Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
классное руководство
1 кл
27.02.2018
Данная работа может представлять интерес для педагогов начальных классов . Актуальность данной статьи заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом сейчас, который встречается на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала и обучении.
Зачетная работа Зыкова С.В..doc
Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
Зыкова Светлана Владимировна
Учитель начальных классов, первая квалификационная категория
МБОУ «Лицей № 3», г. Норильск, Красноярский край, РФ
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с
выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на
1. Краткая аннотация работы.
уроках в начальной школе.
Данная работа может представлять интерес для педагогов начальных классов.
Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося
поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который
вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С
одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся,
к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны
увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут
усваивать программу изза неусидчивости, расторможенности, несобранности и
т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для
проведения профилактической работы с детьми младших школьников с
гиперактивным поведением.
2. Содержание
2.1 Введение
2.2 Современные педагогические технологии.
2.3 Современные педагогические методы.
2.4 Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.
2.5 Заключение.
3. Список использованных источников и литературы Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
Сегодня дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к
восприятию информации. Ученики начальных классов иногда могут сделать
неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о
преждевременном взрослении современных детей. Работая с детьми начальных
классов, исходя из наблюдений и изучив литературу, я могу сказать, что не смотря
на большую информированность, возникает ряд проблем. Очень быстро
увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим
развитием, с нарушениями речи и эмоциональноволевой сферы, много детей
гиперактивных.
Современные дети говорят много, но плохо. В моем классе обучаются
дети с тяжелым нарушением речи, гиперактивные. У всех детей низкий словарный
запас. Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного
подхода в воспитании и образовании. Радует тот факт, что появился Федеральный
государственный образовательный стандарт, который призван многое изменить в
системе образования, в части методов воспитания и приёмов обучения,
педагогических технологий, условий и результата начального образования.
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее
распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного
возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще,
чем у девочек. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований
возникают трудности в учебе. На установку учителя открыть рабочие тетради,
некоторые ученики лишь спустя несколько минут начинают искать необходимое.
Это у меня Даниил Т., Андрей У., Вадим К., Артем Р., Матвей А. Перерыв все на
своем столе, они не замечают, как с парты падают вещи. Перегибаются,
поворачиваются к соседним партам, они ищут ее там. Встают с мест и начинают
искать в других местах, потом неожиданно возвращаются к своей парте, получая
строгое замечание от учителя.
Чрезмерная двигательная активность и
невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого
задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В
отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд
важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и
контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно
достигается
гиперактивности.
В настоящее время особое значение придается тем идеям и
направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно
при
ориентированного и развивающего обучения. На это ориентируют школу и
основные требования Государственного образовательного стандарта... Под
развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только
запоминают факты, усваивают правила и определения, но и овладевают общими
понятиями и закономерностями, рациональными приемами применения знаний на
практике, обучаются переносу знаний и умению как в аналогичные, так и в
Стандарт утверждает идею развивающего обучения.
изменённые условия.
Изменяется подход к процессу обучения: учитель дает знания не в готовом виде, а
организует деятельность школьников таким образом, чтобы знания добывались
учениками как под руководством учителя, так и самостоятельно. С изменением
парадигмы образования изменяется и характер деятельности учителя на уроке. Из
источника информации он превращается в организатора, руководителя,
координатора по овладению знаниями, умениями и способами деятельности. На
сегодняшний день перед каждым учителем стоит конкретная задача: из множества
технологий, идей, методов, приёмов выбрать именно то, что требуется для него и
его учеников. Для себя я уже давно
избрала развивающую технологию
Ю.А.Поташкиной, методику Т.Я.Фроловой, применение ИКТ на уроках. Ее
появление было вызвано тем, что традиционная классноурочная система,
ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и
методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Каждый
ученик по мере усвоения изучаемой информации включается в обсуждение,
отвечает на вопросы товарищей, ставит собственные вопросы. Эта работа может
проходить как в группах, так и в парах. Концепция развивающего обучения
предполагает проблемный и деятельностный подходы к обучению.
