Современные педагогические технологии
Оценка 4.8

Современные педагогические технологии

Оценка 4.8
Лекции
docx
английский язык
Взрослым
03.07.2017
Современные педагогические технологии
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Современные педагогические технологии.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации АНО ВПО "Европейский университет "Бизнес Треугольник" Реферат  по  программе профессиональной переподготовке   «Педагогическое образование: Учитель английского языка» Тема:  «Современные педагогические технологии» Реферат подготовил: Пророк Наталия Владимировна   Должность: учитель английского языка I категории    Место работы МБОУ «СОШ№40»        25 марта 2017 г. г.  Братск Иркутская область Российская Федерация СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Историческое начало педагогической технологии 3. Современные педагогические технологии 3.1. Информационно – коммуникационная технология 3.2. Технология развития критического мышления 3.3. Проектная технология 3.4. Технология проблемного обучения 3.5. Здоровьесберегающие технологии   3.6. Игровые технологии 3.7. Модульная технология 3.8. Технология мастерских 3.9. Кейс – технология 3.10. Технология интегрированного обучения 3.11.  Педагогика сотрудничества 3.12. Традиционные технологии (классно­урочная система) 4.  Заключение 5.  Список использованных источников 6. Приложение 1. Введение «Любая деятельность может быть технологией,либо искусством.  Искусство основано на интуиции, технология на науке.  С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.» В.П.Беспалько В концепции модернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика. В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Стандарты   второго   поколения   нацеливают   учителя   на   формирование   у   школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально­ ориентированных   технологий,   что   делает   освоение   и   внедрение   последних   особенно актуальными.   В   настоящее   время   в   педагогический   лексикон   прочно   вошло   понятие педагогической технологии.  Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Б. Т. Лихачев дает такое определение: «Педагогическая технология – совокупность психолого­ педагогических   установок,   определяющих   специальный   набор   и   компоновку   форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно­ методический инструментарий педагогического процесса». И.П. Волков дает такое определение: «Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения». ЮНЕСКО   –   «Педагогическая   технология   –   это   системный   метод   создания, применения   и   определения   всего   процесса   преподавания   и   усвоения   знаний   с   учетом технических   и  человеческих   ресурсов   и   их   взаимодействия,   ставящий   своей   задачей оптимизацию форм образования». В. А. Сластенин,   технология – это совокупность и последовательность методов и процессов   преобразования   исходных   материалов,   позволяющих   получить   продукцию   с заданными параметрами. Г. М. Коджаспирова   дает   понятие   образовательной   технологии   –   это   система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач   воспитания,   обучения   и   развития   личности   воспитанника,   а   сама   деятельность представлена   процедурно,   т.   е.   как   определенная   система   действий;   разработка   и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. 2. Историческое начало педагогической технологии Когда   педагог   строит   воздействие   на   ребенка,   он   должен   учитывать   множество параметров:   эмоционально­психологическое   состояние,   общий   уровень   культурного   и возрастного   развития,   сформированность   отношений,   духовное   и   интеллектуальное развитие   и   др.   В   итоге   на   основе   внешних   проявлений   формируется   первоначальное представление   о   личности   ребенка,   которое   во   многом   определяет   характер педагогического воздействия. Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (1У в. до н.э.), Аристотель (1У в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого   философа   Сократа   с   учениками   содержат   множество   примеров   искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собеседников,   но   и   стимулировать   работу   мысли,   включая   их   в   дискуссию,   научить производить самокоррекцию. Чешский мыслитель­гуманист Я.Коменский тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: “ Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться   педагогическим   инструментарием,   только   тогда   его   работа   будет   высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем “. Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, получили свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.  Основоположник   педагогики   в   России   К.Д.   Ушинский   разработал   теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук. Шацкий   С.Т.,   Используя   влияние   среды   на   воспитанника,   расширил   горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий С.Т. отмечал необходимость совершенствования и повышения их   воспитательного   значения   путем   “наполнения   ценностью”   любой   деятельности, организуемой на уроке. А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин “педагогическая   техника”   и   использовал   понятие   “педагогическая   технология”.   В   деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства   и   энтузиазма   педагога:   “   Воспитательное   дело   есть   дело   кустарное,   а   из кустарных   производств   –   самое   отсталое”   (“Педагогические   сочинения”,   т.3).   В.А. Сухомлинский делал ставку на “индивидуальное своеобразие каждой личности”. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы. В   60­е   годы   педагогическая   технология   обретает   статус   официального существования.   Особый   вклад   в   изучение   педагогической   технологии   внесли   Коротков В.М.,   Лихачев   Б.Т.   С   точки   зрения   педагогической   технологии,   принципиальные положения   эти   ученые   сформировали   в   общих   правилах   применения   метода педагогического воздействия: сочетание требований с уважением к детям; разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия; доведение этого воздействия до конца.     