Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Современные образовательные технологии
В настоящее время в сфере российского образования происходят
кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя
на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое
может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях
выбора и при использовании учителем индивидуальноориентированных
технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно
актуальными.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе используются современные образовательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания. Современные образовательные технологии ориентированы на
индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного
процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и
уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология; которой
отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть
информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее
необходимое для принятия решения, работать со всеми видами
информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в
информационном обществе он перестает быть единственным
носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях
ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в
большей степени роль проводника в мире информации.
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Кейс – технология Традиционные технологии (классноурочная система)
Расскажу о некоторых из них.
1). Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в
соответствие с потребностями и возможностями информационного
общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство информационных
источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
современные системы управления учебным процессом.
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени
обучения, как правило, выступают следующие:
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска
и сортировки, упорядочивания и хранения;
освоение информационных и коммуникационных средств как одного
из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы
с общепользовательскими инструментами(прежде всего,
с текстовым редактором и редактором
презентаций, динамическими таблицами);
различными мультимедийными источниками;
некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с
Интернетом).
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд
преимуществ перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более
эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить
труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,
тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за
счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть
этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске),
но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий
уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть
невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют
с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать
различные учебные ситуации, имеют возможность представления вмультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин,
рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и
взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
2). Технология развития критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление –
тот тип мышления, который помогает критически относится к любым
утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при
этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –
необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за
собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути –
некоторая тавтология, синоним качественного мышления
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их
работы с различными источниками информации (специально написанные
тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая
их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя
коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить,
осмысливать, определять главное, структурировать и передавать
информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация
смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация
знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какогото
вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,
устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.
На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в
парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения
нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих
товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и
приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, зигзаг 2
6. Прием «Инсерт»7. Эссе
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
12. Круги по воде
13. Ролевой проект
14. Да нет
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
3). Проектная технология.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также
методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в
философии и образовании, разработанными американским философом и
педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно
важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых
знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого
необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для
ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные
знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Цель технологии стимулировать интерес учащихся к определенным
проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение
практически применять полученные знания.
В современной российской школе проектная система обучения начала
возрождаться лишь в 1980х – 90х годах, в связи с реформированием
школьного образования, демократизацией отношений между учителем и
учениками, поиском активных форм познавательной деятельности
школьников.
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при
поддержке и направляющей функции учителя: замыселреализация
продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
1. Принятие решения о выполнении какойлибо деятельности (подготовка
к какимлибо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и
др.).
2. Формулирование цели и задач деятельности.
3. Составление плана и программы.
4. Выполнение плана.
5. Презентация готового продукта.
То есть проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации –
Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и
отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой
конкретный продукт!
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и
проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини
исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных
результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в
начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные
творческие способности учащихся, более осознанно подходить к
профессиональному и социальному самоопределению.
4). Технология развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития».
Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить
учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик
уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно.
Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и
второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50х годов в рамках школ
Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных
занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под
руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по
решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые
знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная
активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие
личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда,
когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его
интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых
желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,
практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание ипроблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является
проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при
определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть
вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного
обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при
непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и
способы ее решения, т. е.
строят гипотезу,
намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения,
анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное
обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения,
частичнопоисковой деятельности и самостоятельной исследовательской
деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся
имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала
осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель
вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного
мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к
истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях
частичнопоисковой деятельности работа в основном направляется
преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого
к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные
части проблемы.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет
положительные и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только
приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но
и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у
них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной
творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает
прочные результаты обучения.
Недостатки:
результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
5). Здоровьесберегающие технологии.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период
обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетомосновных
большие затраты времени на достижение запланированных
требований к уроку
с комплексом здоровьесберегающих технологий:∙ соблюдение санитарно гигиенических требований (свежий воздух,
оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил
техники безопасности;
∙ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную
работу) должно составлять не менее 60 % и не более 7580 %;
∙ четкая организация учебного труда;
∙ строгая дозировка учебной нагрузки;
∙ смена видов деятельности;
∙ обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися
(аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
∙ место и длительность применения ТСО;
∙ включение в урок технологических приемов и методов, способствующих
самопознанию, самооценке учащихся;
∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся;
∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
∙ благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядки;
∙ профилактика стрессов:
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более
"слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся
к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и
получить неправильный ответ;
∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на
уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах;
приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников;
повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости
детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного
материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
6). Игровые технологии.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени
определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на
психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психологопедагогическое изучение школьников на протяжении
всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов
развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления егособственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его
личности, своевременной помощи при отставании в учебе или
неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах
школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда
учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются
психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные
процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы,
самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий
для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий
по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой
«Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые
технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных
трудностей у детей».
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более
качественным и прочным.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — наличием четко поставленной цели обучения и
соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть
обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно
познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,
сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания
учителем функций и классификации педагогических игр.
В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность —
удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к
сложному — с очень важным принципом творческой деятельности —
самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до
«потолка» своих возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно
организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и
появляются неимитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, вопервых, от
систематического их использования, вовторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс,
усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
По определению, игра это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Классификация педагогических игр
1. По области применения:
—физические
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
2. По (характеристике) характеру педагогического процесса:
—обучающие
—тренинговые
—контролирующие
—обобщающие
—познавательные
—творческие
—развивающие
3. По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
4. По предметной области:
—математические, химические, биологические, физические, экологические
—музыкальные
—трудовые
—спортивные
—экономически
5. По игровой среде:
—без предметов
—с предметами
—настольные
—комнатные
—уличные—компьютерные
—телевизионные
—циклические, со средствами передвижения
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль
знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и
дифференцированным.
Обучение в
игре
позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия ,
обосновывать, применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются
следующие цели:
§ стимулируется познавательная деятельность
§ активизируется мыслительная деятельность
§ самопроизвольно запоминаются сведения
§ формируется ассоциативное запоминание
§ усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая
является профессиональной деятельностью, имеющей
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии,
можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,
способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской
позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и
позитивно решать свои проблемы.
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы
образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные
члены “одной команды”.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае,
когда соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и
многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности
обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов
деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными
педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменитьметоды организации образовательного процесса, характер взаимодействия
субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.