"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"
Оценка 4.7

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

Оценка 4.7
Семинары
doc
музыка
6 кл
22.02.2018
"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"
В статье описывается о том, что учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Должен знать современные методы и требования преподавания урока музыки и учитывать психологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.Урок музыки должен стать окном в мир большого музыкального искусства, средством музыкально - эстетического воспитания, равного, как и нравственного воспитания. Так как урок музыки – урок вхождения в мир искусства, не мыслимый без познавательной активности учащегося, то сегодня в организации этого процесса нельзя не учитывать созидательный аспект информационно – коммуникационных технологий.
Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школ1.doc
Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе. Учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Переживая вместе с современниками эпоху прагматизма, духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний как духовного богатства, ищу новые методы, пересматриваю старые. Вот они, детские глаза – такие разные: горящие, умные, пытливые. Как открыть ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Как убедить их в величии музыки и в её красоте? Вопросы, вопросы, вопросы... Обнадёживает   постепенно   возрастающий   в   наши   дни   в   молодёжных   кругах интерес   к   культуре.   Значит,   не   всё   ещё   потеряно.   Понимаю,   что   невозможно полностью   оградить   современных   школьников   от   влияния   массовой   культуры, ориентированной   на   вкусы   “среднего”   потребителя   и   вульгаризацию   духовных ценностей   предыдущих   поколений.   Поэтому   на   уроках   музыки   и   мировой художественной   культуры   представляется   важным   не   вычёркивать   эту   сторону действительности. Наоборот, внимательно рассматривать, изучать и обсуждать с разных   сторон   явления   массовой   культуры.   Раскрывать   взаимосвязь   формы   и содержания,   сравнивая   эстетические   идеалы   прошлого   и   настоящего. Анализировать “безобразное” и “прекрасное” в творчестве, и, тем самым, развивать не только умение эмоционально воспринимать художественное произведения, но и оценивать его с критической точки зрения. Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям.  Модернизация   школьного   образования,   как   правило,   касается естественных наук, языка и литературы и в меньшей степени затрагивает предметы эстетического цикла, в частности музыку.  В отношении музыкального образования в условиях школы возможно множество подходов и методов. Но главное – это постепенное приобщение ученика к музыке в щадящем для него (и для окружающих) режиме.  В качестве идеализированной модели берутся известные истории о принципах обучения в мастерских художников­живописцев. Путь к мастерству был нелёгким, но   чётко   разделённым   на   этапы.   В   начале   ученик   играл   роль   мальчика   на побегушках. Ему доверяли только наблюдать за процессом  творчества  мастера, затем – растирать краски, грунтовать холст. По мере роста доверия увеличивалась и ответственность за результат. Вот уже пишется общий фон, потом отдельные второстепенные   фигуры…   И,   наконец,   мальчик­подмастерье   превращался   в мастера. Его путь к вершинам мастерства отражал процесс создания одной картины (от растирания красок до завершения), процесс материализации замысла. Внутренне   протестую,   когда   уроки   музыки   называют   по   старинке   “пение”. Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства,   не   терпит   к   себе   пренебрежительного   отношения.   Мои   ученики   и родители  знают, что урок музыки – это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно. Выдающийся   Гражданин   своего   времени   Дмитрий   Борисович   Кабалевский представил не только яркий образ урока музыки, но и образ Учителя, который “... должен   любить   музыку   как   живое   искусство,  ему   самому   приносящее   радость. Учитель   должен   относиться   к   музыке   с   волнением   и   никогда   не   забывать,   что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам. Надо увлечь их тем, чем сам   не   увлечён”.   Он   мечтал   о   том   времени,   когда   на   вопрос   о   роде   своей деятельности в школе учитель ответит: “Я музыкант. Я учу детей музыке”.  Идея   обновления   музыкального   образования   в   школе   не   давала   мне   покоя, побуждала   к   поиску  новых   форм  и  методов  работы,  пересмотру   программного материала по музыке. Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов художественно­эстетического цикла и уроков музыки в частности. СЛАЙД   Современная   программа   по   музыке   непременно   должна   отвечать следующим требованиям:   Признание   равноправными   всех   видов   музыкальной   деятельности ребенка: хоровое пение, слушание – восприятие музыки, музыкально­ритмическое движение,   игра   на   элементарных   инструментах,   музыкальное   творчество   – импровизация, постижение основ музыкальной грамоты.  Включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и фольклор.   Направление работы по интеграции художественных дисциплин. Включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов.   Организация современного музыкального досуга школьников. Отбор   музыкального   материала   для   хорового   пения,   который осуществляется   самим   учителем   на   основе   национальных   особенностей музыкальной культуры народа и традиций конкретного региона России. Эти   взгляды   на   современное   музыкальное   образование,   высказанные   В.   К. Белобородовой,   совпали   с   моими   педагогическими   замыслами   и   помогли разрешить мои внутренние противоречия в профессиональной деятельности.  В отличие от учебной работы, целью которой является “усвоить”, “повторить”, “закрепить”, для меня очень важным и близким является “пережить”, “оценить”, “создать”, “выразить”. Мне очень импонируют отношения в системе “учитель – ученик”   с   приставкой   “со”:   сопереживание,   сотрудничество,   соучастие, сотворчество.  СЛАЙД   Очень   важно   на   уроке   оптимально   сбалансировать   когнитивный, поведенческий   и   эмоциональный   компоненты.   Для   этого   стараюсь   исключить следующие ситуации:   перегрузка   информацией   при   недогрузке   эмоциональной   и поведенческой сфер – детям скучно, нудно;  эмоциональная и информационная перегрузка  – у детей начинает болеть голова, наблюдается усталость;  мотивации. поведенческая перегрузка – вереница однообразных упражнений без Учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В учебной и внеурочной деятельности взаимодействую со всеми возрастными группами   учащихся.   Младших   школьников   отличает   особая   восприимчивость   к различным   видам   искусства.   Высокая   чувствительность   сенсорных   зон   нервной системы, всех органов чувств позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные, слуховые,   обонятельные   и   особенно   речеслуховые   представления,   которые являются основой образной памяти, образного мышления, богатого воображения и ассоциаций.  Для   воссоздающего   воображения   детей   характерны   сила,   яркость,   живость. Дети легко перевоплощаются в различных героев художественных произведений. Младшие   школьники   эмоционально   отзывчивы,   непосредственно   и   откровенно выражают свои переживания, чувства. Но в то же время они отличаются большой эмоциональной   неустойчивостью,   у   них   преобладает   непроизвольное   внимание. Надо создавать на уроке оптимальные условия для познавательной и творческой деятельности учащихся. Проблема   формирования   интереса   подростков   музыкальному   развитию   и обучению является более сложной, но не менее важной. Подростки отличаются большой эмоциональной возбудимостью, бурным проявлением своих чувств, они горячо   берутся   за   интересное   дело,   страстно   отстаивают   свои   взгляды,   готовы взорваться на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам. Их отличает большая   устойчивость   эмоциональных   переживаний   по   сравнению   с   младшими школьниками, противоречивость чувств.  У подростков сильно развито чувство принадлежности к группе, поэтому они острее   и   болезненнее   переживают   неодобрение   товарищей,   чем   неодобрение учителя. Для них большое значение приобретают межличностное общение в среде сверстников.   Учитывая   эти   особенности,   стараюсь   на   уроках   предоставить возможности   желающим   продемонстрировать   свои   способности   перед сверстниками,   внимательно   выслушиваю   точку   зрения   каждого,   особенно осторожно отношусь к музыкальным интересам и пристрастиям подростков. Одно неосторожное   оценочное   суждение   о   каком­либо   современном   исполнителе   или группе   может   вызвать   замкнутость,   отгороженность   или   даже   враждебность ученика. Вызвать эмоциональный отклик на серьёзную музыку у подростка очень трудно.   И   здесь   решающую   роль   играют   различные   дискуссии,   диспуты,   где подростки  чувствуют  себя  на  равных  с взрослыми  и  отстаивают  своё  право   на собственную точку зрения.    Урок музыки должен стать окном в мир большого музыкального искусства, средством музыкально ­ эстетического воспитания, равного, как и нравственного воспитания.   Так как урок музыки – урок вхождения в мир искусства, не мыслимый без познавательной активности учащегося, то сегодня в организации этого процесса нельзя не учитывать созидательный аспект   информационно – коммуникационных технологий.  