Современные образовательные технологии

  • Лекции
  • docx
  • 16.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Иконка файла материала В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения.docx
Современные образовательные технологии                         В настоящее время в сфере российского образования происходят  кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя  на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое  может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях  выбора и при использовании учителем индивидуально­ориентированных  технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно  актуальными.            Для реализации познавательной и творческой активности школьника в  учебном процессе используются современные образовательные технологии,  дающие возможность повышать качество образования, более эффективно  использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности  учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего  задания. Современные образовательные технологии ориентированы на  индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного  процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и  уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных  педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными  становятся технологии:  Информационно – коммуникационная технология; которой  отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть  информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее  необходимое для принятия решения, работать со всеми видами  информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в  информационном обществе он перестает быть единственным  носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях  ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в  большей степени роль проводника в мире информации.  Технология развития критического мышления  Проектная технология  Технология развивающего обучения  Здоровьесберегающие технологии    Игровые технологии  Модульная технология  Технология мастерских   Технология интегрированного обучения  Педагогика сотрудничества.   Технологии уровневой дифференциации    Групповые технологии.   Кейс – технология Традиционные технологии (классно­урочная система) Расскажу о некоторых из них. 1). Информационные и коммуникационные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в  соответствие с потребностями и возможностями информационного  общества. Образовательная деятельность на основе ИКТ:  открытое (но контролируемое) пространство информационных  источников,  инструменты «взрослой» информационной деятельности,  среда информационной поддержки учебного процесса,   современные системы управления учебным процессом. гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени  обучения, как правило, выступают следующие:  формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;  освоение информационных и коммуникационных средств как одного  из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами(прежде всего,  с текстовым редактором и редактором  презентаций, динамическими таблицами);  различными мультимедийными источниками;  некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с  Интернетом). Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд  преимуществ перед традиционными уроками.     Урок с использованием информационных технологий становится более  интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.         Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить  труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,  тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за  счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть  этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске),  но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий  уровень наглядности.   Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть  невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать  различные учебные ситуации, имеют возможность представления вмультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин,  рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и  взаимосвязей между объектами. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для  индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет  разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. 2). Технология развития критического мышления.  Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление –  тот тип мышления, который помогает критически относится к любым  утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при  этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –  необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за  собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути –  некоторая тавтология, синоним качественного мышления Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их  работы с различными источниками информации (специально написанные  тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя  коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.          Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить,  осмысливать, определять главное, структурировать и передавать  информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация  смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация  знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого­то  вопроса. Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,  устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.  На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в  парах и т. д.). Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения  нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и  приемы. Основные методические приемы развития критического мышления 1.           Прием «Кластер» 2.            Таблица 3.           Учебно­ мозговой штурм 4.           Интеллектуальная разминка 5.           Зигзаг, зигзаг ­2 6.            Прием «Инсерт»7.           Эссе 8.           Приём «Корзина идей» 9.           Приём «Составление синквейнов»  10.       Метод контрольных вопросов 11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 12.       Круги по воде 13.       Ролевой проект 14.       Да ­ нет 15.       Приём «Чтение с остановками»  16.       Приём « Взаимоопрос» 17.       Приём «Перепутанные логические цепочки» 18.       Приём « Перекрёстная дискуссия» 3). Проектная технология.    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.  Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также  методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в  философии и образовании, разработанными американским философом и  педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно  важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых  знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого  необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для  ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные  знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.    Цель технологии ­ стимулировать интерес учащихся к определенным  проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через  проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение  практически применять полученные знания. В современной российской школе проектная система обучения начала  возрождаться лишь  в 1980­х – 90­х годах, в связи с реформированием  школьного образования, демократизацией отношений между учителем и  учениками, поиском активных форм познавательной деятельности  школьников.           Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при  поддержке и направляющей функции учителя: замысел­реализация­ продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности: 1. Принятие  решения о выполнении какой­либо деятельности (подготовка к каким­либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и  др.). 2. Формулирование цели и задач деятельности. 3. Составление плана и программы. 4. Выполнение плана. 5. Презентация готового продукта. То есть проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации –  Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и  отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой  конкретный продукт!           Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и  проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини­ исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных  результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в  начальной школе. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные  творческие способности учащихся, более осознанно подходить к  профессиональному и социальному самоопределению.  4). Технология развивающего обучения.      Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития».  Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.     Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить  учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик  уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно.  Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и  второй. Это и есть зона ближайшего развития.        Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50­х годов в рамках школ Л.В. Занкова  и Д.Б. Эльконина. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных  занятий, которая предполагает создание под руководством учителя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся  по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение  профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения предполагает организацию под  руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые  знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная  активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие  личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда,  когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его  интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых  желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.    