Дальнейшее   развитие   педагогической   технологии   связано   с   определением компонентов   педагогического   мастерства.   Учебное   пособие   по   теории   и   методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства: психолого­педагогическую эрудицию;   профессиональные способности; педагогическую технику. Педагогическая   техника   понимается   здесь   как   “разнообразные   приемы   личного воздействия   учителя   на   школьников”.   При   использовании   термина   “технология” практически   все   педагоги   отмечают   сложность   педагогического   порядка.   Сегодня   в педагогике и педагогической литературе широко используется термины “педагогическая техника” и “педагогическая технология”. 3.  Современные педагогические технологии Для   реализации   познавательной   и   творческой   активности   школьника   в   учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на   индивидуализацию,   дистанционность   и   вариативность   образовательного   процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.  Поставленная Особенность федеральных   государственных   образовательных   стандартов   общего образования ­   их   деятельностный   характер,   который   ставит   главной   задачей   развитие личности   ученика.   Современное   образование   отказывается   от   традиционного представления   результатов   обучения   в   виде   знаний,   умений   и   навыков;   формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.   новой системно­ деятельностной образовательной   парадигме,   которая,   в   свою   очередь,   связана   с принципиальными   изменениями   деятельности   учителя,   реализующего   новый   стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно­коммуникационных технологий   (ИКТ)   открывает   значительные   возможности   расширения   образовательных рамок   по   каждому   предмету   в   общеобразовательном   учреждении,   в   том   числе   и   по математике. перехода требует задача       к   В   этих   условиях   традиционная   школа,   реализующая   классическую модель образования,   стала   непродуктивной. Возникла   проблема   –   превратить   традиционное обучение,   направленное   на   накопление   знаний,   умений,   навыков,   в   процесс   развития личности ребенка.  Уход   от   традиционного   урока   через   использование   в   процессе   обучения   новых технологий   позволяет   устранить   однообразие   образовательной   среды   и   монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать   принципы   здоровьесбережения.   Рекомендуется   осуществлять   выбор технологии   в   зависимости   от   предметного   содержания,   целей   урока,   уровня подготовленности   обучающихся,   возможности   удовлетворения   их   образовательных запросов, возрастной категории обучающихся. Часто педагогическую технологию определяют как:  Совокупность   приёмов   –   область   педагогического   знания,   отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их   взаимодействия,   управление   которыми        обеспечивает   необходимую эффективность учебно­воспитательного        процесса;  Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;  Совокупность   способов   организации   учебно­познавательного   процесса   или последовательность   определённых   действий,   операций,   связанных   с   конкретной деятельностью   учителя   и   направленных   на   достижение   поставленных   целей (технологическая цепочка). В   условиях   реализации   требований   ФГОС   ООО   наиболее   актуальными становятся технологии:  Информационно – коммуникационная технология  Технология развития критического мышления  Проектная технология  Технология проблемного обучения  Здоровьесберегающие технологии    Игровые технологии  Модульная технология  Технология мастерских  Кейс – технология  Технология интегрированного обучения  Педагогика сотрудничества.   Технологии уровневой дифференциации    Традиционные технологии (классно­урочная система) Групповые технологии.    3.1. Информационно – коммуникационная технология Информационно­коммуникационные   технологии   (ИКТ)   ­   совокупность   методов, производственных процессов и программно­технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи: повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; интеграция   различных   видов   образовательной   деятельности   (учебной, исследовательской и т.д.); адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании; разработка информационных технологий дистанционного обучения; совершенствование программно­методического обеспечения учебного процесса.             Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: 1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства   практической   подготовки   (задачники,   практикумы,   виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные   средства   (энциклопедии,   словари,   хрестоматии,   развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные). 2. По функциям в организации образовательного процесса:    информационно­обучающие   (электронные   библиотеки, электронные   периодические   издания,   словари, компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы).   справочники,   электронные   книги,   обучающие 3. По типу информации: электронные   и   информационные   ресурсы   с   текстовой   информацией   (учебники, учебные   пособия,   задачники,   тесты,   словари,   справочники,   энциклопедии, периодические   издания,   числовые   данные,   программные   и   учебно­методические материалы); электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии,   портреты,   иллюстрации,   видеофрагменты   процессов   и   явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); электронные   и   информационные   ресурсы   с   аудиоинформацией   (звукозаписи стихотворений,   дидактического   речевого   материала,   музыкальных   произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты); электронные и информационные ресурсы с аудио­ и видеоинформацией (аудио­ и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); электронные   и   информационные   ресурсы   с   комбинированной   информацией (учебники,   задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).    учебные   пособия,   первоисточники,   хрестоматии,          4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные; внеурочные 5. По форме взаимодействия с обучаемым: технология асинхронного режима связи – «offline»; технология синхронного режима связи – «online». Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы: 1   этап: Выявление   учебного   материала,   требующего   конкретной   подачи,   анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа; 2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов,   создание   собственного   продукта   (презентационного,   обучающего, тренирующего или контролирующего); 3   этап:   Применение   информационных   продуктов,   применение   на   уроках   разных   типов, применение   во   внеклассной   работе,   применение   при   руководстве   научно   ­ исследовательской деятельностью учащихся. 4   этап:   Анализ   эффективности   использования   ИКТ,   изучение   динамики   результатов, изучение рейтинга по предмету Таким   образом,   использование   ИКТ   в   преподавании   значительно   повышает   не только   эффективность   обучения,   но   и   помогает   совершенствовать   различные   формы   и методы   обучения,   повышает   заинтересованность   в   глубоком изучении   материала.  Современные   ИКТ   предоставляют   дополнительные   возможности   для   формирования   и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.  3.2. Технология развития критического мышления Что понимается под критическим мышлением?   Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое   мышление   –   необходимое   условие   свободы   выбора,   качества   прогноза, ответственности за собственные решения.  Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:    На  этапе вызова из   памяти   «вызываются»,   актуализируются   имеющиеся   знания   и представления   об   изучаемом,   формируется   личный   интерес,   определяются   цели рассмотрения той или иной темы.   На   стадии осмысления (или   реализации   смысла),   как   правило,   обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает   возможность   задуматься   о   природе   изучаемого   объекта,   учится формулировать   вопросы   по   мере   соотнесения   старой   и   новой   информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.  Этап размышления (рефлексии)   характеризуется   тем,   что   учащиеся   закрепляют новые   знания   и   активно   перестраивают   собственные   первичные   представления   с тем, чтобы включить в них новые понятия.  В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования   информации,   учиться   вырабатывать   собственное   мнение   на   основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. 3.3. Проектная технология   Метод   проектов   не   является   принципиально   новым   в   мировой   педагогике.   Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался   он   с   идеями   гуманистического   направления   в   философии   и   образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых  знаниях,  которые  могут  и  должны  пригодиться  им  в жизни.  Для  этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Цель технологии ­  стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного   обучения   возникли   в   России   практически   параллельно   с   разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была   организована   небольшая   группа   сотрудников,   пытавшаяся   активно   использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали   довольно   широко   внедряться   в   школу,   но   недостаточно   продуманно   и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с  тех пор  до недавнего  времени  в  России  больше  не  предпринималось  сколько­нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь   в 1980­х – 90­х годах, в связи   с   реформированием   школьного   образования,   демократизацией   отношений   между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Суть   проектной   методики   заключается   в   том,   что   ученик   сам   должен   активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать   конкретную   историческую   проблему   или   задачу,   создавшуюся   на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается   творчески   мыслить,   прогнозировать   возможные   варианты   решения   стоящих перед ним задач.  Таким образом, проектная методика:  характеризуется высокой коммуникативностью; предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; особая   форма   организации   коммуникативно­познвательной   деятельности школьников на уроке истории; основана на цикличной организации учебного процесса. Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце   изучения   темы   по   определенному   циклу,   как   один   их   видов   повторительно­ обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.        3.4. Технология проблемного обучения Технология   проблемного   обучения   предполагает   организацию   под   руководством учителя   самостоятельной   поисковой   деятельности   учащихся   по   решению   учебных проблем,   в   ходе   которых   у   учащихся   формируются   новые   знания,   умения   и   навыки, развиваются   способности,   познавательная   активность,   любознательность,   эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое   ученику   проблемное   задание   соответствует   его   интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В   качестве   проблемных   заданий   могут   выступать   учебные   задачи,   вопросы, практические задания и т. п. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения:      строят гипотезу; намечают и обсуждают способы проверки ее истинности; аргументируют; проводят эксперименты, наблюдения;  анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. По   степени   познавательной   самостоятельности   учащихся   проблемное   обучение осуществляется в трех основных формах:     проблемного изложения;  частично­поисковой деятельности; самостоятельной исследовательской деятельности.  Наименьшая   познавательная   самостоятельность   учащихся   имеет   место   при проблемном   изложении:   сообщение   нового   материала   осуществляется   самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично­ поисковой   деятельности   работа   в   основном   направляется   преподавателем   с   помощью специальных   вопросов,   побуждающих   обучаемого   к   самостоятельному   рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. Таким образом, проблемное обучение ­ это особый тип организации учебной работы на   уроке,   позволяющий   активизировать   познавательную   деятельность   учащихся   и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного   обучения.   