Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)
В результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность, нами было отмечено, что все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы. Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства. Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих активных методов весьма условны. Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:
Мозговой штурм;
Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…;
Работа в малых группах – решение занимательных задач;
Проблемное обучение;
Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…;
Интерактивная лекция;
Ученик в роли учителя;
Использование ИКТ;
Проектный метод;
Информационные технологии на уроках математики
учитель, применяющий на своих уроках информационные технологии, почувствует положительную динамику в мотивации учащихся, ведь благодаря этому решается одновременно ряд проблем:
1) больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии;2) каждый учащийся чётко планирует программу действий;3) легко достигается уровневая дифференциация обучения; 4) отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал; 5) урок становится разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;6) используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;7) активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время; 8) возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.
Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Способствует повышению мотивации.
Урок - деловая игра с использованием ИКТ по теме «Треугольник. Площадь треугольника».
В классе создаются «корабли»: по две парты соединяются вместе. У каждого корабля есть номер: №1, №2 и т.д. На каждом корабле 4 члена экипажа: командир, бортинженер, штурман и техник.
На каждом корабле имеется раздаточный материал:
модель Фрейера,
прямоугольный треугольник («осколок» корабля) с катетами 8 см и 6 см,
произвольный треугольник («стыковочный модуль») с высотой 6 см и основанием 11 см,
призма или пирамида (макеты «космических станций»).
На проекторе – изображение Галактики Треугольник.
метод проектов. Метод проектов актуален в условиях внедрения ФГОС ООО. Метод способствует активизации всех сфер личности школьника — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества)
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно- | Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. | Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый | Оформление проекта, подготовка к защите. | Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта. |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта. |
Например:Урок геометрии 5 класс.Тема: «Четырехугольники».
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно- | Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам четырехугольников) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках четырехугольника, запись материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. | Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый | Оформление своего проекта, защита его | Оказывает помощь в оформлении |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта. |
В итоге общим итогом деятельности всех участников и групп становится создание классификации четырехугольников.
« Без игры не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
Деловая игра. Игры такого вида создают модель жизненной ситуации или отношений. Примерами учебных деловых игр могут являться такие игры, как «Банк», «Строитель», «Магазин», «Почта». «Конструкторское бюро». Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий: «В гостях у сказки», «Математическое путешествие», «Математический КВН», «Своя игра», «Умники и умницы», «Счастливый случай». Ролевые игры Такой тип игр характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. В основе игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: пресс-конференция, дискуссия, путешествие и т.д. Примерами ролевых игр являются такие игры, как: «Кто быстрее», «Эстафета», «Найди ошибку», «Математическое лото» и др. Занимательные задачи. Это математические задачи с нестандартным решением. Такие задачи полезны при выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. К занимательным задачам отнесем и старинные задачи. Учащимся нравится рубрика «Страницы русской истории на уроке математики» или «Старинные задачи народов мира». Осуществляя на уроках межпредметную связь, учитель так же может включить в урок задачи, в которых учащиеся должны показать знания полученные по другим предметам: географии, биологии, истории города. Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы и кроссворды. Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала, а желание поставить в тупик одноклассников своим заданием придаст более творческий характер работам учащихся.
Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. «Удивляй»Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.«Интеллектуальная разминка»Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.Методическая ценность приема:- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);- развитие логического и критического мышления;- систематизация знаний и умений;- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).Задай соседу вопрос»Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.
«
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и современные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "Все новое -это хорошо забытое старое."
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.