Современные технологиии в работе дефектолога

  • docx
  • 25.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные технологии в работе учителя-дефектолога.docx

              Транслирование в педагогических коллективах опыта работы

 

            (из выступления на методическом            объединении в коррекционном блоке)

            Руководитель М/О: Русакова О.А.

 

В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», суть которой в создании школы, способной воспитать интерес в детях интерес к учебе и знаниям, подготовить ребят к самостоятельной трудовой деятельности, способного принимать самостоятельные решения.

С одной стороны мы должны обеспечить определенный уровень ЗУН, с другой – создать условия для развития творческой личности, воспитать порядочного и патриотичного человека.

В связи с этим возникла необходимость изменить учебно-воспитательный процесс путем применения инновационных методов обучения и воспитания.

Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы, так и за счет привлечения новых средств, оборудования, технологий.

Инновационный подход включает в себя активные и интерактивные формы и предполагает непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательно - воспитательном процессе. Такой подход позволяет учителю так организовать процесс, что и урок в радость, и приносит пользу.

С чего начался наш опыт?

Во – первых, определения цели: формирование у учащихся ЗУН, позволяющих им в дальнейшем работать, переучиваться, формировать социально активную личность.

Во - вторых, с постановки проблемы – какие технологии можно применить в практике работы

с умственно-отсталыми обучающимися. Над этим мы работаем уже несколько лет. Изучаем, пробуем, делаем выводы о целесообразности применения тех или иных технологий, их

отдельных элементов.

В поисках новых идей обратились к нестандартным формам уроков и методов, которые

помогают включить в работу, активизировать каждого ребенка, имеющего различные дефекты развития. Учителя-практики применяют в своей повседневной работе инновационные

технологии и современные методы обучения, которые включают в себя активные и

интерактивные формы.

Активные методы предполагают непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательном процессе. Интерактивные формы позволяет лучше усваивать получаемые знание посредством слухо-зрительного восприятия. Эти методы относятся к групповым формам обучения, когда ученикам предлагается работать в составе коллектива, получать групповые знания, но при этом нести индивидуальную ответственность. Педагоги, отмечают целесообразность проведения таких форм уроков:

– уроки-экскурсии;

– уроки – встречи с известными людьми, специалистами различных отраслей, творческими персонами;

– творческие уроки – постановка спектаклей, создание газеты или фильма;

– просмотр фильмов и видеороликов;

– решение различных вопросов посредством игр, таких как «мозговой штурм» или «дерево решений»;

– групповые задания.

В результате этого у обучающихся формируются способности к получению нового материала,

его анализу; они учатся делать выводы из прочитанного, обобщать и систематизировать полученные данные, обсуждать и дискутировать. Безусловно, применение инновационных методов в образовательном процессе уже становится необходимостью. Традиционные методы уступают место новым, ведь инновации позволяют формировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение.

Поэтому актуальность инновационного обучения для нас состояла в следующем:

- преодоление формализма в обучении и воспитании;

- поиск потенциала каждого ученика;

- использование личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Изучая различные технологии и методы, пришли к выводу, что инновационные технологии

должны представлять комплекс:

1. Содержание обучения и воспитания. Оно должно быть направлено на формирование компетенций, адекватных современному миру. Например, финансовая грамотность.

2. Методы обучения и воспитания должны быть направлены на активное привлечение обучающихся. Знания должны усваиваться не пассивно, а при непосредственном участии детей. Например, проведение деловых учебных игр, где дети активные участник процесса обучения.

3. Средства обучения и воспитания должны включать практическую, информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.

А также выявили наиболее продуктивные при работе с умственно-отсталыми детьми технологии:

- развивающего обучения;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- личностно-ориентированные;

- ИКТ;

- проектного обучения;

- игровые;

- здоровьесберегающие;

- коммуникативные технологии;

- технология педагогической поддержки.

 

На втором этапе стали внедрять современные технологии в практику урочной и внеурочной деятельности. В процессе этой работы пришли к выводу, что очень трудно взять готовую технологию или метод и использовать его в чистом виде. Приходится многое адаптировать для умственно отсталых детей.

Например, одна из самых широко применяемых – ИКТ-технология. Значительно расширяет

рамки образования, повышает познавательную активность, приводит к пониманию процессов информатизации. Основной положительный момент – восприятие информации посредством аудиовизуализации.

Коммуникативные - ориентируют на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения значимой и представляющей общекультурную ценность информации. Обеспечивает формирование речевой самостоятельности, способность к взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками, педагогами.

Технология развития критического мышления: дает детям выбор в собственном решении поставленных задач. Мы используем такие приемы как: корзина идей, мозговой штурм, кластер, верно - не верно, перепутанные логические цепочки.

Проблемное обучение решает сразу несколько задач: создание проблемных ситуаций, повышает активную как самостоятельную, так и совместную деятельность детей, в качестве проблемы выступают образовательно-воспитательные задачи.

Проектные технологии за счет своего разнообразия обеспечивают личностно-ориентированное обучение и воспитание, дифференцированный поход, способствует активному развитию мышления, учит сотрудничеству.

Здоровьесберегающие технологии применяют все педагоги. Поддержание благоприятного психологического климата, создание комфортных условий обучения и воспитания снижает утомляемость, помогает раскрыть творческие способности каждого обучающегося.

Игровые технологии и технологии деловой учебной игры остаются самыми востребованными. Т.к. позволяют использовать имеющиеся ЗУН в новых ситуациях, побуждают и стимулируют учащихся, решают проблему мотивации.

Интегрированное обучение – сочетание нескольких дисциплин более эффективно при обобщении, во внеурочной деятельности, помогает решать несколько задач развития ребенка, учит применять полученные ЗУН в разных областях.

Личностно - ориентированные технологии. Направлены на определенного ученика, развитие его способностей. Используются методы разно уровневого, модульного обучения, коллективного взаимообучения и психолого-педагогического сопровождения.

 

Инновационные технологии разнообразны и многочисленны. Я постаралась охарактеризовать те, которые подходят именно для работы с умственно отсталыми детьми в условиях нашей школы.

Стоит отметить, что никакой образовательный процесс неотделим от воспитания. Это ключевой механизм формирования ученика. А воспитание является основополагающим фактором в современных условиях образования. И реализуется за счет вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности в области дополнительного образования, внеурочной деятельности. Поэтому и говорим о единстве педагогических технологий в образовательно-воспитательном процессе.

Итак, инновационные технологии включают в себя целый арсенал методов. В большинстве своем они основываются на применении достижений науки и техники и несут в себе личностный подход. При практическом применении необходимо совмещать несколько методов, тогда обучение и воспитание будет более ярким, насыщенным и легко воспринимаемым. Учащиеся заинтересованы в достижении лучших результатов, что в итоге позволяет повышать качество образования и воспитания.

 

Необходимость применения инноваций бесспорна. Для применения таких технологий педагог должен быть высококвалифицированным.