Современные образовательные технологии

  • Семинары
  • docx
  • 16.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия –детей друг с другом, детей и взрослого. Главным направлением в дошкольном учреждении являются педагогические технологии и их эффективное использование., Что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Иконка файла материала ДОКЛАД.Современные образовательные технологии -docx.docx
ДОКЛАД                                                                                                                     ТЕМА :  Современные образовательные технологии.Педагогические коллективы ДОУ в  настоящее время интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Основной   задачей   педагогов дошкольного учреждения является – выбор  методов  и форм организации работы с детьми.                       Современные   педагогические   технологии   в   дошкольном   образовании направлены   на   реализацию   государственных   стандартов   дошкольного   образования. Главным   условием   развития   личности   ребенка   в   дошкольном   возрасте   является общение.   Поэтому   задача   педагога   специально   организовать   данную   деятельность, создавая   внутри   нее   атмосферу   сотрудничества,   взаимного   доверия  –детей   друг   с другом, детей и взрослого. Главным   направлением   в   дошкольном   учреждении   являются       педагогические технологии   и   их   эффективное   использование.,   Что   же   означает   сам   термин «технология».                       Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве.             К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии   технологии проектной деятельности  технология исследовательской деятельности  информационно­коммуникационные технологии  личностно­ориентированные технологии  технология портфолио дошкольника   игровая технология  технология «ТРИЗ»   Здоровьесберегающие        технологии                       Целью  здоровьесберегающих технологий  является  обеспечение  ребенку возможности   сохранения   здоровья,   формирование   у   него   необходимых   знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.                    Здоровьесберегающие  педагогические  технологии  включают  все  аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.            У нас в группе используются здоровьесберегающие технологии: 1. Физминутка 2. Гимнастика после сна 3. Дыхательная гимнастика 4. Самомассаж 5. Релаксация          Выделяют  следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:o обеспечения   социально­психологического благополучия ребенка (обеспечивающие   психическое   и   социальное   здоровье   ребенка   и направленные   на   обеспечение   эмоциональной   комфортности   и   позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми   в   детском   саду   и   семье;   технологии   психолого­педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);   o медико­профилактические (обеспечивающие   сохранение   и   приумножение здоровья   детей   под   руководством   медицинского   персонала   в   соответствии   с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств ­ технологии   организации   мониторинга   здоровья   дошкольников,   контроля   за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); o физкультурно­оздоровительные (направленные   на   физическое   развитие   и укрепление   здоровья   ребенка   —   технологии   развития   физических   качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.); o здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей  (направленно на сохранение и стимулирование здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр,   гимнастика   (для   глаз,   дыхательная   и   др.),   ритмопластика,   динамические паузы, релаксация); o образовательные (воспитания   культуры   здоровья   дошкольников,   личностно­ ориентированного воспитания и обучения); o обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,  коммуникативные  игры,  система  занятий  из серии «Уроки  футбола», проблемно­игровые   (игротренинги,   игротерапия),   самомассаж);   коррекционные (арттерапия,   сказкотерапия, психогимнастики и др.)   технология   музыкального   воздействия, Технологии проектной деятельности                    Цель:  Развитие и обогащение социально­личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.                   Педагоги,  активно   использующие   проектную   технологию   в  воспитании   и обучении   дошкольников,   единодушно   отмечают,   что   организованная   по   ней жизнедеятельность   в   детском   саду   позволяет   лучше   узнать   воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.                   С   каждым   годом   поднимается   планка   уровня   развития   познавательных способностей   детей   и   их   интеллектуального   развития.   Поэтому   педагоги   всех образовательных учреждений   должны   учить детей   конкретным способам познания мира,   развивать   познавательные   способности   детей   и   воспитывать   желание   детей добывать знания самостоятельно.            Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.                    Поэтому     необходимо   искать   и   применять   более   эффективные   средства воспитания   и   обучения,   которые   служат   развитию   познавательных   способностей детей. Одним из перспективных методов является  метод проектирования.Дидактический   смысл   проектной   деятельности   заключается   в   том,   что   она помогает   связать   обучение   с   жизнью,   формирует   навыки   исследовательской деятельности,   развивает   познавательную   активность   детей,   приучает   действовать самостоятельно,   планировать   работу,   доводить   ее   до   положительного   результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все   его   характеристики,   т.е.   формируется   целостное   видение   картины   изучаемого объекта  (что   и   требует   от   нас   современная   педагогика).  