Изложение   материала   в   них   ориентировано   на   репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок.   В   них   больше   излагается   фактический   материал   и   слабо   раскрываются   те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении. Все это дает основание надеяться, что данная работа поможет учителю­практику в применении технологии проблемного обучения на уроках истории, обществознания.  3.5. Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие   технологии   ­   предполагают   совокупность   педагогических, психологических   и   медицинских   воздействий,   направленных   на   защиту   и   обеспечение здоровья,   формирование   ценного   отношения   к   своему   здоровью.   Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.  Принципы здоровьесберегающей педагогики:  Принцип ненанесения вреда  Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся  Принцип непрерывности и преемственности  Принцип субъект­субъектного взаимоотношения с учащимися  Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным  особенностям учащихся  Комплексный, междисциплинарный подход  Принцип медико­психологической компетентности учителя  Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих  педагогических воздействий  Приоритет позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями)  Приоритет активных методов обучения  Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий  Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье  Принцип отсроченного результата  Принцип контроля за результатами Организация   учебной   деятельности   с   учетом  основных  требований  к   уроку   с комплексом здоровьесберегающих технологий:        соблюдение санитарно ­ гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; рациональная   плотность   урока   (время,   затраченное   школьниками   на   учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; четкая организация учебного труда; строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности; обучение   с   учетом   ведущих   каналов   восприятия   информации   учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);  место и длительность применения ТСО;  включение  в   урок   технологических   приемов   и   методов,   способствующих самопознанию, самооценке учащихся;  построение урока с учетом работоспособности учащихся;  индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;  формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;  благоприятный   психологический   климат,   ситуации   успеха   и   эмоциональные разрядки; профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках; целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части. Применение   таких   технологий   помогает   сохранению   и   укрепление здоровья  школьников:   предупреждение   переутомления   учащихся   на   уроках; улучшение психологического   климата   в   детских   коллективах;   приобщение   родителей   к   работе   по укреплению   здоровья   школьников;   повышение   концентрации   внимания;   снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.   3.6. Игровые технологии Игра наряду с трудом и ученьем ­ один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра ­ это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Какие задачи решает использование такой формы обучения:  Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.  Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.  Подход   к   учащимся   в   обучении   становится   более   деликатным   и дифференцированным. Обучение в  игре  позволяет научить ­ распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:  стимулируется познавательная деятельность  активизируется мыслительная деятельность  самопроизвольно запоминаются сведения  формируется ассоциативное запоминание  усиливается мотивация к изучению предмета Всё   это   говорит   об   эффективности   обучения   в   процессе   игры,   которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда. 3.7. Модульная технология  Модульное   обучение   возникло   как   альтернатива   традиционному   обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'',   одно   из   значений   которого   –   функциональный   узел.   В   этом   контексте   он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации. Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то   прогрессивное,   что   накоплено   в   педагогической   теории   и   практике.   Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков   самостоятельной   деятельности   и   самообразования.   Сущность   модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи)   достигает   конкретных   целей   учебно­познавательной   деятельности.   Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти. Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля. Модуль – это   целевой   функциональный   узел,   в   котором   объединено:   учебное   содержание   и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Алгоритм построения учебного модуля:  Формирование блока­модуля содержания теоретического учебного материала темы.  Выявление учебных элементов темы.  Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.  Формирование логической структуры учебных элементов темы.  Определение уровней усвоения учебных элементов темы.  Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.  Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.  Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков. Введение   модулей   в   учебный   процесс   нужно   осуществлять   постепенно.   Модули можно   вписывать   в   любую   систему   обучения   и   тем   самым   усиливать   ее   качество   и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются   в   модульную   систему   обучения   вся   система   методов,   приемов   и   форм организации УПД учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах. Применение   модульного   обучения   положительно   влияет   на   развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся   умело   планируют   свою   работу,   умеют   пользоваться   учебной   литературой. Хорошо   владеют   общеучебными   навыками:   сравнения,   анализа,   обобщения,   выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость. 3.8. Технология мастерских Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной   организации   учебного   процесса.   