Современные модели и механизмы профессиональной мотивации педагогов в условиях реализации ФГОС»

  • Презентации учебные
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе реализации закона Российской Федерации об образовании [10], а также Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в дальнейшем – ФГОС ДО: [17]) важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой в современном образовании, становится смена акцентов в парадигме работы с педагогическим персоналом.В процессе реализации закона Российской Федерации об образовании [10], а также Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в дальнейшем – ФГОС ДО: [17]) важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой в современном образовании, становится смена акцентов в парадигме работы с педагогическим персоналом.
Иконка файла материала Статья.docx
         Современные модели и механизмы профессиональной мотивации педагогов в условиях реализации ФГОС» Хуснудинова И. В.­ воспитатель В   процессе   реализации   закона   Российской   Федерации   об   образовании   [10],   а   также Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в дальнейшем   –   ФГОС   ДО:   [17])   важными   задачами,   стоящими   перед   социально­ педагогической   и   психологической   практикой   в   современном   образовании,   становится смена акцентов в парадигме работы с педагогическим персоналом. Анализируя позицию ФГОС к личностным и профессиональным качествам и компетенциям воспитателя на первый план сегодня выходят такие как: четкое видение современных задач дошкольного образования; ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение   создавать   и   постоянно   обогащать   культурно­информационную   и   предметно­ развивающую образовательную среду; умение   работать   с   содержанием   обучения   и   разнообразными   педагогическими технологиями, придавая им личностно­смысловую направленность; умение   осуществлять   экспериментальную   деятельность   по   внедрению   субъективно   и объективно   новых   подходов   и   технологий,   оценивать   их   соответствие   принятым   на государственном   уровне   целям   образования,   задачам   гуманизации   образовательного процесса, возможностям и потребностям детей; способность   к   самообразованию,   самовыращиванию   личностных   структур   сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога. Учитывая выше перечисленные позиции, был проведен аудит мотивации педагогического состава ДОУ. Для проведения данного мероприятия были использованы следующие методики»: Опросник для определения источников мотивации» (Motivation Sources Inventory — MSI, авторы — Джон Барбуто (John Barbuto) и Ричард Сколл (Richard Scholl)). И Доминяк В.И. Опросник «Возможность реализации мотивов» Использование опросника «Возможность реализации мотивов» (авт. Доминяк В.И) (сводная таблица   см.   приложение   №1)   дала   нам   представление   об   основных   мотивационных тенденциях коллектива. Несмотря на то, что мотивационные профили воспитателей ДОУ сильно отличаются, все же можно отметить основную триаду лидирующих мотивов. Ощущение успеха 9,42 Материальный достаток Ощущение стабильности, надежности 9,35 9,09Т.Ю. Д.Т И.П. А.Е. Л.А Т.Д. Е 10 Ощущение успеха 5 А Н.К. А.С. 0 Материальный достаток Л.А2 А.Ю М.В. М.П. Ощущение стабильности, надежности О.В. А.К. Н.В2 Ж.Л. Н.В. И.В. О.П. А.Е.Л.А Т.Ю. Д.Т Т.Д. И.П. Е Инструментальная мотивация 20 10 0 А Н.К. А.С. М.П. Интернализация цели Л.А2 А.Ю М.В. О.В. Внутренние процессы А.К. Ж.Л. Н.В2 Н.В. О.П. И.В. Получив   результаты,   мы   провели   опрос   для   определения   источников   мотивации (Motivation Sources Inventory — MSI, авторы — Джон Барбуто (John Barbuto) и Ричард Сколл (Richard Scholl)).(см. приложение №2) По   полученным   результатах   мы   так   же   наблюдаем,   что   лидирующее   место   занимает инструментальная   мотивация,   следующая   мотивация   интернализация   цели,   которая представляет   собой   результат   усвоения   индивидом   аттитюдов   и   видов   поведения, соответствующих его системе ценностей. Каждый работник верит в цель своего коллектива (интернализует ее) и поэтому мотивирован целью коллектива. В основе лежит желание достигать   цели,   соответствующие   интернализированным   ценностям.   и   мотивация отражающая внутренние процессы т.е. желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности. Хотя в первом опроснике эта мотивация заняла 7 место из 15, (пропустив вперед:  • • • • • Удовлетворение от достижения цели, результата деятельности Повышение собственной профессиональной компетентности Ощущение собственной полезности, служение людям Удовлетворение внерабочих интересов (семья, друзья, хобби и т.