Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
классное руководство
1 кл
27.02.2018
Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Данная работа может представлять интерес для педагогов начальных классов . Актуальность данной статьи заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом сейчас, который встречается на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала и обучении.
Зачетная работа Зыкова С.В..doc
Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе Зыкова Светлана Владимировна Учитель начальных классов, первая квалификационная категория МБОУ «Лицей № 3», г. Норильск, Красноярский край, РФ Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на 1. Краткая аннотация работы. уроках в начальной школе. Данная работа может представлять интерес для педагогов начальных классов. Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения   является   частым   видом,   встречающийся   на   практике,   и   который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны увеличивается   количество   детей,   которые   по   разным   причинам   не   могут усваивать программу из­за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д.   Вот   поэтому   так   необходимы   эффективные   методы   и   приемы   для проведения   профилактической   работы   с   детьми   младших   школьников   с гиперактивным поведением. 2. Содержание 2.1 Введение 2.2  Современные педагогические технологии. 2.3 Современные педагогические методы. 2.4 Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. 2.5 Заключение. 3. Список использованных источников и литературы Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе                  Сегодня дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию   информации.   Ученики   начальных   классов   иногда   могут   сделать неожиданные   выводы   и   умозаключения,   что   невольно   начинаешь   думать   о преждевременном   взрослении  современных   детей.   Работая   с   детьми   начальных классов, исходя из наблюдений и изучив литературу, я могу сказать, что не смотря на   большую   информированность,   возникает   ряд   проблем.   Очень   быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием,   с   нарушениями   речи   и   эмоционально­волевой   сферы,   много   детей гиперактивных.                     Современные дети говорят много, но плохо. В моем классе обучаются дети с тяжелым нарушением речи, гиперактивные. У всех детей низкий словарный запас. Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в воспитании и образовании. Радует тот факт, что появился Федеральный государственный образовательный стандарт, который призван многое изменить в системе   образования,   в   части   методов   воспитания   и   приёмов   обучения, педагогических технологий, условий и результата начального образования.                                                 Синдромы  дефицита  внимания  считаются  одной  из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем   у   девочек.   С   появлением   интеллектуальных   нагрузок,   норм   и   требований возникают   трудности   в   учебе.  На   установку   учителя   открыть   рабочие   тетради, некоторые ученики  лишь спустя несколько минут начинают  искать  необходимое. Это у меня Даниил Т., Андрей У., Вадим К., Артем Р., Матвей А. Перерыв все на своем   столе,   они   не   замечают,   как   с   парты   падают   вещи.   Перегибаются, поворачиваются к соседним партам,  они  ищут ее там. Встают с мест и начинают искать в других местах, потом неожиданно возвращаются к своей парте, получая строгое   замечание   от   учителя.  Чрезмерная   двигательная   активность   и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие   от   дошкольной   среды   школьная   среда   выстраивает   для   ребенка   ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе требует   усидчивости,   сосредоточенности,   умения   планировать,   регулировать   и контролировать   свою   деятельность,   действовать   по   образцу,   что   трудно достигается гиперактивности.                                В   настоящее   время   особое   значение   придается   тем   идеям   и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно при     ориентированного   и   развивающего   обучения.   На   это   ориентируют   школу   и основные   требования   Государственного   образовательного   стандарта...   Под развивающим   стали   понимать   такое   обучение,   при   котором   учащиеся   не   только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и овладевают общими понятиями и закономерностями, рациональными приемами применения знаний на практике,   обучаются   переносу   знаний   и   умению   как   в   аналогичные,   так   и   в   Стандарт   утверждает   идею   развивающего   обучения. изменённые   условия.   Изменяется подход к процессу обучения: учитель дает знания не в готовом виде, а организует   деятельность   школьников   таким   образом,   чтобы   знания   добывались учениками   как   под   руководством   учителя,   так   и   самостоятельно.   С   изменением парадигмы образования изменяется и характер деятельности учителя на уроке. Из источника   информации   он   превращается   в   организатора,   руководителя, координатора  по  овладению   знаниями,  умениями  и  способами   деятельности.  На сегодняшний день перед каждым учителем стоит конкретная задача: из множества технологий, идей, методов, приёмов выбрать именно то, что требуется для него и его   учеников.   Для   себя   я   уже   давно     избрала   развивающую   технологию Ю.А.Поташкиной,   методику   Т.Я.Фроловой,   применение   ИКТ   на   уроках.   Ее появление   было   вызвано   тем,   что   традиционная   классно­урочная   система, ориентированная   на   обучение   всех   детей   по   унифицированным   программам   и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Каждый ученик   по   мере   усвоения   изучаемой   информации   включается   в   обсуждение, отвечает на вопросы товарищей, ставит собственные вопросы. Эта работа может проходить   как   в   группах,   так   и   в   парах.     Концепция   развивающего   обучения предполагает проблемный и деятельностный подходы к обучению.                                 