В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,  практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание ипроблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является  проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при  определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть  вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного  обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при  непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и  способы ее решения, т. е.  строят гипотезу,  намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,  аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения,  анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.          По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное  обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения,  частично­поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской  деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся  имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала  осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель  вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного  мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к  истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях  частично­поисковой деятельности работа в основном направляется  преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого  к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные  части проблемы.         Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет  положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только  приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у  них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной  творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает  прочные результаты обучения. Недостатки:   результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. 5). Здоровьесберегающие технологии.        Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период  обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и  навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни. Организация учебной деятельности с учетомосновных     большие затраты времени на достижение запланированных         требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:∙ соблюдение санитарно ­ гигиенических требований (свежий воздух,  оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил  техники безопасности; ∙ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ∙ четкая организация учебного труда; ∙ строгая дозировка учебной нагрузки; ∙ смена видов деятельности; ∙ обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися  (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ∙ место и длительность применения ТСО; ∙ включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих  самопознанию, самооценке учащихся; ∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся; ∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; ∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; ∙ благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные  разрядки; ∙ профилактика стрессов:  работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более  "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся  к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и  получить  неправильный ответ; ∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках; ∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление  здоровья  школьников:, предупреждение переутомления учащихся на  уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах;  приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников;  повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости  детей, уровня тревожности. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока  распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную  деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного  материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,  нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.  6). Игровые технологии.    Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени  определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на  психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это  предполагает психолого­педагогическое изучение школьников на протяжении  всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов  развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления егособственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его  личности, своевременной помощи при отставании в учебе или  неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах  школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда  учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются  психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные  процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы,  самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).      В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий  для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой  «Игровые технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые  технологии в школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных  трудностей у детей».         Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается  учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении  которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в  игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания  доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря  участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более  качественным и прочным.       В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным  признаком — наличием четко поставленной цели обучения и  соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть  обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно­ познавательной направленностью.       Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,  сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания  учителем функций и классификации педагогических игр.        В развивающих играх,  в этом заключается их главная особенность —  удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к  сложному — с очень важным принципом творческой деятельности —  самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до  «потолка» своих возможностей.        Для младшего школьного возраста характерны яркость и  непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и  появляются неимитационные игры.        Результативность дидактических игр зависит, во­первых, от  систематического их использования, во­вторых, от целенаправленности  программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее  определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,  сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно  основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс,  усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из  отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. По определению, игра ­ это вид деятельности в условиях ситуаций,  направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Классификация педагогических игр 1.     По области применения: —физические —интеллектуальные —трудовые —социальные —психологические 2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса: —обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие 3.     По игровой технологии: —предметные —сюжетные —ролевые —деловые —имитационные —драматизация 4.     По предметной области: —математические, химические, биологические, физические, экологические —музыкальные —трудовые —спортивные —экономически 5.     По игровой среде: —без предметов —с предметами —настольные —комнатные —уличные—компьютерные —телевизионные —циклические, со средствами передвижения Какие задачи решает использование такой формы обучения: —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. —Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. —Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и  дифференцированным. Обучение в        игре        позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия ,  обосновывать, применять В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели: §        стимулируется познавательная деятельность §        активизируется мыслительная деятельность §        самопроизвольно запоминаются сведения §        формируется ассоциативное запоминание §        усиливается мотивация к изучению предмета Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая  является профессиональной деятельностью, имеющей Таким образом, используя инновационные образовательные технологии,  можно решить следующее взаимообусловленные проблемы: 1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,  способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской  позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и  позитивно решать свои проблемы. 2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы  образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные  члены “одной команды”. 3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае,  когда соблюдены 3 условия:  мне интересно то, чему меня учат;     •    мне интересен тот, кто меня учит;     •    мне интересно как меня учат. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и  многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности  обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов  деятельности учащихся. 4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными  педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменитьметоды организации образовательного процесса, характер взаимодействия  субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.