Современные методики на уроках технологии
Оценка 4.7

Современные методики на уроках технологии

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
технология
5 кл—8 кл
29.05.2017
Современные методики на      уроках технологии
Цель данной работы: состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по использованию приемов критического мышления через представление методических рекомендаций для учителей технологии, материал содержит описание технологии развития критического мышления, особенности технологии развития критического мышления, описание методик и приемов критического мышленияСовременные методики на уроках технологии
курсы.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГУ ЛНР «НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР» Отдел методики преподавания учебных дисциплин Современные методики на уроках технологии  РЕФЕРАТ   Боровик Галины Сергеевны, слушателя курсов повышения квалификации учителей технологии, учителя ГОУ ЛНР «Артемовская  специализированная школа №8» 2017 ЛУГАНСК СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I  ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1.1  Описание технологии развития критического мышления      1.2   Особенности  технологии развития   критического мышления Глава  II   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Описание методик  и приемов критического мышления  5 7 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом   виде,   можно   и   притупить   его   природные   творческие способности   –  «разучить»  думать   самостоятельно». Эти   слова А. Дистервега на сегодня, мне кажется, актуальны как никогда. С   введением   новых   стандартов   повышается   внимание   на   обеспечение условий   для   развития   личности   обучаемых,   стимулируя   тем   самым инновационные аспекты деятельности учителей. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом,   пересмотреть   основные   вопросы   обучения   и   воспитания.   Сейчас образование     заключается   в   формировании   у   обучающихся   гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности   к   успешной   социализации   в   обществе.   Школа   должна   готовить подростка к жизни, к труду, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, то   потребуется   ему   в   практической   деятельности.   По   моему   мнению, современный   учитель   призван   принять   деятельное   участие   в   развитии умственной   деятельности   учащихся,   в   усвоении   ими   различных   знаний   и навыков,   которые   выходят   и   за   рамки   программного   материала.   В   каждом ученике   необходимо   укреплять   и   развивать   его   собственное индивидуальное креативное мышление.  «Я», Чтобы преодолеть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить  эффективность  и качественность учебного процесса,  передо   мной   стал   вопрос   об   использовании   современных   образовательных технологий.   Одной   из   технологий,   базирующейся   на   позициях   деятельного активного   подхода   к   построению   педагогического   процесса,   является технология  развития критического мышления.   Цель   данной   работы:   состоит   в   том,   чтобы   обобщить   и проанализировать   имеющиеся   наработки   по   использованию   приемов критического мышления через представление методических рекомендаций для учителей технологии. Задачи работы:  умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся  информационным потоком в разных областях знаний;  пользоваться различными способами интегрирования информации;  задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;  решать проблемы;  вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного  опыта, идей и представлений;  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по  отношению к окружающим;  аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;  способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая  мобильность);  брать на себя ответственность;  участвовать в совместном принятии решения;  выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;  умение сотрудничать и работать в группе и др. I глава   ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  Описание технологии развития критического мышления Критическое   мышление  —   это   способность   ставить   новые,   полные смысла   вопросы;   вырабатывать   разнообразные,   подкрепляющие   аргументы; принимать независимые продуманные решения [2]. Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе  чтения и письма. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов ­ осмысление ­ рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к ТРКМ  и работать с учебниками. В технологии ТРКМ  используются разные методы и приемы, применяемые как на  определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. Поэтому применяя технологию критического мышления, которую нужно активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр. Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся   включаются   в   активную   и   эффективную   учебно­познавательную деятельность.   Обучение,   со   стороны   ученика,   носит   уже   субъективный осознанный   характер.   Принципиально   меняется   и   роль   учителя   в   учебном процессе.   Учитель,   работающий   в   русле   критического   мышления,   уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Данная   система   обучения   гарантирует   ученику   освоение   стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализоваться и это способствует мотивации к учению. Нужно отметить, что построение учебного процесса на   основе технологии развития   критического   мышления   принадлежит   будущее.   В   перспективе, возможно, данные технологии вытеснят традиционную малоэфективную систему обучения. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников   к   получению   знаний.   ТРКМ   является   общепедагогической, надпредметной [4], поэтому ее целесообразно применять у урочной и внеурочной деятельности. 1.2 Особенности  технологии развития   критического мышления  Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.  