В   ней   используется   педагогика   отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы   погружения,   безоценочная   творческая   деятельность   учащихся.  Актуальность технологии   заключаются   в   том,   что   она   может   быть   использована   не   только   в   случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.  Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.  В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе   с   опорой   на   свой   личный   опыт,   учитель   – мастер лишь   предоставляет   ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Технология позволяет личности самой   строить   своё   знание,   в   этом   её   большое   сходство   с   проблемным   обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются   коммуникативные   качества   личности,   а   также   субъектность   ученика   – способность   являться   субъектом,   активным   участником   деятельности,   самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать.  Основные этапы мастерской.  Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя   и   мотивации   учащихся   к   творческой   деятельности.   На   этом   этапе предполагается   включение   чувств,   подсознания   и   формирование   личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию.   В   качестве   индуктора   может   выступать   слово,   текст,   предмет,   звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.  Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это   формирование   информационного   поля.   На   этом  этапе   ставится   проблема   и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.  Реконтрукция –   воссоздание   из   хаоса   своего   проекта   решения   проблемы.   Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.   Обсуждается   и   выдвигается   гипотеза,   способы   её   решения,   создаются творческие   работы:   рисунки,   рассказы,   загадки,   Идёт   работа   по   выполнению заданий, которые даёт учитель.  Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с   деятельностью   других   учеников   или   микрогрупп   и   представление   всем промежуточных   и   окончательных   результатов   труда,   чтобы   оценить   и откорректировать   свою   деятельность.   Даётся   одно   задание   на   весь   класс,   идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.  Афиширование –   это   вывешивание,   наглядное   представление   результатов деятельности   мастера   и   учеников.   Это   может   быть   текст,   схема,   проект   и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.  Разрыв –   резкое   приращение   в   знаниях.   Это   кульминация   творческого   процесса, новое   выделение   учеником   предмета   и   осознание   неполноты   своего   знания, побуждение   к   новому   углублению   в   проблему.   Результат   этого   этапа   –   инсайт (озарение).  Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником  осуществлённой им  деятельности,  это обобщение чувств, возникших  в мастерской,   это   отражение   достижений   собственной   мысли,   собственного мироощущения. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой. 3.9. Кейс – технология Кейс­технологии   объединяют   в   себе   одновременно   и   ролевые   игры,   и   метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс   технологии   противопоставлены   таким   видам   работы,   как   повторение   за учителем,   ответы   на   вопросы   учителя,   пересказ   текста   и   т.п.   Кейсы   отличаются   от обычных   образовательных   задач   (задачи   имеют,   как   правило,   одно   решение   и   один правильный   путь,   приводящий   к   этому   решению,   кейсы   имеют   несколько   решений   и множество альтернативных путей, приводящих к нему). В   кейс­технологии   производится   анализ   реальной   ситуации   (каких­то   вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую­либо практическую проблему,   но   и   актуализирует   определенный   комплекс   знаний,   который   необходимо усвоить при разрешении данной проблемы Кейс­технологии   –   это   не   повторение   за   учителем,   не   пересказ   параграфа   или статьи,   не   ответ   на   вопрос   преподавателя,   это   анализ   конкретной   ситуации,   который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. При использовании кейс­технологий в школе у детей происходит:  Развитие навыков анализа и критического мышления  Соединение теории и практики  Представление примеров принимаемых решений  Демонстрация различных позиций и точек зрения  Формирование   навыков   оценки   альтернативных   вариантов   в   условиях неопределенности Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,  выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. Кроме того, дети получают коммуникативные навыки, развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться,   самостоятельно   отыскивая   необходимые   знания   для   решения   ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению. К методам кейс­технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:  метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс­стадии);  метод инцидента;  метод ситуационно­ролевых игр;  метод разбора деловой корреспонденции;   метод дискуссии. игровое проектирование; Итак,   кейс­технология   –   это   интерактивная   технология   обучения,   на   основе реальных   или   вымышленных   ситуаций,   направленная   не   столько   на   освоение   знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. 3.10.Технология интегрированного обучения Интеграция ­ это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Потребность в возникновении интегрированных   уроков   объясняется   целым   рядом   причин.   Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного   цикла,   направленные   на   изучение   отдельных   явлений,   дробят   его   на разрозненные фрагменты. Интегрированные   уроки   развивают   потенциал   самих   учащихся,   побуждают   к активному   познанию   окружающей   действительности,   к   осмыслению   и   нахождению причинно­следственных   связей,   к   развитию   логики,   мышления,   коммуникативных способностей.   Форма   проведения   интегрированных   уроков   нестандартна,   интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.  