п.) Уважение со стороны других, социальный престиж Нашем   коллективом   были   учтены   и   выявлены   следующие   стимулы   для   мотивации педагогов, относящиеся к стимулированию внутренней мотивации педагогических кадров ГДОУ(   так   как   именно   на   ней   основано   развитие   профессиональной   компетенции отвечающие позиции ФГОС). Мотивы  Ощущение успеха Стимулы, которые можно использовать Возрождение и реконструкция организационной культуры. Через возможности корпоративной культуры организация мероприятий,связанных с предоставлением обратной связи, благодарностью за педагогическую   деятельность,   отмечание   личностных   заслуг. Своевременная благодарность. Эмоциональная   положительная   обратная   связь   от   участников образовательного   процесса,   в   том   числе   и   от   родителей, организованная администрацией ДОУ.  Летопись отзывов и благодарностей. Повышение   самостоятельности,   возможность   работать   по интересующей программе, гибко вносить собственные коррективы в образовательный процесс. Возможность устанавливать желаемый и   наиболее   удобный   график   работы   (расписание),   не противоречащий ничьим интересам.   Возможность   выбирать   группу   и   команду   (сменного   педагога, помощника воспитателя) Перевод   на   самоконтроль, самостоятельности в действиях.  Предоставление дополнительных полномочий. Поручение желающим более сложных и ответственных, чем другим педагогам, заданий Система званий для успешных сотрудников. Конкурс для родителей  «Наш воспитатель самый лучший» Праздник   для   воспитателей     (напр.   Ко     дню   воспитателей)   с участие родителей и представителей общественности. Книга (Альбом)  отзывов и предложений. Творческие   мероприятия, воспитателя.   которые   подчеркивают   миссию   предоставление   большей Реализация собственных проектов, представление их как в ДОУ, так и с выходом на районный и городской уровень. Открытие собственного мастер­класса для педагогов округа или города.  Содействие   в   получении   гранта   на   реализацию   интересующего педагога проекта.  Содействие   в   разработке,   утверждении   и   распространении авторской программы.  Организация   конкурсов   внутри   ДОУ,   направление   на   городские конкурсы.  Рекомендация на присвоение званий.  Благодарственные   письма,   грамоты,   устные   благодарности   и похвала. Предложение в роли эксперта при оценке новых проектов. Предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, направление   на   курсы   по   перспективным   направлениям педагогической деятельности или стажировку.  Предоставление   времени   на   методическую   работу   (работа   на дому).  Ощущение собственной полезности, служение людям Ощущение свободы.   Мотивы самостоятельности .   Потребность   в доверии руководства самостоятельном принятии   решений и др. в   Удовлетворение  от достижения   цели, результата деятельности. Ощущение собственной полезности, служение людям  Возможность наиболее   полной самореализации именно   в   Вашей профессиональной деятельности. Мотивы реализации   себя   в творческой профессиональной деятельности личности. Потребность признании уникальности, уникального вклада в труд и др. Мотивы   личного развития, самореализации, приобретение новой   информации и др. вУдовлетворение  от процесса  Мотивы состязательности, азарт соревнования Оплата научно­методической литературы. Содействие   в   переподготовке   по   интересующей   педагога   и руководителя специальности.  Обучающие тренинги. Привлечение к участию в инновационной деятельности. Включение   в   коллективную   деятельность   (в   составе   творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов) Поощрение инициатив, самостоятельности.  Обеспечение   стабильной   и   понятной   обратной   связи. Эмоциональная поддержка руководства и коллектива. Постановка амбициозных задач. Налаживание новых контактов с социальными   партнерами.     Методическое   сопровождение различных   конкурсов   профессионального   мастерства.   Наличие различных   конкурсов   внутри   ДОУ.   Участие   коллектива   ДОУ   в районных,   городских,   всероссийских   конкурсах.   Возможность делегирования   на   них,   как   представителя   ДОУ.   Внутренняя политика поощрения инициатив.   Присвоение   звания   победителя   конкурса   профессионального мастерства ДОУ   Анализируя   информационные   ­   методические   ресурсы   ГДОУ   по   сопровождению мероприятия и проектов, можем выделить нижеперечисленную, раннее запланированную    деятельность. Содержание работы Срок Ответственный 1. Обобщение передового опыта  Март  Ноябрь Ю.