Современные формы работы с одаренными детьми в малокомплектной школе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Условия возникновения и становления опыта На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень и характер развития одаренности — это результат взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного игровой, учебной, трудовой деятельностью ребенка. Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "Все дети являются одаренными", "Одаренные дети встречаются крайне редко". На этот вопрос можно ответить следующим образом: одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему, но одаренность в спорте демонстрирует незначительная часть детей. Как работать учителям физической культуры в маленьких школах, где обучаются всего 60 - 70 человек, чтобы наши воспитанники могли достойно выступать на соревнованияхУсловия возникновения и становления опыта На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень и характер развития одаренности — это результат взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного игровой, учебной, трудовой деятельностью ребенка. Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "Все дети являются одаренными", "Одаренные дети встречаются крайне редко". На этот вопрос можно ответить следующим образом: одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему, но одаренность в спорте демонстрирует незначительная часть детей. Как работать учителям физической культуры в маленьких школах, где обучаются всего 60 - 70 человек, чтобы наши воспитанники могли достойно выступать на соревнованиях
Иконка файла материала iz_opyta_uchitelya_.doc
1. Тема опыта Современные формы работы с одаренными детьми  в малокомплектной школе 2. Условия возникновения и становления опыта На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень и характер   развития   одаренности —   это   результат   взаимодействия наследственности   и   социальной   среды,   опосредованного   игровой,   учебной, трудовой деятельностью ребенка. Один   из   наиболее   дискуссионных   вопросов,   касающихся   проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют   две   крайние   точки   зрения:   "Все   дети   являются   одаренными", "Одаренные дети встречаются крайне редко". На этот вопрос можно ответить следующим   образом:     одаренность   присуща   многим   детям,   т.к.   каждый ребенок   талантлив   по­своему,   но   одаренность   в   спорте     демонстрирует незначительная часть детей. Как работать учителям физической культуры в маленьких школах, где обучаются всего 60 ­ 70 человек, чтобы наши воспитанники могли достойно выступать на соревнованиях муниципального уровня, принимали   участие в конкурсах и мероприятиях разных уровней? Поэтому одним из важнейших аспектов   деятельности   учителя   физкультуры   должно   стать     выявление   и развитие спортивных детей. Цели и задачи работы с одаренными детьми. Цель:     создать   условия   для   выявления,   поддержки   и   развития одаренных детей и их самореализации. Задачи: ­ выявление одаренных детей; ­ развитие двигательных способностей на уроках; ­   развитие   способностей   во   внеурочной   деятельности   (олимпиады, секции, конкурсы); ­ создание условий для всестороннего развития одаренных детей. Предполагаемые результаты ­   увеличение   количества   детей,     проявляющих   свои     физические   и двигательные способности; ­ повышение качества образования и воспитания школьников в целом; ­ положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад различного уровня;3. Обоснование актуальности и перспективности опыта Обоснование проблемы: в   современную   эпоху   значение   интеллектуального   и   творческого человеческого   потенциала   значительно  возрастает,  работа   с  одаренными   и высоко   мотивированными   детьми   является   крайне   необходимой.   Работа   с одаренными   детьми   продолжает   осваиваться   одним   из   приоритетных направлений в школе. ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ по физической культуре  в МБОУ «Сузгарьевская СОШ» № 1. 2 3 4 5 6 7 Мероприятия Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми Пополнение   банка   педагогической   информации   по   работе   с   одаренными детьми. Организация участия учащихся в спортивных мероприятиях. Создание  условий  для работы с одаренными  детьми во внеурочное время (спортивные секции). Подготовка учащихся к спортивно­массовым мероприятиям среди учащихся Рузаевского муниципального района Спортивные субботы Организация   необходимой   педагогической   работы   среди   родителей способных учащихся: ­определение   рекомендаций   по   оказанию   помощи   со   стороны   родителей одаренным детям; ­привлечение   для спортивных  мероприятий на уровне ОУ. совместного проведения родителей       4. Теоретическая база опыта Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей   моторной   организации   человека   и   его   психических способностей, которые могут быть как  врожденными, так и  приобретенными в процессе деятельности. Двигательную одаренность можно определить как сочетание   морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, влияющих на успешность какого­либо вида двигательной деятельности. антропометрических, врожденных     5. Новизна опытаСегодня   современный   урок   физкультуры   не   может   обойтись   без творческого,   развивающего,   проблемного   обучения,   без   постановки   задач поискового характера. Приоритет личности ребёнка, ориентация на личность ребёнка. Моя задача, как учителя физической культуры, состоит в том, чтобы создать   такую   ситуацию,   чтобы   ребёнок   смог   проявить   свои   способности, создать условия  для раскрытия его потенциала. 