Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)
Оценка 4.6

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
6 кл
22.02.2018
Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)
Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» предназначена для шестого класса по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак. Урок разработан с требованиями федеральных образовательных стандартов нового поколения. Цель урока: сформировать чувственное ощущение времени, в котором жили композиторы, и познакомить с музыкой далекого прошлого, раскрыть сущность танцевальной музыки. Формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме, размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена.Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» предназначена для шестого класса по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак. Урок разработан с требованиями федеральных образовательных стандартов нового поколения.
Разработка урока по теме Ритм.doc
Харисова Надежда Георгиевна, учитель музыки МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа», Иркутская область, Иркутский район. Разработка   урока   музыки   по   теме   «О   чем   рассказывает   музыкальный   ритм?» предназначена для шестого класса по  программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак. Урок   разработан   с   требованиями   федеральных   образовательных   стандартов   нового поколения. Тема урока УРОК № Цели урока Задачи  Идея урока Личностные результаты метапредметные Технологическая карта урока О чем рассказывает музыкальный ритм? Раздел II. Как создаётся музыкальное произведение. Тема «Ритм» ­ 3 урок  Сформировать чувственное ощущение времени, в котором жили  композиторы, и познакомить с музыкой далекого прошлого,  раскрыть сущность танцевальной музыки.  Формировать у обучающихся конкретное представление о  музыкальном ритме, размере на примерах музыкальных  произведений И.Штрауса и Ф.Шопена. Образовательные:   закрепить технику  «очищения дыхания» по методике А.Н. Стрельниковой, закрепить представление о работе органов дыхания; ­организовать деятельность обучающихся по восприятию,  осмыслению знаний о своеобразии ритмов вальса, мазурки,  полонеза, о времени эпохи зарождения танцев,  ­формировать чувство ритма у учеников; Развивающие ­ развивать логическое мышление на основе различных заданий, в анализе, сравнении и обобщении; ­ развивать эмоционально­волевую сферу на основе эстетического восприятия учебного материала.  ­ развивать творческие способности и творческую активность на уроке Воспитательные: ­   воспитывать   чувство   радости   и   любви   к   музыке,   чувство сопричастности   времени,   истории,   понимания   духовности   как художественного явления в искусстве ­создать   на   уроке   ситуацию   рефлексии   по   поводу самоопределения на групповую работу; Через практическую деятельность выяснить о своеобразии  ритмического рисунка танцев ­ умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,  культурном и художественном разнообразии;  ­ развитие музыкально­эстетического чувства, проявляющегося в  заинтересованном отношение к музыке; ­ участие в совместной  деятельности на основе сотрудничества,  поиска компромиссов,  распределения функций и ролей;  ­ планирование,  контроль и оценка собственных учебных  действий, умение их корректировать; предметные ­  умение совершать логические действия (анализ, сравнение,  синтез, обобщение, классификацию по стилям и жанрам  музыкального искусства); ­использование разных источников информации; ­ общение со сверстниками в получении информации; ­определение   в   музыкальных   произведениях   ритма,   размера, характера; сходство и различие трех танцев; ­умение   отразить   понимание   художественного   воздействия музыкальных средств в музыке; ­проявление навыков вокально­хоровой деятельности; Используемые образовательные технологии: По способу кодирования информации По характеру общения учителя и  учащихся По смысло­образующему потенциалу Тип урока Вид урока  По характеру познавательной  деятельности учащихся на уроке Этапы  урока Виды деятельности на уроке вербальные, субъект­ объектные диалоговые,  рефлексивные   разминка,     как   самостоятельная   работа урок совершенствования  знаний и умений  (творческая лаборатория) урок, учащихся проблемно­ поисковый  1) актуализация прежних знаний и способов действий   (упражнения   для   дыхания, вокальная  закрепление пройденного   материала   на   основе домашнего задания)                              2)   формирование   новых   понятий   и способов действий(  Формулировка проблемы,   этап   подготовки   учащихся   к активной   основной   учебно­познавательной деятельности ­работа групп в «Творческой лаборатории)  3)   применение,   формирование   умений   и навыков   (работа   микрогрупп,   защита «решений») 4)   этап   подведения   итогов   урока (самооценка) восприятие и анализ музыки,   музыкально­ пластические   движения,   выполнение проблемно­творческих   заданий,   работа   с  материалом   справочников, учебников   и образовательных ресурсов Интернет  Ход урока: 1.Этап.   Вход в класс под музыку «Волшебный мир искусства»  Музыкальное приветствие с классом (организационный момент)  Органы дыхания. Гимнастика А.Н. Стрельниковой. Вокальная разминка.  Закрепление пройденного материала на основе домашнего  задания.  ­ Что такое ритм? ­ Приведите примеры, где еще, кроме музыки, проявляет себя ритм?  ­ Что является коренными свойствами ритма? На слайдах демонстрируются:    Слайд 2, 3 ­ Картины архитектурных сооружений                Слайд 4, 5 ­Картины о живой природе. Выставка рисунков учащихся (выполненные дома). Действительно,  ритм   обнаруживает   себя   повсюду   в   окружающем   мире.  Ритмично чередуются времена   года, месяцы,   недели,  дни  и  ночи.  Ритмичны   человеческое   дыхание   и биение   сердца.   Ритмичны  архитектурные   сооружения,   дворцы   и   дома   с   их   симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. И в древности, и в среднем веке и 17­18 в. ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы слышим его и видим — в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка. Вот почему иногда говорят, что ритм — изначальная форма связи  человека   с   жизнью,   с людьми, со своим временем. 2 Этап. Введение в тему.  У.­ В каком из жанров ритм является ведущим средством передачи содержания музыки? (ответы детей) Формулировка проблемы  ­ Сегодня на уроке мы должны выяснить: 1.Как связан ритм с историей танцев? 2.В чем сходство и различие трех танцев? Слайд 6.  ­ Предлагаю  для работы в нашей творческой лаборатории выбрать 4 группы:  1 – музыканты (во время звучания произведений дирижируют, отхлопывают размер танцев и ритмический рисунок (дирижер, ударные),   2 – художники рисуют красками (отразить цвет, ритм танцев);  3 – теоретики (представляют теоретический материал),  4 ­ аналитики (работают с информацией ­ анализируют,  обобщают, согласовывают, находят противоречия, делают предположения и выводы). 3. этап  Основной этап. Слайд 7 ­ Стихотворение: Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным То для меня мечта поёт То веет таинством прекрасным. (А.Блок)   У. является Ритм           особенностью музыки. В древности человеческое сознание тесно было связано с верованиями и культами. Защищаясь от неблагоприятных сил стихии человек, свершал определенный ритуал, где важное место занимал танец. Посредством танца человек просил удачи в охоте, плодородия, победы и т.д. Шло время, но художественные задачи танцевальности не изменились. Сущность танца ­ движение. Движение есть   перемещение   тела   в   пространстве.   Но   очевидно,   что   танец   не   складывается   лишь   из перемещений. Исполнения па и поворотов.  танцевальной Движение ­ это продолжение наших чувств, мыслей, стремлений, это действие, рожденное нашей душой. Движения нашего внутреннего мира являются источником движений нашей жизни ­ наших действий, нашего выбора решений, определяющих нашу судьбу.  Мудрые греки говорили, что танец может научить человека не только чувствовать, но и проявлять, осуществлять, рождать движение. Не только созерцать гармонию, но и действовать согласно   ее   законам.   Жить   в   соответствии   со   своими   внутренними   ценностями,   оставаться верным той музыке, которую слышит наше сердце.  В   основе   любого   танца   лежит   чувственность,   которая   может   быть   откровенной, выходить на первый план, а может принимать этикетные формы. 4 этап ­ работа в микрогруппах (каждой группе выдаются задания) Задания теоретикам:  необходимо выделить  характерные ритмические  признаки и стилистические   особенности   вальса,   мазурки   и   полонеза.   (Работа   с   энциклопедией «Музыка   от   А   до   Я»,   учебником   «Музыка.   6   класс»,   сеть   «Интернет»). Задание: 1.   До   работы   с   пособием   составить   вопросы,   которые   помогли   бы   решить   возникшую проблему. 2. Работая с учебником, найти ответы на свои вопросы или отобрать неизвестную ранее информацию, которая необходима для решения проблемы. 3.   Подготовить   связный   рассказ   –   о   композиторах,   где   могла   звучать   такая   музыка? Краткая история происхождения танцев. Задания музыкантам ­ какой характер вальса, мазурки,  полонеза? Каков размер?  О чем  нам рассказывает музыкальный ритм? Задания художникам ­ анализ цвета и ритма. Звучит музыка ­ "Сказки венского леса" И. Штраус 5 Во   время   рассказа   группам   предлагаются   видеоматериалы,   картины,   портреты, этап ­ Защита «решений»  размещенные учителем на  слайдах (8­22) Сообщения теоретиков: ­"Сказки венского леса" ­ одно из самых известных творений Иоганна Штрауса. Иоганн Штраус ­ сын. (25 октября 1825 — 3 июня 1899). Великий австрийский композитор, дирижёр. Этого человека по праву называют Король вальсов.  Ведь самые красивейшие вальсы в мире пожалуй принадлежат его перу.     Именно благодаря И. Штраусу в XIX в. вальс обрел свое второе рождение. Почему втрое рождение, да потому что в XVIII в. во времена Людовика XIII вальс был запрещенным танцем. Благодаря И. Штраусу вальс стал любимым танцем и в России. Волшебная легкость и красота мелодий пленяла сердца современников. Вальс зазвучал всюду, его танцевали на балах и площадях, его напевали, его исполняли как музыкальные миниатюры. Он завоевывал театральную сцену, стал неотъемлемой частью балетов и оперных спектаклей. Установил   рекорд,   дирижируя   сразу   1000   музыкантами   одновременно.   Выдающийся мастер дирижёрского искусства, Штраус одновременно был виртуозным скрипачом и совмещал эти дарования в своих концертных выступлениях. После   прослушивания   его   произведений   всегда   поднимается   настроение,   заставляют погрузиться в сказку, в мечту, которой так не хватает в реальности нашей жизни.  