Проблемный подход требует интеллектуального участия школьников в
получении собственных знаний, активной самостоятельной умственной деятельности
их на уроке в процессе решения всевозможных познавательных задач на разном Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
учебном материале, предлагать систему которых на каждом уроке и помогать
отыскивать ответы на все возможные вопросы – обязанность учителя. Это подход
всех технологий развивающего обучения, об основном средстве которого вопросе
как главном элементе движения эвристической беседы – както очень точно было
сказано: «Традиционные методики идут к ребёнку с ответом, а развивающие – с
вопросом». Работа по алгоритмам и весь процесс тренировки в правописном
искусстве предлагает учащемуся решить ряд лингвистических, логических и речевых
задач.
Деятельностный подход вмещает в себя и проблемный с его требованием активной
умственной деятельности обучаемого, но не сводится к нему, предполагая, помимо
идеальной, умственной деятельности школьника на уроке, ещё и активную
предметную его деятельность с изучаемым материалом, которая способна
превратить полученные на уроках сведения в подлинные знания (традиционная
практика), но и привлечь ученика к участию в добывании этих знаний. Учитель в
образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы,
склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти,
эмоциональной сферы.
Работая с такими ребятами, невольно задаю себе вопрос: а почему они
такие, какие причины влияют на их гиперактивность? Как с ними работать в
классе? Найти ответы на подобные вопросы помогает современная литература.
Изучив разные источники, взяла для себя учебнометодическое пособие
«Коммуникативные трудности ребёнка» (проблемы, диагностика, коррекция) автор
А.Г.Самохвалова.
Автор отвечает всем взрослым на один волнующий вопрос: Как перестать
беспокоиться и начать жить со своими «трудными» детьми? Это практическое
руководство для всех, кто нуждается в современных стратегиях взаимодействия,
обучения и воспитания детей.
Каждый учитель в школе, так или иначе, воспитывает детей, высаживает
семена надежды и надеется, что у него хватит мудрости и необходимых средств,
чтобы вырастить здоровых, ответственных молодых людей. Опытный и мудрый
учитель не будет обижаться, не будет злиться, а последовательно и логично
отвечать на поступки ребёнка, чтобы добиться желаемых результатов. Чаще всего Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
мы, учителя осуждаем поведение трудного ребёнка, сравниваем его с собой и с
тем, как мы вели себя в его возрасте.
Кроме того, особое место в системе образования сегодня занимает
проектирование. Метод проектов носит характер сотрудничества, в котором
принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Основная цель
данного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным
методам обучения. Активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия
информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей,
но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные
ориентации. У меня в классе такой метод работает на ура. Дети учатся работать в
группе,
обязанности.
Используемые методы не устраняют нарушения, но дают возможность
разделяя
справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий,
таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности. Чем лучше поставлена
разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного
оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в
общество.
В работе с гиперактивными детьми использую основные направления,
предлагаемые психологом Мониной Г.Б.:
1. Для повышения учебной мотивации: применяю системы поощрения, использую
нетрадиционных формы работы (например, возможности выбрать зверушку,
которую дети будут изготовлять на уроке), консультации сильными учениками
более слабых (такие занятия нравятся и тем и другим).
2. Организую учебный процесс с учетом психофизиологических особенностей
учащихся:
смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка; Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений
учителя (раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы
работы);
понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов
(массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
избегать категорических запретов.
Желательно, чтобы учитель принимал во внимание специфику нарушений
у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок
непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое
поведение, его постоянно чтото отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие
дети.
Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например,
школьный урок продолжается 40—45 минут, и любой ребенок должен подчиняться
режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать
активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет
легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—
3 заданий, можно поиграть с детьми в какуюлибо игру, провести физкультминутку
или сделать гимнастику для пальцев.
С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать
свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему
приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку
очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится
особенно трудно. Именно поэтому желательно уже с детского сада учить детей
соблюдать определенные правила и следовать инструкциям. Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
Использование специальных упражнений для гиперактивных детей в
своей работе, дают возможность развивать внимание, усидчивость или же,
снимают лишнюю энергию. Вот некоторые из них:
«Найди отличие»
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам
отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок
должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой
либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый
дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения
произошли.
«Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное
восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 67 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный
флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по
локоть; объяснить, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с
закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет.
Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Содержание предмета не представляет для детей интереса и поэтому
часто то неумение выполнять инструкцию учителя, которая обращена ко всему
классу. Но если то же задание дать учащимся при индивидуальной работе,
выясняется, что ребенок вполне может с ним справиться. Им необходима ощутимая
поддержка учителя, дающая чувство успеха, уверенности в собственных силах.
Тогда ребёнок может включиться в учебный процесс и достичь лучших результатов.
Ребенок, особенно в начальной школе, воспринимает оценку как
отношение к себе в целом, а не как оценку своей работы, и в этом смысле оценка
выполняет функцию не регулирования, а санкционирования. Детей начинает
преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
тревожности, снижается самооценка, появляется защитная реакция на внешние
воздействия. Для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по
отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела,
можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера,
заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести
таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже
договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по
отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не
решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с
ребенком.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но
обязательно последовательной. Приходится учитывать особенности ребенка: он не
умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и
повторяться примерно через 15 20 минут. Один из вариантов поощрения —
выдача жетонов, наклеек, которые в течение дня можно обменять на награды.
Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно
гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать
сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного
результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе
хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет
писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместит его на
видном месте.
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное
действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать
слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации необходимо
оставаться спокойным. Помнить: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде
чем реагировать на неприятную ситуацию, остановиться на несколько секунд
(например, сосчитать до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы
избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять
ребенка, который так нуждается в вашей поддержке. Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
В заключение хочу сказать, что сравнивая современного школьника со
сверстником прошлого десятилетия,
становятся очевидным различия в
мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И
невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять
традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно
ориентированный и дифференцированный подходы в воспитании и обучении,
владение инновационными технологиями. В моем классе дети умные и хорошие, а
самое главное они стали понастоящему моими, я делаю всё, что от меня зависит,
чтобы они учились без троек. Представленные мной методы и приемы были
использованы другими педагогами, но воплотить прием в жизнь каждый из нас
может поразному в соответствии с возрастными особенностями школьников и с
содержанием урока.
Список использованных источников и литературы
1. Акимова М.Е… «Психофизиологические особенности индивидуализации
школьников». М., 1998. – 120 С.
2. Заваденко Н.Н. "Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дифицитом
внимания". М.: ШколаПресс, 2000. 112с. (Приложение к журналу
"Дефектология")
3. Блонский П.П… О наказании // На путях к новой школе. – 1924 — №1 – С. 61.
4. Власова Г.А., Певзнер М.С… «О детях с отклонениями в развитии». – М., 2000. –
120 С. Психологопедагогическое сопровождение детей с выраженными поведенческими нарушениями в
условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе
5. Власова Г.А., Певзнер М.С… «Учителю о детях с отклонениями в развитии», М.:
Просвещение, 1967. 75 С.
6. Власова П.А., Певзнер М.С… «О детях с отклонениями в развитии». – М.:
Просвещение, 1997. 160 С.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М.:
Просвещение, 1979. – 150 С.
8. Занков Л.В… «Обучение и развитие». – М., 1975. – 120 С.
9. Захаров А.И… «Предупреждение отклонения в поведении ребенка», М.:
Просвещение, 1999. 100 С.
10. Зюбин Л.М… «Трудные дети». Л., 1963. – 93 С.
11. Лаут Г. «Коррекция поведения детей и подростков».
12. Макаренко А.С… «Педагогические сочинения: в 8 томах». М., 1986. 126 С.
13. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М.: Владос,
2001. 132 С.
14. Овчарова Р.В… «Практическая психология в начальной школе», М., 2000. 145
С.
15. Смирнов С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. «Педагогика: педагогические
теории, системы, технологии», М.: Владос, 1999. 210 С.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Современные педагогические технологии и методы работы с детьми с выраженными поведенческими нарушениями в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.