Дидактические принципы
системно-деятельностного подхода
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Дидактические принципы
системно-деятельностного подхода
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Дидактические принципы
системно-деятельностного подхода
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Дидактические принципы
системно-деятельностного подхода
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании физики надо создать проблемные ситуации, обращаясь к учащимся с вопросами, а не с ответами, управлять поисковой деятельностью и обсуждать результаты с учащимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.
Актуальные технологии
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Традиционные технологии
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
Применение ИКТ
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта;
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Критическое мышление
– тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес
обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы. Происходит формирование собственной позиции
учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Приемы развития критического мышления
Прием «Кластер»
Таблица
Учебно- мозговой штурм
Интеллектуальная разминка
Прием «Инсерт»
Эссе
Приём «Корзина идей»
Приём «Составление синквейнов»
Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
Ролевой проект
Да – нет
Приём « Взаимоопрос»
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Приём « Перекрёстная дискуссия»
И др.
Проектная технология
Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно-подготовительный | Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. | Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый | Оформление проекта, подготовка к защите. | Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта. |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта. |
Проблемное обучение
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям, способствовать пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п.
Проблемное обучение
Учащиеся строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
проблемного изложения,
частично-поисковой деятельности,
самостоятельной исследовательской деятельности.
Игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Классификация игр
По области применения:
—физические
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
По характеру педагогического процесса:
—обучающие
—тренинговые
—контролирующие
—обобщающие
—познавательные
—творческие
—развивающие
По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
По игровой среде:
—без предметов
—с предметами
—настольные
—комнатные
—уличные
—компьютерные
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
стимулируется познавательная деятельность
активизируется мыслительная деятельность
самопроизвольно запоминаются сведения
формируется ассоциативное запоминание
усиливается мотивация к изучению предмета
Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Методы кейс-технологии
метод ситуационного анализа (анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения)
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Технология творческих мастерских
это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить.
Основные этапы мастерской
Индукция – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Деконструкция
– разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Основные этапы мастерской
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, анализ учеником осуществлённой им деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли.
Технология модульного обучения
Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.
Алгоритм построения учебного модуля
1.Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.
2.Выявление учебных элементов темы.
3.Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.
4.Формирование логической структуры учебных элементов темы.
5.Определение уровней усвоения учебных элементов темы.
6.Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.
7.Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.
8.Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.
Технология модульного обучения
Для управления учением учащихся важным является принцип обратной связи.
Перед каждым модулем проводить входной контроль.
Текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).
Выходной контроль после завершения работы с модулем.
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся и саморазвитие.
Здоровьесберегающие технологии
соблюдение санитарно - гигиенических требований
рациональная плотность урока
четкая организация учебного труда
строгая дозировка учебной нагрузки
смена видов деятельности
обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися
место и длительность применения ТСО
включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся
Здоровьесберегающие технологии
построение урока с учетом работоспособности учащихся
индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей
формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся
благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки
профилактика стрессов
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища
стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках
целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части
Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.
Закономерности интегрированных уроков
весь урок подчинён авторскому замыслу
урок объединяется основной мыслью
урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого
этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу
урок может быть проведен двумя педагогами, с равным долевым участием каждого из них
или один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом
или весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.