«Роль музыки в жизни человека»
Оценка 4.6

«Роль музыки в жизни человека»

Оценка 4.6
Лекции
doc
музыка
6 кл
28.01.2017
«Роль музыки в жизни человека»
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье. Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем. Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Роль музыки в жизни человека.doc
Научно­практическая конференция младших школьников Секция «Искусство» «Роль музыки в жизни человека»                                                         Автор: Дубовицкая Дарья ученица 7 «а» класса                            ГБОУ СОШ №2 с.Приволжье                                           м.р. Приволжский Самарской области    Руководитель: Бакулина Татьяна Степановна.                                учитель музыки высшей  категории                                        ГБОУ СОШ №2 с.Приволжье м.р. Приволжский Самарской области с. Приволжье 2015г. Оглавление 1. Введение  ………………………………………………………………   3 2. Музыка и здоровье  ……………………………………………………  6 3. Почему человек слышит звук?  ……………………………………….  8 4. Влияние музыкальных стилей  на самочувствие  …………………… 10 5. Свойства воды, озвученной музыкой  ………………………………   12 6. Музыка и математика  ………………………………………………….13 7. Заключение  ……………………………………………………………..15 8. Список используемых источников  ……………………………………16 9. Приложение №1  (Анкета)  ……………………………………………..17 10. Приложение №2 (Методика «Градусник»)  ………………………….18 Введение. В   жизни   нас   окружает   множество   разнообразных   звуков:   шум   деревьев, жужжание  пчел,   раскаты   грома,  городской   шум,  голоса  людей  и   животных.  И, конечно,   музыка!  Каждый   день   большинство   из   нас   слушает   разную   музыку, которая, так или иначе встретится где­нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто­то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье. Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима  современная  жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни –  нужна всем. Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет  существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже  больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств  музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет  исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и  нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность. В начале своего исследования мне было интересно узнать ­ что мои одноклассники  и другие учащиеся  школы знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она  нужна,  какую музыку ребята слушают, почему она сопровождает людей всех  поколений, всех слоев населения на протяжении всей жизни? Для этого я провела анкетирование, построила график количества ответов и  проанализировала их правильность. Всего в анкетировании приняло участие четыре класса (5 «А», 6 «Б», 8 «А» и 10 класс)  ­ а это 42 мальчика и 36 девочек.  Все участники анкетирования отнеслись очень внимательно к своим ответам и  старались ответить максимально полно. Первый, второй, третий, четвёртый и седьмой вопросы (Приложение №1)  оказались самыми сложными, так как они аналитические и требуют  дополнительных знаний вне школьной программы. Вопросы  пятый, шестой,  восьмой и десятый оказались более легкими. Ребята хорошо знают различные  инструменты, музыкальные направления; знают, когда человеку нужна музыка,  какая она больше требуется в радостные моменты жизни, а какая в грустные.  Причем из графика в относительных единицах видно, что девочки знают больше  музыкальных инструментов и когда музыка необходима человеку. Мальчики  лучше знают музыкальные направления и физиологические процессы от  воздействия музыки.    1 №  вопроса мальчики 0,17 девочки 0,23 0,45 1,35    2    3    4    5 0,27 1,2 1,6 1,8 9,8 7,6    6 6,4 7,2    7    8    9    10 0,42 0,64 3,8 5,6 4,7 4,9 7,2 8,4 Исходя из этих данных, я определила:  Цель моей работы – определить роль музыки в жизни человека, выяснить, как именно   влияют   различные   жанры   музыки   на   душевное   состояние   людей,   их здоровье. Для достижения цели были поставлены следующие Задачи  :   1. Собрать и проанализировать информацию по заданной теме. 2. Выделить основные жанры музыки и определить их особенности. 3. Проследить влияние разной музыки на настроение человека. 4. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки  функционального состояния учащихся до и после прослушивания  классических музыкальных произведений. 5. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами  музыкального искусства. 6. Установить связь между звуками и способностями личности. 7. Методы   исследования:  анализ   литературы   по   проблеме   исследования, эксперименты, социологический опрос, метод математической статистики. Практическая значимость. Мои  одноклассники  не  очень  хорошо  знают, откуда  появилась музыка и как она влияет на человека. Моя работа  поможет им узнать больше о музыке и её влиянии. Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды  оздоровления человека средствами  музыки. Результаты исследования и  предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их  родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.    Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных  неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся,   как в процессе  получения образования, так и в современной жизни в целом.    С этой целью я  решили провести тестирование среди своих одноклассников по  оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после  прослушивания музыки.   В своём исследовании я использовали методику «Градусник» (экспресс­вариант  методики САН.  Способ проведения тестирования, тексты опросов,  инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А.Барышевой и  В.А.Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих  способностей» см.Приложение №2).    Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов  музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки  (В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» и «Турецкий марш»). В результате проведённого тестирования нами были получены данные,  обработанные и представленные в таблице : Методика «Градусник» Функциональ                             1       2       3       4       5 ное  состояние. С  (самочувств ие) А  (активность) Н  (настроение) До  После  прослушива ния прослушива ния  музыки музыки Д о  Пос ле          ­          ­   3    ­          2          ­  6    ­ д о 1 8 1 2 пос ле д о пос ле д о посл е   4  ­  12  ­   5  10  ­   9  1   1          7          ­  5    ­  5   2  4  11  ­   8 Значения  цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 –  хорошее, 5 – отличное.     Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) моих  одноклассников, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 17 учащихся, повысилась степень активности у 11 учащихся , а положительное изменение настроения наблюдалось у  19 учащихся (всего в  методике приняли  участие  21 человек).  Таким образом, мы доказали, что классическая музыка благотворно влияет на  здоровье человека и можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки  велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её  использования. А почему человек слышит звук? Ответить на  этот вопрос не смогли больше  половины моих одноклассников. Почему один слышит лучше, а другой хуже?  Почему у одного музыкальный слух, а у другого нет?  Звук это упругие волны или  колебания молекул воздуха. Если человек плохо  слышит – говорят, что ему наступил на ухо медведь. А ведь это не так. Человек  слышит не ухом, а мозгом.  Звуковая волна (или по­ другому вибрация молекул воздуха ) через ушную  раковину,  приводит в колебания барабанную перепонку, которая через сложный  механизм передаёт  колебания нервным окончаниям, которые в свою очередь  передают нервные сигналы непосредственно в мозг. Поэтому  звук влияет на  наше восприятие.  Посмотрите на этих страшных акул ( видео).  Волосы дыбом. А если добавлена тревожная музыка, то становится ещё страшнее. Из примера стало понятно, что звук меняет представление о том или ином предмете. И основную обработку звука производит мозг, а не ухо. Для человека ухо только передает информацию о звуке для мозга. Для того чтобы выяснить как музыка влияет на  организм, я провела исследование. Для этого я прослушала несколько видов музыки: джаз, рэп, тяжёлый рок,  классическую музыку, спокойную фоновую музыку.  Пронаблюдав, можно заметить, что когда слушаешь музыку в стиле  рэп, джаз повышается активность, улучшается настроение и эта музыка тебя бодрит.  При прослушивании классической музыки повышается концентрация, уходит напряжение.  Спокойная фоновая музыка усилила состояние расслабленности.   При прослушивании рок­музыки стимулируется активное движение, но при  долгом прослушивании эта музыка вызывает  диссонанс и вызывает  агрессивность. Американским учёным Дэвидом Элкарном было доказано, что звучание тяжёлого  рока (звучит музыка)  большой громкости способствует сворачиванию белка.  Тяжёлый рок приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их  гибели.   А ведь анализ музыкальных предпочтений моих одноклассников показал, что   тяжёлый рок слушают  многие из них. В настоящее время тяжёлая электронная музыка получила широкое развитие. Но  известно, что организм человека не рассчитан жить в этих ритмах постоянно. За  увлечение такой музыкой мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной  системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.  В сети Интернет я нашла  интересные сведения об исследованиях, посвященных   свойствам воды, озвученной музыкой. Эти исследования были проведены японским исследователем, доктором Масару  Эмото.  Доктор Эмото провел исследования, в ходе которых он замораживал  капельку воды, а потом — при температуре ­ 5 градусов — рассматривал  образовавшиеся кристаллы под микроскопом и фотографировал их встроенной в  микроскоп фотокамерой. Подвергая воду различным воздействиям, он снова ее  замораживал, фотографировал и сравнивал изменения. Наиболее рельефно эти изменения видны после того, как вода «прослушивает» музыку. Воду на 1 час помещали между двумя колонками и включали музыку. Самые красивые кристаллы образуются под воздействием классики (Рис 1, 2) Рис. 1 Кристаллы, замороженные после прослушивания "Пасторали" Бетховена.  