ИКТ сочетают   в   себе   много   компонентов,   необходимых   для   успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока ­ принцип привлекательности. Благодаря использованию ИКТ, ученики стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:  1.   Видеоряд:   фрагменты   из   опер,   балетов,   мюзиклов,   музыкальных кинофильмов,   концертов   классической   и   популярной   музыки;   фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;  2. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики,   народной   и   духовной   музыки,   современные   сочинения;   тематические рисунки,   фрагменты   рукописей   музыкальных   произведений;   репродукции произведений   изобразительного   искусства   (живопись,   декоративно­прикладное искусство,   скульптура,   архитектура,   графика,   иконопись   и   др.   );   материалы   из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии;  3.   Звуковые   фонограммы   музыкальных   произведений,   а   также   песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;  4.   Литературный   ряд:   доступные,   ёмкие,   выразительные   информативные тексты,   раскрывающие   содержание   предлагаемых   для   восприятия   фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически­нравственный фон); отрывки стихотворений,   созвучные   музыке;   словарь   ключевых   терминов   и   понятий, соответствующих   данной   теме, (вербальная   эмоциональный   словарь характеристика   музыкального   произведения);   фрагменты   писем,   воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей;  5.   Творческие   (интерактивные)   задания   для   учащихся:   вопросы, диагностические   тесты,   проблемные   ситуации,   направленные   на   осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников. В   результате   использования   на   уроках   музыки   ИКТ   повышается   учебная мотивация,   формируется   эмоционально   положительное   отношение   к   предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. В отличие от обычных   технических   средств   обучения   ИКТ   позволяют   не   только   насытить   строго   отобранных, обучающегося   большим   количеством   готовых, соответствующим   образом   организованных   знаний,   но   и   развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать   новые   знания,   работать   с   различными   источниками   информации. Широко можно использовать проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить любой иллюстративный материал. Для   подготовки   презентации   ученик   должен   провести   огромную   научно­ исследовательскую   работу,   использовать   большое   количество   источников информации,   что   позволяет   избежать   шаблонов   и   превратить   каждую   работу   в продукт   индивидуального   творчества.   Ученик   при   создании   каждого   слайда   в презентации   превращается   в   компьютерного   художника   (слайд   должен   быть красивым   и   отражать   внутреннее   отношение   автора   к   излагаемому   вопросу). Данный   вид   учебной   деятельности   позволяет   развивать   у   ученика   логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями   выступления   учащихся,   превращаются   в   яркие,   волнительные   и запоминающиеся. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Мало того, ученики среднего звена показывают свои презентации – викторины, содержащие вопросы по пройденным и знакомым темам, терминам, музыкальным фрагментам.   Такие   уроки   служат   не   только   большой   помощью   учителю   в проведении   опроса   класса,   закреплении   материала,   получении   учащимися дополнительных оценок, но и дают возможность ученикам почувствовать себя в важной роли учителя, повышают активность класса во время ответов и обсуждения правильности   и  грамотности   составленных   вопросов   и   задач   презентации   своих одноклассников.   Главное,  при   подготовке   к   таким   презентациям  –  викторинам, которые,   кстати,   ученики   могут   готовить   в   парах,   учащиеся   учатся   кратко, грамотно, понятно составлять вопросы на заданную тему, и также сжато, грамотно готовить   ответы   на   эти   вопросы.   Обязательное   условие   при   подготовке презентаций   –   это   использование   большого   количества   иллюстраций   и,   в зависимости   от   возраста   учащихся,   использование   музыкального   озвучивания слайдов,   подходящего   к   данному   вопросу.   Таким   образом,   при   подготовке презентаций­викторин   ученики   сами,   непроизвольно   для   себя,   закрепляют пройденный   материал,   запоминают   и   применяют   в   своей   речи   используемые музыкальные, произведения композиторов­классиков.   