Преимущества интегрированных уроков:  Способствуют   повышению   мотивации   учения,   формированию   познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.  В   большей   степени,   чем   обычные   уроки   способствуют   развитию   речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.  Не   только   углубляют   представление   о   предмете,   расширяют   кругозор.   Но   и   гармонически   и способствуют   формированию   разносторонне   развитой, интеллектуально развитой личности.  Интеграция   является   источником   нахождения   новых   связей   между   фактами, которые   подтверждают   или   углубляют   определённые   выводы.   Наблюдения учащихся. Закономерности интегрированных уроков:  весь урок подчинён авторскому замыслу,  урок объединяется основной мыслью (стержень урока),  урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,  этапы и компоненты урока находятся в логико­ структурной зависимости,  отобранный   для   урока   дидактический   материал   соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое». Взаимодействие учителей может строиться по­разному:  паритетным, с равным долевым участием каждого из них,  один   из   учителей   может   выступать   ведущим,   а   другой   –   ассистентом   или консультантом;  весь   урок   может   вести   один   учитель   в   присутствии   другого   как   активного наблюдателя и гостя. Интегрированные   уроки   раскрывают   значительные   педагогические   возможности. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. 3.11.  Педагогика сотрудничества Педагогика   сотрудничества   –   это   одна   из   наиболее   эффективных   технологий   в преподавании.   Она   относится   к   технологиям   на   основе   личностной   ориентации педагогического   процесса.   Такие   технологии   собой   воплощение   гуманистической философии,   психологии   и   педагогики.   В   центре   их   внимания   ­   уникальная   целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей  Целевые ориентации педагогики сотрудничества:  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений. 2. Гуманно­личностный подход к ребенку. (Личностно­ориентированный) 3. Единство обучения и воспитания. (Педагогизация окружающей среды) В   Федеральных   стандартах   второго   поколения   важнейшей   задачей   системы образования   является   формирование   совокупности   «универсальных   учебных   действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Во­первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся. Во­вторых,   в   процессе   совместной   деятельности   происходит   индивидуальное развитие каждого ребенка:    дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия, так как, находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищенными, уверенными в успехе;  растет   познавательная   активность   и   творческая   самостоятельность   каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями; снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную   деятельность,   заинтересованных   в   достижении   успеха,   не   остается времени на дисциплинарные нарушения; ученики   приобретают   важнейшие   социальные   навыки:   они   учатся   выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.  Главная   идея   обучения   в   сотрудничестве   ­   учиться   вместе,   а   не   просто   что­то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.   3.12. Традиционные технологии (классно­урочная система) Термин   «традиционное   обучение»   подразумевает   прежде   всего   организацию обучения,   сложившуюся   в   XVII   веке   на   принципах   дидактики,   сформулированных Я.С.Коменским.      Отличительными признаками традиционной классно­урочной технологии являются: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения; группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; основной единицей занятий является урок; урок  посвящен   одному   учебному  предмету,   теме,  в  силу  чего  учащиеся  группы работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по  своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности. По своему характеру цели традиционного обучения представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Традиционная   технология   представляет   собой   прежде   всего   авторитарную   педагогику требований,   ученье   весьма   слабо   связано   с   внутренней   жизнью   ученика,   с   его многообразными   запросами   и   потребностями,   отсутствуют   условия   для   проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Положительные стороны  Систематический характер обучения  Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала  Организационная четкость  Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя  Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отрицатльные стороны  Шаблонное построение, однообразие  Нерациональное распределение времени урока  На   уроке   обеспечивается   лишь   первоначальная   ориентировка   в   материале,   а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания  Учащиеся изолируются от общения друг с другом  Отсутствие самостоятельности  Пассивность или видимость активности учащихся  Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день)  Слабая обратная связь  Усредненный подход, отсутствие индивидуального обучения Процесс   обучения   как   деятельность   в   традиционном   обучении   характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда.  В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из­под палки» со всеми его негативными последствиями. 4. Заключение На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических  Однако   внедрение технологий   обучения,   как   традиционных,   так   и   инновационных. современных   образовательных   и   информационных   технологий   не   означает,   что   они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.   Ведь   педагогическая   технология   –   это   совокупность   методов,   методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих   планируемые   результаты.  Самым   оптимальным   вариантом   является использование смеси этих технологий.  Таким   образом,   используя   инновационные   образовательные   технологии,   можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:  Через   формирование   умений   ориентироваться   в   современном   мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. Изменить   характер   взаимодействия   субъектов   школьной   системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.   