Рис.   2   Кристаллы,   замороженные   после   прослушивания   «Лебединого   озера» П.И.Чайковского И уж совсем безобразная «грязь» остается от музыки в стиле «тяжелого металла» (Рис. 3) . Так как человек на 70—80 % состоит из воды, каждому из нас необходимо  задуматься, как влияет прослушиваемая им музыка на его организм. Заключение. Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может   не   только   заинтересовать   людей,  но   и   позволит   им   значительно   больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.  Проводя исследования, я еще раз убедилась в многогранности музыки и ее  важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для  любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен  чётко понимаем только одно: для  каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо.  Человек, одарённый душевно и понимающий значение  музыки в нашей жизни, поистине счастлив.  Мы поняли, как много значит музыка  для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. Полученные  результаты тестирования и диагностики это подтвердили. А это значит, что цель нашей работы достигнута. Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте  музыку на  здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны  богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.    Приложение №1 Анкета №1(для графика) 1)Что такое музыка? 2) Для чего музыка нужна в жизни? 3) Почему человек слышит звук? 4) Как с возрастом меняется слух человека? 5)  Какие ты знаешь музыкальные инструменты? 6) Каких композиторов­классиков знаешь? Какие произведения музыкальной  классики знаешь? 7)  Как вы думаете, откуда возникла музыка? 8) Какие музыкальные направления ты знаешь? 9) Может ли музыка лечить, как? 10) Какие чувства может вызывать музыка? Анкета №2 1)Что такое музыка? 2) Для чего музыка нужна в жизни? 3) Почему человек слышит звук? 4) Как с возрастом меняется слух человека? 5) Где ты слушаешь музыку? (Телевидение, радио, концерт, компьютер, интернет,  мобильник, плеер). 6) Встречаешься ли ты с музыкой в жизни кроме школы, урока? Где? 7) Любишь ли ты петь дома? Что поешь? Напиши названия песен и исполнителей. 8) Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют? 9) Какие музыкальные диски ты бы подарил другу на день рождения? 10) Ты занимаешься музыкой профессионально вне школы? Если, да то как? И для  чего это тебе нужно? 11)  Какие ты знаешь музыкальные инструменты? 12) Любишь ли ты классическую музыку? 13) Каких композиторов­классиков знаешь? Какие произведения музыкальной  классики знаешь? 14)  Как вы думаете, откуда возникла музыка? 15) Могли бы люди жить без музыки? Раскрой ответ 16) Может ли музыка лечить, как? 17) Как влияет на человека рок­музыка? 18) Какие качества важны для профессии «музыкант»? 19) Напишите профессии­специальности, связанные с музыкой 20) Композиция, которая когда­то была любимой, но теперь надоела: 21)  Композиция, которую раньше не любили, а теперь нравится 22) Музыку, которую готовы слушать постоянно 23) Музыка, которая заставляет плакать: 24) Музыка, которая заставляет смеяться: 25) Какие чувства может вызывать музыка?                                                                                                                    Приложение  №2 Методика «Градусник» До прослушивания музыки         1          2          3            4        5 Функциональное  состояние. С  (самочувствие) А (активность) Н (настроение) Значения  цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 –  хорошее, 5 – отличное. После  прослушивания музыки Функциональное          1          2          3            4        5 состояние. С  (самочувствие) А (активность) Н (настроение) Список используемых источников: 1. Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области     музыкотерапии   (www   .  liveinternet    /  profile)    .  ru   /  users  /  fancy    _  men 2. Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры»; статьи из  журналов: "Чудеса и приключения" 1/2013, "Будь здоров" 1/2015, "Семейный  доктор" 6/2015, "Целительные силы" 1/2014. Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель",  Балашиха, 2012.  3. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 2012. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.:  Знание, 2010. 4. Кандыба Виктор Михайлович «Непознанное и невероятное: энциклопедия  чудесного и непознанного»http://turlo.narod.ru/texts/text_10_cont.html 5. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? NovayaGazeta.Ru   http://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries/17­03­2003/34059­water­1/  6. О.Н.Макеева Научно­исследовательская работа по теме:   «Математическое  представление музыки». 7.Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический  словарь. М.: Советская энциклопедия, 2013.

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»

«Роль музыки в жизни человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017