А   какое  удовлетворение получает сам  ребенок оттого,  что сделал для себя открытие! Тематика   и   содержание   проектов   могут   быть   очень   разнообразными.   В   младших группах проекты короткие, простые. Например, «Грузовик». В течение дня малыши в игре обследуют части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводят опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т.д.   В старших группах проекты   сложнее.   Дети   изучают   физические   тела   и   явления   природы,   растения   и действия   мира др.                                                         Классификация учебных проектов: рукотворного предметы   людей,  «игровые» —   детские   занятия,   участие   в   групповой   деятельности   (игры,       и   народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);  «экскурсионные»  ­ направленные   на   изучение   проблем,   связанных   с окружающей природой и общественной жизнью;  «повествовательные» ­  при разработке которых дети учатся передавать свои ­   письменной,   вокально   впечатления   и   чувства   в   устной, художественной формах;  «конструктивные»­ нацеленные   на   создание   конкретного   полезного продукта( сколачивание скворечника, устройство клумб). Типы проектов: 1. исследовательские 2. информационные 3. творческие 4. игровые 5. приключенческие 6. практико­ориентированные 7. Проекты могут быть различными по продолжительности: 8. краткосрочный 9. средней продолжительности 10.долгосрочный Технология исследовательской деятельности                 Цель   исследовательской   деятельности   в   детском   саду ­   сформировать   у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.           Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:  эвристические беседы;  постановка и решение вопросов проблемного характера;  наблюдения;  моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);  опыты; фиксация результатов (наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой   «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;  подражание голосам и звукам природы;  использование художественного слова;  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;  трудовые поручения.          Тему исследования вам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно ему интересно: •            Почему в холодильнике холодно? •            Почему звезды не падают? •            Почему кошка мяукает? •            Где растёт пирожное? •            Почему радуга цветная? Содержание познавательно­исследовательской деятельности: ­Опыты (экспериментирование) ­Состояние и превращение вещества (например наблюдение) ­Движение   воздуха, воды.  ­Свойства почвы и минералов. ­Условия жизни растений. ­Коллекционирование           Коллекционирование — одна из форм   обучения дошкольников, позволяющая углублять   познавательные   интересы   детей.   Собирать   можно   все,   что   угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д. Очень   увлекает   дошкольников   коллекционирование   фотографий,   сделанных самостоятельно   и   последующее   оформление   тематических   альбомов.   При организации   подобной   работы   с   дошкольниками   обсуждение   значения   и   правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции.            Создание   совместных   детско­взрослых   коллекций  способствует   разрешению противоречия   между   доминированием   игровых   и   недостаточным   развитием познавательных   мотивов   у   дошкольников.   Эта   цель   может   быть   реализована   при условии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих  детям  выделить   целевые  и  содержательные  характеристики  познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).             Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций.   В   процессе   коллекционирования   используются   методы   и   приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы.   Коллекционирование   повышает   продуктивность   интеллектуальной деятельности   дошкольников   за   счет   формирования   способности   анализировать, сравнивать,   обобщать,   учитывать     причинно­следственные   отношения,   исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. 1. Виды растений. Классификация   коллекционирования2. Виды животных. 3. Виды строительных сооружений. 4. Виды транспорта. 5. Виды профессий.              Последовательно­исследовательской деятельностью может быть путешествие по карте             ландшафты и их обитатели.       Стороны света.       Рельефы местности.       Природные        Части света, их природные и культурные «метки» ­ символы.       Путешествие по «реке времени»       Прошлое   и   настоящее     материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).         История            жилища и благоустройства.            человечества   (историческое   время)   в   «метках»                    Информационно­коммуникационные технологии                   Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые   требования   к   дошкольному   воспитанию   как   первому   звену   непрерывного образования:   образования   с   использованием   современных   информационных технологий   (компьютер,   интерактивная   доска,   планшет,   интерактивные   игрушки, детские компьютеры).  Преимущества применения  компьютера при организации деятельности детей: ­предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает  у детей огромный интерес; ­несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; ­движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; ­является стимулом познавательной активности детей; ­предоставляет возможность индивидуализации обучения; ­в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; ­позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Применение информационно – коммуникационные технологий ­подбор   иллюстративного   материала   к   занятиям   и   для   оформления   стендов ( сканирование, интернет, принтер, презентация). ­подбор   дополнительного   познавательного   материала   к   занятиям,   знакомство   со сценариями праздников и других мероприятий. ­обмен опытом. ­проведение интерактивных праздников.  