Повысить   мотивацию   обучающихся   к   учебной   деятельности.  Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:     мне интересно то, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно как меня учат. Уделять   больше   внимания   изучению   и   овладению   современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. Исходя   из   всего   вышесказанного,   можно   сделать   вывод,   что   традиционные   и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.   Не   стоит   отказываться   от   старого   и   полностью   переходить   на   новое.   Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ". Литература 5.  Список использованных источников 1. B.C. Кукушина Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов  педагогических специальностей .— Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с. 2. А. А. Кораблёв Информационно­телекоммуникационные технологии в  образовательном процессе// Школа. – 2006. ­ №2. 3. Е.И. Петухова Информационные технологии в образовании // Успехи современного  естествознания. – 2013. – № 10. 4. Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова Использование современных информационных и  коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно­методическое пособие / Авторы­составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006 5. С.Г. Манвелов Конструирование современного урока. ­ М.:Просвещение, 2002. 6. В.П.Ларина, Е.А. Ходырева, А.А. Окунев Лекции на занятиях творческой  лаборатории «Современные педагогические технологии».­ Киров: 1999 – 2002. Интернет ресурсы: http://sandbox.openclass.ru/wiki­pages/79809 http://www.academy.edu.by/sites/logoped/kommtechno.htm http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2 http://nsportal.ru http://murzim.ru/nauka/pedagogika http://festival.1september.ru http://works.tarefer.ru http://www.moluch.ru http://charko.narod.ru http://mariyakuznec.ucoz.ru http://www.bibliofond.ru/view.aspx  https://infourok.ru/sovremennie­pedagogicheskie­tehnologii­v­realizacii­fgos­1560318.html 6. Приложение Приложение 1 Классификация средств ИКТ по области методического назначения Приложение 2 Функции трех фаз технологии развития критического мышления Вызов    Мотивационная      (побуждение   к   работе   с новой информацией, пробуждение   интереса   к теме)      Информационная (вызо в   «на   поверхность» имеющихся   знании   по теме)    Коммуникационная (бесконфликтный   обмен мнениями)  Осмысление   содержания    Информационная(получение  новой информации теме)  по       Систематизационная(классификац ия   полученной   информации   по категориям знания)  Рефлексия    Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)    Информационная(приобретен знания)  ие нового       Мотивационная(побуждение   к расширению дальнейшему   информационного   поля)    Оценочная (соотнесение   новой информации   и   имеющихся знаний,   выработка   собственной позиции,   оценка процесса) Этапы работы над проектом Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя Приложение 3 Организационно­ подготовительный Выбор темы проекта, определение его   цели   и   задач,   разработка   реализации идеи, формирование микрогрупп. плана     мотивации Формирование участников,   консультирование   по выбору   тематики   и   жанра   проекта, помощь   в   подборке   необходимых материалов,   выработка   критериев оценки   деятельности   каждого участника на всех этапах.  Поисковый Сбор,   анализ   и   систематизация собранной   информации,   запись интервью, обсуждение собранного материала   в   микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление   макета   и  стендового доклада, самоконтроль. Регулярное   консультирование   по содержанию   проекта,   помощь   в систематизации   и   обработке материала,   по оформлению   проекта,   отслеживание деятельности   каждого   ученика, оценка. консультация   Итоговый Оформление   проекта,   подготовка к защите. Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта. Рефлексия Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» Оценивание   каждого   участника проекта. Приложение 4 Приложение 5 Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии Они вырублены маленькими­маленькими буквами на большом­большом камне в горах  Тибета. Надпись сливается с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с  природой и свое доисторическое происхождение. Секреты чудом сохранились ­ вот они. 1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего  созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что­то  делает, ни тому для кого что­то делается. Можно назвать это «добрым началом»,  можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И  «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» ­ все, чего так не  хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на  благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне  конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них  думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их  людям. 2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык ­ находить поводы и причины для радости ­ сродни способности восхищаться чем­то в других людях (и в себе самих!), но не  манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и  ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно  заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога,  разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить  поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем  она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками ­ это один из принципов  психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» ­ это не  только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным  здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого­педагогическая  программа воспитания. 3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства ­ в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем  реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу»  компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение  профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) ­ самая  мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно  оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным. 4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий ­ в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения  заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а  материальное приложится!). 