Работая   в   режиме   технологии   критического   мышления, учитель перестает   быть   главным   источником   информации,   и,   используя приемы   технологии,   превращает   обучение   в   совместный   и   интересный поиск. Практическое   осуществление   идей   опыта   связано   с   прохождением следующих этапов:  изучение методической литературы по данной технологии;  выстраивание   уроков   технологии,   на   основе   технологии   развития критического мышления;  проектирование   и  апробирование   уроков  технологии   с  использованием приемов технологии развития критического мышления ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ    РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Стадия (фаза) Стадия вызова Деятельность  учителя. Задачи  данной фазы Вызов уже  имеющихся знаний  по изучаемому  вопросу,  активизация  учащихся,  мотивация для  дальнейшей работы. Деятельность учащихся Ученик  вспоминает, что  ему известно по  изучаемому  вопросу, задает  вопросы, на  которые хотел  бы получить  ответ. Возможные  приемы и  методы Составление  списка известной  информации,  рассказ ­ предположение по ключевым словам; систематизация  материала  (графическая): кла стеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные  логические  цепочки и т.д. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается,  обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами. Стадия   (реализации). осмысления Сохранение  интереса к теме при непосредственной  работе с новой  информацией,  постепенное  продвижение от  знания «старого» к  «новому» Ученик читает  текст, используя предложенные  учителем  активные  методы чтения,  делает пометки  на полях или  ведет записи по  мере  осмысления  новой  информации Методы активного чтения: – маркировка с  использованием  значков «v», «+»,  «­», «?» (по мере  чтения ставятся на полях справа); – поиск ответов на поставленные в  первой части  урока вопросы. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами­группами. Стадия рефлексии Вернуть учащихся к  первоначальным записям­ предположениям, внести  изменения, дополнения, дать  творческие, исследовательские или практические задания на основе  изученной информации. Учащиеся  соотносят  «новую»  информацию со  «старой»,  используя  знания,  полученные на  стадии  осмысления – Заполнение  кластеров, таблиц, установление  причинно­ следственных  связей между  блоками  информации; – возврат к  ключевым словам,  верным и  неверным  утверждениям; – ответы на  поставленные  вопросы; – организация  устных и  письменных  круглых столов; – организация  различных видов  дискуссий; – написание  творческих  работ: пятистишия ­синквейны,  – исследования по отдельным  вопросам темы и  т.д. Творческая   переработка,   анализ,   интерпретация   изученной   информации,   работа ведется индивидуально – в парах – группах В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм –  отправные этапы развития критического мышления: 1. Необходимо определить целевую установку данной познавательной  деятельности? Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает  получить, определить способы, средства и пути достижения цели. 2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования.  Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить  главные источники нахождения недостающей информации. 3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели?  Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, —  движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается  использование сформированных ранее интеллектуальных умений. 4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли  поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим  фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего? Предложенные материалы могут быть использованы на уроках технологии,  как   в   рамках   программы,   так   и   на   внеклассных   мероприятиях.   Некоторые приемы   можно   использовать   при   изучении   обзорных   тем,   другие   с   высокой степенью результативности при работе с текстовыми документами, различными данными и т. д. Так же эту технологию рекомендую применять и на уроках обобщения, при конспектировании  лекций.  На  таких  уроках  используется  карта  деятельности ученика, которая позволяет проследить продвижение ребенка в этой теме, а так же включает всех в деятельность. Приемов   ТРКМ   очень   много.   Но,   определив   наиболее   эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов: ­ повысился уровень мотивации к изучаемым предметам; ­  учащиеся показывают  высокий уровень знаний на итоговой аттестации, при дальнейшем обучении в ВУЗах; ­ умеют четко аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения; ­ сформированы навыки работать с документами. II глава ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Описание  методик и приемов критического мышления Выделим   наиболее   эффективные   приемы   технологии   развития критического   мышления   на   уроках   технологии   при   изучении   новых   знаний   и технологий. 1.  Для   развития   умения   воспринимать   информацию   можно   использовать прием «Знаю – хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме:   это   могут   быть   какие­то   ассоциации,   знания,   предположения),   после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той,   что   была   у   них   в   начале   урока,   учатся   рефлексировать   собственную мыслительную деятельность. 2.   Схема  «Фишбоун»  или  «Рыбий   скелет».  Данная   графическая   техника помогает   структурировать   процесс.   Более   глубоко,   поставить   цели,   показать внутренние связи между разными частями проблемы.   Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост   –   вывод   урока.   Записи   должны   быть   краткими,   представлять   собой ключевые   слова   или   фразы,   отражающие   суть.   Можно   заполнять:   (Верх   – причины,   низ   –   следствия   и   т.п.).   