Личностно ­ ориентированная технология                       Личностно­ориентированные   технологии   ставят   в   центр   всей   системы дошкольного   образования   личность   ребенка,   обеспечение   комфортных   условий   всемье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов.           Личностно­ориентированная  технология ­  это такая воспитательная система, в которой   ребенок   является   высшей   ценностью   и   ставится   в   центр   воспитательного процесса. Иными словами, личностно­ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.      Личностно­ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому  педагогическая деятельность по отношению к детям включает       в   себя   проявление   уважения   к   личности   каждого   ребенка, доброжелательное внимание к нему: ­обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать; ­стремиться   установить   доверительные   отношения,   проявлять   внимание   к   их настроению, желаниям, достижениям и неудачам; ­поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные         особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище); ­ чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в  поддержке; ­ слушать детей внимательно и с уважением; ­   вежливо   и   доброжелательно   отвечаю   на   вопросы   и   просьбы,   обсуждать проблемы; ­   успокаивать   и   подбадривать   расстроенных   детей,   стремиться   помочь   в устранении дискомфорта; ­   разговаривать   с   детьми,   выбирать   позицию   «на   уровне   глаз»   (   общаться   с ребенком, присаживаясь рядом или брать его на руки); ­ в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.                        Образовательные программы «Радуга», «Из детства ­ в отрочество», «Детство», «От   рождения   до   школы»   обладают   яркой   гуманистической   направленностью   и демократическим управлением,  индивидуальным подходом, приоритетом личностных отношений.             Личностно­ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной  технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. Технология портфолио дошкольника            Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.             Существует ряд функций портфолио:  диагностическая   (фиксирует   изменения   и   рост   за   определенный   период времени),  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.                          Портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье. Игровая технология                    Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную   часть   учебного   процесса   и   объединенное   общим   содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: ­игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; ­группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; ­группы   игр,   в   процессе   которых   у   дошкольников   развивается   умение   отличать реальные явления от нереальных; ­группы   игр,   воспитывающих   умение   владеть   собой,   быстроту   реакции   на   слово, фонематический слух, смекалку и др.           Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов ­ забота каждого воспитателя.           Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии,   разрабатываемые   для   обучения   дошкольников,   содержали   четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный  уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.   этот   уровень   достижений   ребенка   должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.          В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.                  Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные   образовательные   программы   предлагают   использовать   народную   игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например:                      ­Игра – занятие «Как мы помогаем маме» ­  Беседа «Для чего нужны предметы?» ­Пантомима «Мы умываемся»  ­Практическое упражнение «Умоем куклу Машу».  ­Практическое упражнение « Аккуратные прически».  ­Практическое упражнение «Чистим зубы». Цель: формирование культурно­ гигиенические навыков.   Безусловно, Технология «ТРИЗ»                 ТРИЗ ­ теория решения изобретательских задач, которая создана ученым­ изобретателем Т.С.Альтшуллером.                Согласно ТРИЗ ­ технологии воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная кдошкольному возрасту ТРИЗ­технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»                 Дошкольный возраст уникален тем, что как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.                 Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной   стороны,  таких   качеств  мышления   как  гибкость,  подвижность,  системность, диалектичность;   с   другой   –   поисковой   активности,   стремления   к   новизне,   речи   и творческого воображения.              Основная задача использования ТРИЗ ­ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.               Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий,   он   сам   будет   стремиться   к   идеальному   результату,   используя многочисленные ресурсы.             Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом.   Ведь,   именно,   раскрепощенность   мышления   и   способность   идти   до   конца   в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.                     Применение   новых   педагогических   технологий   гарантирует   достижения дошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе.           Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание   технологии   невозможно   без   творчества.   Для   педагога,   научившегося работать   на   технологическом   уровне,   всегда   будет   главным   ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.                      И   как   сказал   Чарльз   Диккенс:  «Человек   не   может   по   настоящему    усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим...»