5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном  отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет  независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях ­ механизмы  психологической защиты вносят свои коррективы. 6. Секрет технологичности ­ в том, что создание работающей технологии из суммы  разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства  целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет  пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой ­ «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей ­ введение  уроков валеологии и ставки психолога­консультанта. Все это хорошо даже в  отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных  результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится. 7. Секрет надежности получаемых результатов ­ в широком привлечении к решению  задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и  специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих  необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на  конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом,  происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее  информационном и энергетически. 8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья,  состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает  работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3­4 гада (с перспективой ан 5­7  лет), научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых, курирующих школу,  должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая»  программа нежизнеспособна!). 9. Секрет заинтересованности невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в  материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить  ее какое­то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из  «любителей» в профессионалы. 10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того,  что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и  мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает  движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело,  являясь критерием его истинности, ­ это любовь, тот самый «пятый элемент»,  который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.   участников в проводимой работе, без которой Приложение 6 Алгоритм составления технологической карты модульного урока 1. Формулировка темы урока. 2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов  обучения.  Приложение 7 3. Разбивка учебного материала на  отдельные логически завершенные  учебные элементы и определение цели каждого из них. 4. Подбор необходимого фактического  материала. 5. Определение способов учебной  деятельности учащихся. 6. Выбор форм и методов преподавания  и контроля. 7. Структурирование содержания технологической карты  урока,  ее распечатка. Содержание учебных элементов Каждый   учебный   элемент   (УЭ)   модульного   урока   –   это   шаг   к   достижению интегрирующей  цели   урока,   без   овладения   содержанием   которого   эта   цель   не   будет достигнута.  Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны  присутствовать следующие: УЭ­0 УЭ­1 УЭ­2 (и т.д.) Завершающий УЭ направлен на определение интегрирующей цели по  достижению результатов обучения; включает задания по выявлению уровня знаний  по теме (входящий контроль), задания, направленные на овладение  новым материалом и т.д; включает задания по отработке учебного материала; включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия  (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего  задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом  успешности работы  учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы  с учетом оценки окружающих). В   конце   каждого   учебного   элемента   обязательно   осуществляется   текущий   и промежуточный контроль. За   каждое   задание     учащиеся   «начисляют»   себе   баллы.   Например,   за   тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса – получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Технология мастерских Приложение 8 Приложение 9 Методика интегрированного урока. Приложение 10 Процесс  подготовки   и  проведения   интегрированного  урока  имеет  свою  специфику.  Он состоит из нескольких этапов. Подготовительный Исполнительный Рефлексивный 1.планирование, 2. организация творческой группы,  3. конструирование содержания урока, 4.репетиции. Цель   этого   этапа   –   вызвать интерес учащихся к теме урока, к его   содержанию. Способы   вызова интереса   учащихся   могут   быть различные,   например,   описание проблемной или интересного случая. В   заключительной   части   урока необходимо всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы. обобщить ситуации     На   этом   этапе   проводится анализ   урока.   Необходимо учесть все его достоинства и недостатки       Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Уровень овладения оптимальный развивающийся элементарный Уровни овладения педагогическими технологиями В теории На практике •Знает научные основы различных ПТ,  дает объективную психолого­ педагогическую оценку (и самооценку)  эффективности применения ТО в  образовательном процессе • Имеет представление оразличных ПТ; •обоснованно описывает  суть  собственной технологической цепочки;  активно участвует в анализе  эффективности используемых  технологий обучения • Целенаправленно и систематически  применяет технологии обучения (ТО) в своей деятельности,творчески  моделирует сочетаемость различных  ТО в собственной практике    •В основном следует алгоритму  технологии обучения; •владеет приемами конструирования  технологических цепочек в  соответствии с поставленной целью; •использует в цепочках  разнообразные педагогические  приемы и методы • Сформировано общее, эмпирическое  представление о ПТ; •выстраивает отдельные  технологические цепочки, нопри этом  не может объяснить их целевое  назначение в  рамках урока; •уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ПТ • Применяет элементы ПТ  интуитивно, эпизодически,  несистемно; • придерживается в своей  деятельности какой­либо одной  технологии обучения;• допускает  нарушения в алгоритме (цепочке)  технологии обучения

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017