Схема  «Фишбоун»  отлично   работает,   как средство   систематизации   материала,   быстро   воспроизводится   учащимися   и увеличивает процент усвояемости. 3. «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется  при   организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов .  Кластеры.  Прием   –   кластеров   («гроздья») 4. применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления   областей   недостаточного   знания.   На   стадии   осмысления   кластер  универсален.   Он   может позволяет   фиксировать   фрагменты   новой   информации.   На   стадии   рефлексии понятия   группируются   и   между   ними   устанавливаются   логические связи.    Кластер – графический прием систематизации материала   Пример   интегрированного   урока   (экономика+   технология)   с   применением сюжетно­ролевой игры «Главный казначей семьи» по теме «Бюджет семьи »  для обучающихся 8 классов Семейный бюджет 5. Использование приема "Инсерт" на уроках 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; ­ — я думал по­другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники. 2. Заполняется таблица V   и тезисно Здесь записываются термины   понятия, встречающиеся   в тексте,   которые уже были   известны. + — Отмечается все   новое, что   стало известно   из текста Отмечаются противоречия. То   есть,   ученик отмечает то, что идет   вразрез   с его   знаниями   и убеждениями. ? Перечисляются непонятные моменты,   те,   что требуют уточнения   или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.  Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке технологии по теме  «Электрические схемы, проводники, потребители электрической энергии» V Источник тока и потребители  электрической энергии   соединенные  между собой  проводниками  образуют  электрическую цепь. + — ? Самая простая цепь  состоит из 4  элементов.1)Источни к тока.  2)Проводник.  3)Выключатель.    4)Потребитель  электрической  энергии. Для доставки  электрическо й энергии  от  источника  тока до  потребления  нужен  специальный  проводник. Как   собрать электрическую цепь самостоятельн о 6.   «Синквейн». Эта   пятистрочная стихотворная форма,   возникшая   в США в  В   дальнейшем   стала начале XX     века под   влиянием японской поэзии. использоваться   и   в  России  в   дидактических   целях,   как   эффективный   метод развития   образной   речи,   который   позволяет   быстро   получить   результат. Синквейны в учебно­воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и   словарного   багажа   учащихся.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA %E2%E5%E9%ED. Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё  отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек  выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Пример написания синквейна  на уроках технологии по теме « Бюджет семьи» 1 Бюджет­ это… 2. Бюджет­это совокупность…. 3.Бюджет­это совокупность доходов… 4. Бюджет­это совокупность доходов и расходов … 5. Бюджет ­ это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проводя  этапы внедрения элементов технологии критического мышления в   свою   педагогическую   деятельность   и   анализируя   проведенные   уроки   с использованием   данной   технологии,   я   пришла   к   выводу,   что   использование приемов   и   стратегий   технологии   ТРКМ   активизирует   познавательную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого, должно повышается качество знаний  по предмету. Использование  технологии   развития   критического   мышления позволяет сделать  определенные выводы: увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний; развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию; разнообразить   используемые   формы   организации   обучения, способствующие развитию у школьников интереса к   знаниям, познавательной активности; целенаправленно   формировать   специальные   и   общеучебные   умения   и навыки; повысить   успеваемость   учащихся,   качество   образования,   уровень коммуникативных умений школьников.      В   процессе   изучения   предмета   технология   важно   все:   и   благоприятная психологическая  атмосфера  на уроке, и сформированность   мотивации  на его изучение,   и   осознание   необходимости   использования   полученных   знаний   в повседневной  жизни (не  только   знать,  но  и  применять).  Вот   почему   учителю важно сначала самому осознать важность применения новых технологий. Знания могут позабыться по прошествии времени, а умения действовать в определенных ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроке, остаются надолго. Во время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания   алгоритма,   но   и   чувства,   с   которыми   он   получает   эти   знания.   сопровождающееся Эмоционально   обоснованный   ответ,   его   значение, видеорядом   или   стендовым   докладом,   свидетельствует   об   искренней заинтересованности   ученика   в изучаемой  теме, в  активном  погружении  в  нее сверстников. Интересные домашние задания способствуют тому, что ребенка не надо заставлять делать уроки. Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        Долженко   Ю.А.   “Методическое   сопровождение   личностно­ ориентированного образования”. Б., 2003г. Загашев   И.   О.,   Заир­Бек   С.   И.   Критическое   мышление:   технология развития. – СПб : Альянс­Дельта, 2003. – 284 с. Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. Клустер   Дэвид   “Что   такое   критическое   мышление?”   ИД   “Первое сентября”, газета “История” №29/2002. Мельникова   Е.Л.   “Проблемный   урок,   или   как   открывать   знания   с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г. Селевко   Г.К.   “Современные   образовательные   технологии”.   М.,   1998г. Якиманская И.С. “Личностно­ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г. Полат   Е.С.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии

Современные методики на уроках технологии

Современные методики на      уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017