есть критерии. Затем я прошу детей подумать и предположить, на сколько, успешно они могут справиться с данной задачей, т. е. оценить, на сколько, хорошо у них сформировано каждое из перечисленных умений по уровням. Это и есть прогностическое оценивание. Затем, ученики выполняют упражнение, проверяют свою работу по эталону и еще раз возвращаются к оцениванию своих умений. Чертится  «крестик» на шкале либо берется в круг, другим цветом, если оценка совпадает, либо на шкале чертится другой «крестик» и, конечно, комментируем свой результат. Далее проверку осуществляю я — либо соглашаюсь с оцениванием, либо нет. Не совпадение оценки — это предмет разговора между учителем и учеником. Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября на первом классном родительском собрании я, ознакомила родителей с новой формой накопительной оценки — портфолио, зачитала Положение о портфолио обучающихся начальной школы, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это — я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения», а так же указала целевые установки создания портфолио для ученика и для родителей. Портфолио — это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. В течение учебного года на каждого ребенка оформляется «Лист индивидуальных достижений» по учебным предметам, который является основанием для итоговой аттестации в конце четверти, полугодия и учебного года. Здесь также фиксируется продвижение младшего школьника в освоении всех умений, которые необходимы для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности.

Виды самооценивания и взаимооценивания на уроках в начальных классах.

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. В настоящее время система оценивания занимает особое место среди современных педагогических технологий.

"Учится не ради отметки, а чтобы знать и уметь".

В своей работе для формирования самооценки использую следующие приёмы оценивания.

1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе.

2. Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе.

3. Правила оценочной безопасности.

 

1. Приемы самооценивания на уроках в начальной школе:

1.     «Цветовой сигнал» или «Смайлики»: зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не справился с работой.

У детей для этого есть три карточки (смайлики) трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный. Ответив на вопрос учителя или выполнив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.

Использую такие карточки и на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.

1. «Закончи предложение»: дети заканчивают предложения: Я узнал, что …Я запомнил …Я смог …Я знаю …Мне было трудно…Мне было интересно…Могу себя похвалить за …

2. «Волшебная линеечка»: После выполнения самостоятельной работы обучающиеся оценивают свой результат по шкале, которую чертят на полях в тетради и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. Вместе договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например, может быть один критерий – правильность или несколько критериев – правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетради ученики чертят один или три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, средний, низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.

3. «Желаемая отметка»: ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или однокласснику, имеет право сам себе поставить отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает.

Это позволяет мне оценить уровень объективности самооценки обучающихся и спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.

«Знаковый символ»: «!» выполнил без ошибок, «+» допустил ошибку, «-» не справился с работой.

 

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

 

 

Критерии:

Да + нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

 

Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.

 

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

 

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

 

 

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

 

 

 

 

При разногласиях я принимаю другое решение

 

 

 

 

Большинство решений предложено мной

 

 

 

 

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

 

 

 

 

Работать в паре труднее, чем одному

 

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать в паре

 

 

 

 

 

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

 

«Лесенка»: обучающиеся на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Оцените работу своей группы

№  заданий

Показатель

Самооценка

1.Найдите в тексте однородные члены предложений.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

2.С каким определением согласны?

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

3.Составим схему

Все работали одинаково

 

Работал только один

 

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

 

Результат работы группы.

За весь урок

 

 

 

 

2. Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе.

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

 

«Оценим вместе»: перед уроком детям выдаю карточку, в верхней её строке указаны задания, которые беру под контроль. Во 2 строке - самооценка работы ученика, в 3 – оценка учителя. В ходе выполнения задания ребенок наглядно видит результат своей деятельности: совпадает ли его оценка с оценкой учителя. Если не совпадает, то требуется разъяснение полученных результатов.

Вид задания

Словарная работа

Составление предложения

Разбор предложения

Ученик

Учитель

Итоговый вывод

3. Правила оценочной безопасности

  • Не скупимся на похвалу.
  • Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
  • Не высмеиваем, а шутим по доброму.
  • Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
  • Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.
  • Умеем сами, научим другого.

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
                                                                      В.А. Сухомлинский


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию

Чертится «крестик» на шкале либо берется в круг, другим цветом, если оценка совпадает, либо на шкале чертится другой «крестик» и, конечно, комментируем свой результат

Чертится «крестик» на шкале либо берется в круг, другим цветом, если оценка совпадает, либо на шкале чертится другой «крестик» и, конечно, комментируем свой результат

Цветовой сигнал» или «Смайлики»: зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не…

Цветовой сигнал» или «Смайлики»: зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не…

Критерии: Да + нет -

Критерии: Да + нет -

Тебе нравится результат работы группы?

Тебе нравится результат работы группы?

Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе

Приемы взаимооценивания на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020