искусствоведческие   термины,   запоминают   музыкальные  В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений,   который,   безусловно,   пригодится   в   их   дальнейшей   жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной   культуры.   Данный   вид   деятельности   дает   возможность   учителю   и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.  Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель.  Применяя   новые   информационные   технологии   на   уроке   музыки,   нельзя забывать   о  том,  что   это  урок   общения  с  искусством.  Поэтому  очень  важно   не «заменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический   практикум.   Для   этого   есть   уроки   информатики.   Изменилась   роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету. Самоанализ урока. Каждый   урок   в  системе   музыкального   образования   выполняет   свою   строго определённую роль, решает конкретную задачу. Самоанализ каждого проведённого урока позволяет вовремя скорректировать цели и задачи, побуждает искать новые формы и методы. При подготовке урока уделяю большое внимание сохранению целостности урока, созданию интонационной атмосферы эпохи, страны, времени года,  в   которую   необходимо  “погрузить”  учащихся.  И,  приступая   к   рефлексии своей деятельности на уроке, прежде всего, оцениваю, удалось ли этого достичь. Очень   важным   для   меня   аспектом   является   кульминационный   момент   урока. Именно он может создать неизгладимое впечатление от услышанного и увиденного и зафиксировать это в долговременной памяти ребёнка. Не менее важно считаю успешность   коммуникации   через   вербальные   и   невербальные   средства   общения. Анализ   урока   с   этой   точки   зрения   позволяет   предвидеть   “непредвиденные” ситуации на уроке, когда учащиеся (особенно подростки) неохотно идут на контакт с учителем. Только после такого глубокого внутреннего осмысления урока можно ответить на основной вопрос: достиг ли урок своей цели?  Стремление   многих   школ   реализовать   инновационные   разработки,   среди которых   важное   место   занимают   развивающее   обучение,   проектирование   новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного художественного   и   музыкально­эстетического   образования,   свидетельствует   об осознании   той   роли   искусства   в   развитии   человека,   о   которой   говорили выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков формирования системы эстетического воспитания. Однако этот процесс протекает неоднозначно и противоречиво.   Профессионально­методическая   подготовка   специалистов   ­ будущих   учителей   музыки   ­   часто   не   отвечает   требованиям   динамично развивающейся   системы   художественного   образования   школьников,   отстает   от педагогических новаций в этой области.  Начальная   школа   в   концепции   отечественного   музыкального   образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть   всей   музыкальной   культуры   школьника,   всех   ее   содержательных составляющих:   опыта   эмоционально­эстетического   отношения   к   музыке,   опыта творческой   музыкальной   деятельности,   "очеловеченных"   музыкальных   знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков. Вот почему уже в начальной школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться только учителем музыки ­ профессионалом. Только при этом условии возможно становление подлинной музыкальной культуры учащихся в основной школе, эффективное овладение "Мировой художественной культурой" и другими предметами гуманитарного, художественного цикла. В основной школе спектр обозначенных выше путей и методов становления музыкальной   культуры   школьников   как   важной   и   неотъемлемой   части   всей   их духовной   культуры   принципиально   сохраняется.   В   основной   школе   важно организовать   изучение   музыкальной   драматургии   как   процесса   диалектического усвоения богатого жизненного материала (по формуле "Законы музыки ­ законы жизни").   Именно   музыка,   в   силу   ее   особой   способности   воплощать   в художественных   образах   сложные   перипетии   реальности,   может   наиболее эффективно   психологически   адаптировать   подростков   к   ценностям   и противоречиям большого мира. Имея   в   своём   распоряжении   уникальную   возможность   формирования личности,   гармонично   сочетающей   духовную,   эмоционально­   нравственную, физическую и интеллектуальную культуру, цивилизованное человеческое общество должно   отнести   музыке   соответствующее   место   в   системе   образования   и воспитания дошкольников и школьников.  «Информация – ещё не знания, знания – ещё не мудрость, мудрость – ещё не любовь, любовь – ещё не музыка. Музыка – это всё».

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018