Венский лес (нем. Wienerwald).  Огромный   лесной   массив,   полукругом   охватывающий  австрийскую столицу Вену. Его живописность в свое время вдохновляла великих художников, таких как Бетховен, Моцарт, Шуберт и многих, многих других. Надо отметить, что Венский лес мог бы и не сохраниться до наших дней, ведь в не легкие для Австрии времена лес был продан, купцу который торговал древесиной, и мог быть вырублен. Его площадь составляет 1200 кв.км. Венский   лес   всегда   являлся   местом  для   отдыха  обычных  людей,   и  знатных  особ.   Славится своими  историческими   памятниками,   памятными   местами,   живописной   местностью.   Если ходить его тенистыми тропами, то можно увидеть много интересных исторических объектов, красивых пейзажей природы. Сегодня Венский лес привлекает огромное количество туристов со всего мира. Музыканты: ­ В вальсе слышится равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта. Музыкальный ритм вальса навевает образ плавного кружения, изящного и   лёгкого бального танца. Размер вальса – 3 /4. И. Штраус утверждал, что первые такты своего вальса он уловил в перестуке колес кареты и только потом записал (представляют отрывок из фильма «Венский лес») Художники: ­  музыка   вальса   «Сказки   Венского   леса»   вызывает   в   воображении   образы   солнечного зеленого   леса,   который   полон   эльфов,   фей   и   других   сказочных   существ.   Светит   солнце, переливаются паутинки, капли росы вздрагивают от легкого ветра, слышатся трели соловья. Показ рисунков вальса  и анализ цвета и ритма. Аналитики заполняют таблицу. «Мазурка си – бемоль мажор»» Ф. Шопена  Сообщение теоретиков  о мазурке  Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец.  Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.  На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур.  Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком   и   характерным   акцентом   на   третьей   доле   каждого   второго   такта.   Куявяк   — лирическая, медленная мазурка,  трёхдольность близка к вальсу; танец­размышление или танец­ воспоминание.  Мазурке принадлежала  огромная роль в процессе утверждения  самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице   из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. Музыканты – размер – тоже ¾, но в  ритмическом рисунке мазурки нет плавности, много острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта.  Показ   рисунков   художников  –   яркость   цвета,   контрастные   цветовые   оттенки,     по пластике ­  геометрические ломаные линии,   представляется бал. Аналитики заполняют таблицу. Звучит «Полонез Ля мажор» (фрагмент). Группы работают Сообщение теоретиков  о полонезе. Полонез является             атрибутом торжественным танцем­шествием. Полонез возник в Польше около 15 века, и назывался «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез считался только свадебным танцем. А после, претерпев некоторые изменения, он стал обязательным        В конце 15 — начале 16 веков ходзоный начали танцевать и в среде мелкой шляхты. Но в замки магнатов полонез смог проникнуть только к концу 16 века, где стал пышным дворцовым танцем.             Французские   балетмейстеры   немного   видоизменили   полонез,   приспособив   его   для придворных   торжеств,   вследствие   этого   при   дворе   польских   королей   он   стал   элементом придворного   церемониала,   своеобразным   парадом   шляхты   перед   монархом. В 17 веке полонез приобрел популярность во всей Европе и получил своё нынешнее название. торжеств.  народных любых          Музыканты ­   музыкальный размер танца — ¾. Исполняется в умеренном темпе, торжественный, возвышенный характер.            Художники  – показ рисунков. Отмечаются благородные оттенки цвета, выдержанность, классическая композиция, яркий колорит. Пока группа аналитиков подводят итоги, заполняют таблицу и делают выводы, в классе предлагается обучающимся:  Танцевальное па – учитель­ученик, ученик­ученик. Импровизация из танцевальных ритмов.  6 этап ­ Подведение работы аналитиков. 1. Как связан ритм с историей танцев? В чем сходство и различие трех танцев? 2. 3. Есть ли взаимосвязь музыки и изобразительного искусства? Заслушиваются выводы аналитиков. 7 этап. Самооценка – о работе групп (по критериям)  участие в совместном поиске проблемы ­1­5; участие в составлении вопросов ­ 1­2; участие в поиске вариантов решения проблемы­ 1­3; выступление перед классом­3; участие в свободном обсуждении ­1. 8. Итог урока  Вывод: Появляются новые течения:  компьютерная музыка,   электронная музыка. И вот в музыке XXI века, такой сложной и противоречивой, прошедшей через множество новых течений, все чаще и чаще звучат голоса из прошлого…Вальсы Штрауса, мазурки и полонезы Шопена…  ­А вы хотели бы станцевать «Полонез»? Звучит   музыка   «Полонеза»   Ф.   Шопена.   Учитель   показывает   простейшие   па   (2­3   пары танцуют). Домашнее   задание   в   дневнике   музыкальных   наблюдений   –   стр.   16­17 (выполнить задания). Рефлексия Слайд ­ 23  Сегодня на уроке мы вспомнили… На уроке мы узнали… Нам понравилось… Нам не понравилось…

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?» ( 6 класс, музыка)

Разработка урока музыки по теме «О чем рассказывает музыкальный ритм?»  ( 6 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018