6. Ведущая педагогическая идея Опора   на   индивидуальное   обучение,   разработанное   И.И.Брехманом, Т.Б.Акбаниевым. Создание условий для повышения мотивации  к предмету творческий подход к обучению. В своей работе использую следующие признаки одаренности: быстрое освоение     и   выполнение   упражнений,   проявление     самостоятельности   в овладении   и   развитии   деятельности,   устойчивость   интересов,   упорство   в достижении цели, анализ   достижений детей в спортивных соревнованиях   и конкурсах, наблюдение. 7. Методика оценки учащихся В   начале   учебного   года   провожу   мониторинг   физической подготовленности учащихся с целью определения уровня развития быстроты, ловкости,   силы,   гибкости.   На   уроках   физической   культуры   в   работе     с одарёнными подход, дифференциацию  физической   нагрузки   в   зависимости   от   физической подготовленности  обучающихся. Вся моя работа направлена на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться. индивидуальный детьми       использую   8. Формы педагогической деятельности Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление   скрытой   одаренности   и   способностей,   является   система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Выявление   одарённых   детей   начинается   уже   в   начальном   звене.  Большую роль в формировании и развитии одарённости играют родители. Поэтому   мы   стараемся   привлекать   родителей   к   совместной   деятельности:стремимся   как   можно   чаще   проводить   совместные   мероприятия   – соревнования с учащимися, родителями и учителями.   Также     ведущим   видом   деятельности   выступает   социально­ коммуникативная   деятельность   –   совместная   предметная   деятельность: соревнования, конкурсы, как условие и средство формирования самооценки. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго   индивидуализирована   и   ее   реализация   должна   приходиться   на достаточно благоприятный возрастной период. Практика   нашей   школы   показала,   что   более   всего   в   работе   с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы: ­секционные занятия по видам спорта ­спортивные соревнования ­ конкурсы ­ участие в олимпиадах ­сотрудничество с родителями, медиками,  и другими школами. В школе для учащихся среднего и старшего звена работает секция по баскетболу, для учащихся начальных классов в рамках ФГОС ­ спортивный кружок «Подвижные игры народов России». Наш   учительский   коллектив   создаёт   все   условия   для   выявления, поддержки и развития одаренных детей и их самореализации.   Стараемся, чтобы   им   в   школе   было   интересно   учиться,   показывать   пример   другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.  В   2009   г.   (Приказ   №34/17   от01.09.2009   г.)   наша   школа   стала экспериментальной   площадкой   (пилотной   школой),   в   которой   была разработана   комплексно­целевая   программа   «Школа   за   здоровый   образ жизни».   Было   разработано   положение   о   проведении   спортивных   суббот   в школе, внесены изменения в расписание уроков и звонков. На каждую неделю разрабатывается   план   субботних   мероприятий.   На   сегодняшний   день «Спортивной субботой» охвачены учащиеся 2 – 4 (15 уч­ся), 5­9 (43 уч­ся), 10­11 (7 уч­ся) классов.  Обязательно   проводим   с   утра   общешкольную   зарядку,   «Весёлые эстафеты», соревнования по «Пионерболу», «Футболу» и т.д.  Все эти мероприятия способствуют не только проявления  физических и двигательных способностей, но и созданию мотивации занятий физической культурой   и   спортом.     Поэтому   мои   воспитанники   с   большой ответственностью готовятся к районным соревнованиям и принимают в них активное   участие.     Учащихся   в   классах   мало,   поэтому   не   всегда   бывает возможность     выставить   команду   по   возрастным   группам   в  том   или   ином виде,  но  все  же  стремимся    участвовать   в   соревнованиях  по   баскетболу, волейболу, мини­футболу.9. Технология опыта 1. Используя индивидуальный и дифференцированный подход на уроках и  секционных занятиях, способствовать развитию физических качеств.  2. Регулярно и систематически вести контроль и учет, подводить итоги, объективно оценивая успех или неудачу каждого ребенка. 3. Совместно с родителями учащихся побуждать детей к систематиче ским занятиям физическими упражнениями. 10. Трудоемкость опыта Трудоемкость опыта состоит в том, что проблема формирования здоро­ вого образа жизни и развития физических качеств на уроках недостаточна. Необходимо, чтобы учащиеся занимались в спортивных секциях, чтобы ро­ дители больше уделяли внимания физическому развитию своих детей.          Качественно результативность опыта проявлялась в том, что у учащихся изменилось отношение к урокам физической культуры, повысился интерес к предмету,   активизировалось   участие   и   выступление   в   спортивных соревнованиях. 11.Результативность   опыта   (ориентированность   опыта   на конкретный   практический   результат,   успехи   и   достижения обучаемых): Как   результаты   работы   с   одарёнными   детьми,   можно   отметить призовые места  в соревнованиях по баскетболу, волейболу, мини­футболу, в первенстве района по лёгкой атлетике памяти А.В. Мельникова, призовое (II – е)   место   в   муниципальном   этапе   республиканского   конкурса   социальных антинаркотических роликов и презентаций "ДОРОГА В НИКУДА ­ НЕ ДЛЯ МЕНЯ" республиканской акции "БЕЗ НАРКОТИКОВ".