Проблемный подход требует интеллектуального участия школьников в получении собственных знаний, активной самостоятельной умственной деятельности их   на   уроке   в   процессе   решения   всевозможных   познавательных   задач   на   разном Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе учебном   материале,   предлагать   систему   которых   на   каждом   уроке   и   помогать отыскивать ответы на все возможные вопросы – обязанность учителя. Это подход всех технологий развивающего обучения, об основном средстве которого  ­ вопросе как главном элементе движения эвристической беседы – как­то очень точно было сказано:   «Традиционные   методики   идут   к   ребёнку   с   ответом,   а   развивающие   –   с вопросом».   Работа   по   алгоритмам   и   весь   процесс   тренировки   в   правописном искусстве предлагает учащемуся решить ряд лингвистических, логических и речевых задач. Деятельностный подход вмещает в себя и проблемный с его требованием активной умственной деятельности обучаемого, но не сводится к нему, предполагая, помимо идеальной,   умственной   деятельности   школьника   на   уроке,   ещё   и   активную предметную   его   деятельность   с   изучаемым   материалом,   которая   способна превратить   полученные   на   уроках   сведения   в   подлинные   знания   (традиционная практика), но и привлечь ученика к участию в добывании этих знаний.   Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления  и памяти, эмоциональной сферы.                  Работая с такими ребятами, невольно задаю себе вопрос: а почему они такие,  какие  причины   влияют  на     их    гиперактивность?  Как   с  ними  работать  в классе?   Найти ответы на подобные вопросы помогает современная литература. Изучив   разные   источники,   взяла   для   себя   учебно­методическое   пособие «Коммуникативные трудности ребёнка» (проблемы, диагностика, коррекция) автор А.Г.Самохвалова.               Автор отвечает  всем взрослым на один волнующий вопрос:  Как перестать беспокоиться и начать  жить    со своими «трудными» детьми? Это практическое руководство для всех, кто нуждается в современных стратегиях взаимодействия, обучения и воспитания детей.              Каждый учитель  в школе, так или иначе, воспитывает детей, высаживает семена надежды и надеется, что у него хватит  мудрости и необходимых средств, чтобы вырастить  здоровых, ответственных  молодых людей.    Опытный и  мудрый учитель   не   будет   обижаться,   не   будет   злиться,   а   последовательно   и   логично отвечать на поступки ребёнка, чтобы добиться желаемых результатов. Чаще всего Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе мы, учителя осуждаем поведение трудного ребёнка, сравниваем его с собой и с тем, как мы вели себя в его возрасте.                            Кроме того, особое место в системе образования сегодня занимает проектирование.   Метод   проектов   носит   характер   сотрудничества,   в   котором принимают   участие   дети,   педагоги   и   вовлекаются   родители.   Основная   цель данного   метода     является   развитие   свободной   творческой   личности   ребёнка. Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения. Активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей, но   и   чувства,   эмоции,   отношение   к   окружающему   миру,   свои   ценностные ориентации. У меня в классе такой метод работает на ура. Дети учатся работать в группе, обязанности.                    Используемые методы не устраняют нарушения, но дают возможность разделяя     справляться   с   его   проявлениями,   помогают   смягчить   множество   последствий, таких, как отставание  в учебе, чувство неполноценности. Чем лучше поставлена разъяснительная   работа   учителя,   тем   больше   возможность   своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.                          В работе с гиперактивными детьми использую основные направления, предлагаемые психологом Мониной Г.Б.: 1. Для повышения учебной мотивации: применяю системы поощрения, использую нетрадиционных   формы   работы   (например,   возможности   выбрать   зверушку, которую   дети   будут   изготовлять   на   уроке),   консультации   сильными   учениками более слабых (такие занятия нравятся и тем и другим). 2.   Организую   учебный   процесс   с   учетом   психофизиологических   особенностей учащихся:  смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка; Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе  реализация   двигательной   потребности   ребенка   (выполнение   поручений учителя (раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);  понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;  выполнение   упражнений   на   релаксацию   и   снятие   мышечных   зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);  инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;  избегать категорических запретов.                Желательно, чтобы учитель принимал во внимание специфику нарушений у   детей   с   гиперактивным   поведением   и   дефицитом   внимания.   Такой   ребенок непреднамеренно   мешает   вести   урок,   он   с   трудом   может   регулировать   свое поведение, его постоянно что­то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.                Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму.   К   сожалению,   гиперактивный   ребенок   не   в   состоянии   поддерживать активное   внимание   в   течение   такого   длительного   отрезка   времени.   Ему   будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2— 3 заданий, можно поиграть с детьми в какую­либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.                  С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою   жизнь,   менять   привычки.   На   каждом   уроке   и   даже   на   перемене   ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже с детского сада учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям. Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе                   Использование специальных упражнений для гиперактивных детей в своей   работе,   дают   возможность   развивать     внимание,   усидчивость   или   же, снимают лишнюю энергию. Вот некоторые из них: «Найди отличие» Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.   Взрослый   дорисовывает   несколько   деталей   и   возвращает   картинку.   Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой­ либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. «Ласковые лапки» Цель:   снять   напряжение,   мышечные   зажимы,   снизить   агрессивность,   развить   чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6­7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть;   объяснить,   что   по   руке   будет   ходить   «зверек»   и   касаться   ласковыми   лапками.   Надо   с закрытыми   глазами   угадать,   какой   «зверек»   прикасается   к   руке   —   отгадать   предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.                  Содержание предмета не представляет для детей интереса и поэтому часто   то   неумение   выполнять   инструкцию   учителя,   которая   обращена   ко   всему классу.   Но   если   то   же   задание   дать   учащимся   при   индивидуальной   работе, выясняется, что ребенок вполне может с ним справиться. Им необходима ощутимая поддержка   учителя,   дающая   чувство   успеха,   уверенности   в   собственных   силах. Тогда ребёнок может включиться в учебный процесс и достичь лучших результатов.                                Ребенок, особенно в начальной школе, воспринимает оценку как отношение к себе в целом, а не как оценку своей работы, и в этом смысле оценка выполняет   функцию   не   регулирования,   а   санкционирования.   Детей   начинает преследовать   боязнь   получения   отрицательной   оценки,   повышается   уровень Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе тревожности,   снижается   самооценка,   появляется   защитная   реакция   на   внешние воздействия.     Для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно   использовать   не   словесные   сигналы,   а,   к   примеру,   сигнал   таймера, заведенного на определенный отрезок времени.   О том, на какое время завести таймер   и   что   необходимо   будет   сделать   после   его   сигнала,   с   ребенком   тоже договариваются   заранее.   В   этом   случае   у   него   не   возникает   агрессии   по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.                   Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Приходится учитывать особенности ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться   примерно   через   15   ­   20   минут.   Один   из   вариантов   поощрения   — выдача жетонов, наклеек, которые в течение дня можно обменять на награды.                    Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного   ребенка   «озвучить»   правило   его   выполнения,   рассказать сверстникам,   как   и   что   надо   сделать.   А   для   получения   более   эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместит его на видном месте.                 Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком   эмоциональную   реакцию   взрослого.   В   любой   ситуации   необходимо оставаться спокойным. Помнить: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем   реагировать   на   неприятную   ситуацию,   остановиться   на   несколько   секунд (например, сосчитать до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке. Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе                   В заключение хочу сказать, что сравнивая современного школьника со сверстником   прошлого   десятилетия,   становятся   очевидным   различия   в мировосприятии,   темпах   развития,   поведении   и   осознании   самого   себя.   И невозможно   в   воспитании   и   обучении   современного   ребёнка   применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно­ ориентированный   и   дифференцированный   подходы   в   воспитании   и   обучении, владение инновационными технологиями.   В моем классе дети умные и хорошие, а самое главное они стали по­настоящему моими, я делаю всё, что от меня зависит, чтобы они учились без троек.                   Представленные мной методы и приемы были использованы  другими     педагогами, но воплотить прием в жизнь каждый из нас может   по­разному   в   соответствии   с   возрастными   особенностями   школьников   и   с содержанием урока.  Список использованных источников и литературы 1.   Акимова   М.Е…   «Психофизиологические   особенности   индивидуализации школьников».­ М., 1998. – 120 С. 2.  Заваденко  Н.Н.  "Как  понять  ребенка: дети  с гиперактивностью  и  дифицитом внимания".   ­   М.:   Школа­Пресс,   2000.   ­   112с.   (Приложение   к   журналу "Дефектология") 3. Блонский П.П… О наказании // На путях к новой школе. – 1924 — №1 – С. 61. 4. Власова Г.А., Певзнер М.С… «О детях с отклонениями в развитии». – М., 2000. – 120 С. Психолого­педагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в  условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе 5. Власова Г.А., Певзнер М.С… «Учителю о детях с отклонениями в развитии», М.: Просвещение, 1967.­ 75 С. 6.   Власова   П.А.,   Певзнер   М.С…   «О   детях   с   отклонениями   в   развитии».   –   М.: Просвещение, 1997.­ 160 С. 7.   Возрастная   и   педагогическая   психология   /   Под   ред.   Петровского   А.В.,   М.: Просвещение, 1979. – 150 С. 8. Занков Л.В… «Обучение и развитие». – М., 1975. – 120 С. 9.   Захаров   А.И…   «Предупреждение   отклонения   в   поведении   ребенка»,   М.: Просвещение, 1999.­ 100 С. 10. Зюбин Л.М… «Трудные дети». Л., 1963. – 93 С. 11. Лаут Г. «Коррекция поведения детей и подростков». 12. Макаренко А.С… «Педагогические сочинения: в 8 томах». М., 1986.­ 126 С. 13. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М.: Владос, 2001.­ 132 С. 14. Овчарова Р.В… «Практическая психология в начальной школе», М., 2000.­ 145 С. 15.   Смирнов   С.А.,   Котов   И.Б.,   Шиянов   Е.Н.   и   др.   «Педагогика:   педагогические теории, системы, технологии», М.: Владос, 1999.­ 210 С.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

Современные педагогические технологии  и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018