Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Оценка 4.8

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Оценка 4.8
docx
09.08.2023
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.docx

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи..

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.

Пи выборе технологии необходимо ориентироваться на требования: развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи, личностно-ориентированное общение с ребенком, активная речевая практика каждого ребенка, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи дет дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

Технология «Азбука общения» (авторы Шипицына Л.М., Защиринская О.В.).

Использование этой технологии позволили нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от трех до шести лет со сверстниками и взрослыми. Результатом стало понимание и принятие идеи «Научись любить детей и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека – у тебя будут проблемы». Центральной идеей стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Для решения названных задач в своей работе использую следующие формы образовательной деятельности: развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованы), этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, моделирование и анализ ситуаций общения, сочинение историй, встречи в семейных гостиных и др.

Технология теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) развитие творческого воображения (РТВ) (авторы Альтшулер Г.С., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.), это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. Технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход.

Этапы методики ТРИЗ:

-Поиск сути (перед детьми ставится проблема, вопрос, который надо решить и все ищут разные варианты решения).

-«Тайна двойного» (выявляем противоречие: хорошо- плохо).

-Разрешение противоречий.

Методы ТРИЗ, полюбившиеся нашим детям: «Несуществующее животное», дети соединяют части от разных животных, получается новое животное, придумывают ему название; «Эмпатия», представить себя каким – то предметом и рассказать, что ты чувствуешь, в роли этого предмета; «Системный оператор» формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора.

Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить мышление посредством игрового приема. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. В первой строке находится сам тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета. В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. Четкое соблюдение правил составления синквейна не обязательно (пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).

Технология «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников. Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов, скороговорок.

Мнемотехника включает: сенсорно-графические схемы (Воробьева В.К.), предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А.), блок-квадраты (Глухов В.П.), коллаж (Большева В.Т.), схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.).

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (лиса – рыжая, елочка – зеленая). Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам. Помимо таблиц и стихов это могут быть истории в картинках с пропущенными словами, вместо которых рисуются изображения. Также можно применять игры с определением последовательности (одевания, выращивания растений и прочее). Детям очень нравится такой игровой процесс обучения, во время которого они, не замечая, осваивают грамотную речь.

Технология активизирующего обучения речи как средству общения (Белобрыкина О.А.). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Использование лингвистических игр, представленных в этой технологи, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка. Лингвистические игры: «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек); «Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, девочка – женщиной); «Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, корова – теленком); «Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье); «Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть).

Также в работе можно использовать:

·      дыхательные гимнастики («Буря в стакане», «Забей мяч в ворота», «Прожорливые фрукты»);

·      артикуляционные гимнастики (при проведении помогает пособие «Домик веселого язычка»;

·      логопедические перфокарты (назвать слова с заданным звуком, поставить крестик, соединить все крестики и получить букву);

·      зашумленные картинки (найти предметы, наложенные друг на друга, найти только с определенным звуком);

·      заколдованные буквы (найти буквы в сюжетной картине);

·      игра «Капризная стиралочка» (постирать только слова, начинающиеся на букву с и т.д.)

Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.


 

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации

Центральной идеей стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами

Центральной идеей стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами

Технология «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации

Технология «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологи, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологи, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2023