В.Каюкова Воспитатель Л.Г. Остапченко Музыкальный руководитель  Формирование интереса к звучанию стихов с помощью мнемотаблиц.  Обучение   детей   старшего   дошкольного возраста современной хореографии;   классического   эстрадного   и спортивного танца. основам        Развитие   эмоциональной   сферы   детей старшего посредством приобщения   к   истокам   русской традиционной   культуры   с   использованием технологии сказкотерапии. возраста   2. Распространение инновационного опыта     Май Л.Е.Смотрова Воспитатель  Развитие   когнитивной   сферы   детей старшего   дошкольного   возраста   через игровые   технологии   в   формировании элементов математических представлений.    Январь И.Н.Коломинова Воспитатель В заключении следует отметить, что в запланированные мероприятия не охватывают весь педагогический состав соответственно не стимулируют внутреннею мотивации педагогов,   что   слабо   отвечает   позиции   ФГОС   по   развитию   профессиональных компетенций воспитателей. В зоне ближайшего развития организации стоит задача стимуляции   педагогического   персонала   согласно   ранее   перечисленным рекомендациям..  Список литературы: 1. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога  ДОО:диагностический журнал  / сост. Ю.А.Афонькина.­ Волгоград : Учитель,2014.  – 92с. 2. Вачугов, Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д.  Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред.  Д. Д. Вачугова. ­ 3­е изд., испр.  и доп. – М.: Высшая школа, 2007. – 192 с. 3. Вознесенский, И. Мотивация педагогов: выбираем пути решения Гаудж, П.  Исследование мотивации персонала / П.Гаудж; пер. М.А.Свиридюк. –  Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2008. – 272. 4. Дружинин, В.И. Управление образовательным учреждением: учебно­методическое  пособие / В.И. Дружинин. – Государственное автономное образовательное  учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития  образования и социальных технологий». – Курган, 2011. – 148 с. 5. Коваленко, Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов / Н.В.  Коваленко // / Завуч. – 2008. ­ № 8. – С. 32­34 6. Комарова Е.С Развитие дошкольного образования// журнал  7. Лекерова Г.Ж. Формирование немонитарной мотивации у педагогов  образовательных учреждений как средство эффективной педагогической  деятельности в современных условиях. Инновации в образовании. /2009 стр 91­105  http://quality.petrsu.ru/files/file/f_file/276.pdf 8. Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом / Ю.А.Лукаш. –  М.: Финпресс, 2007. – 208 с. 9. Михалкина, Е.В. Эффективный контракт как инструмент мотивации работников  бюджетной сферы / Е.В. Михалкина // Мотивация и оплата труда. ­ 2014. ­ №1. ­  С.5­10. 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки  России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного  стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155. [Электронный  ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk­standart­dok.html. 11. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в  государственных (муниципальных) учреждениях на 2012­2018 годы (распоряжение  от 26 ноября 2012 года № 2190­р) [Электронный ресурс] // Режим доступа :  минобрнауки.рф/новости/2993/файл/1566/12.12.26­Распоряжение_2190р.pdf. 12. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условия реализации ФГОС/ Современные проблемы  науки и образования. [Текст]/  – 2014. – № 4.;URL: http://www.science­ education.ru/ru/article/view?id=13879 (дата обращения: 24.01.2016).13. Свенцицкий А.Л. Удовлетворенность персонала организации своей работой  Психология работы с персоналов в трудах отечественных специалистов / Под ред.  Винокурова Л. В. – СПб, 2001.  14. Сыманюк, Э.Э. Нематериальная мотивация педагогов / / Э.Э.Сыманюк, И.В.  Девятовская // Народное образование. – 2009. ­ № 7. – С. 94­99 15. Т. Н. Садыкова «Проблема повышения мотивации воспитателей к педагогической деятельности   в   целях   улучшения   работы   дошкольного   образовательного учреждения   в   условиях   новых   ФГОС»   [Педагогические   науки] http://pedsite.ru/publications/63/21908/ 16. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление  по результатам. [Текст]/ ­ М.: Новая школа, 2007.­312с. 17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской   Федерации»   [Электронный   ресурс].   –   Официальный   интернет­портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 18. Фурсова, С.Ю. Развитие потребности в достижении успеха/  / С.Ю. Фурсова //  Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010 ­ № 3. – С. 71­75