"Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

  • Педсоветы
  • docx
  • 04.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.
Иконка файла материала Тукманова Гульназ Загидовна.docx
"Современные педагогические технологии на уроках английского языка"      В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых  информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические  средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу  обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование  и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому  овладению иностранным языком.      Основными характеристиками применения современных информационных  технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации  обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности  учащихся.      Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения  языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые  позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество,  активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения  иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как  обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых  информационных технологий, Интернет­ресурсов помогают реализовать  личностно­ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию  и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня  обученности, склонностей и т.д.        Возможности использования Интернет­ресурсов огромны. Глобальная сеть  Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и  учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:  страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и  журналов, необходимую литературу и т.д.        В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского  языка в школе в соответствие с развитием современных информационных  технологий. На уроках английского языка с помощью Интернет можно решать  целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя  материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи  школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников  устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по  сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в  чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по  проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это можетбыть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из  одной или нескольких стран.       Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование  коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная,  воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой  главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и  формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является  основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла ­  это международное многонациональное, кросс культурное общество, чья  жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем  мире, говорящих одновременно – самый гигантский по размерам и количеству  участников разговор, который когда­либо происходил. Включаясь в него на уроке  иностранного языка, мы создаем модель реального общения.       Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся  оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники  обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание  оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми  формулами.       Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям  многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в  себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность  публикации собственной информации, создание собственной домашней странички  и размещение ее на Web­сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы,; разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно  использованы на уроке.      Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и  навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая  подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.      Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и  заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного  языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично  реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции,  подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать  интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров;  извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.       При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога,  основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личностиучащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах  сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр  сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение  самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от  традиционного урока с преобладанием объяснительно­иллюстративного метода  обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и  исследовательского характера     Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной  почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может  использоваться следующим образом: 1. Установление дружеской переписки.     Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на  любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования  изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом,  культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с  бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.      Анализируя опыт использования электронной почты в процессе обучения  иностранным языкам, можно прийти к следующим выводам: 1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля со  стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности  обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком случае просто образуется  новая группа). 2. Электронная коммуникация ­ прекрасная практика языка, где осуществляется  переход от формы к содержанию ­ в сторону истинного общения и свободного  полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества  письма – речь школьников становится более выразительной, к обычным  повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация. 3. Изменяется процесс письма – больше внимания уделяться редактированию  работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся  нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам – такая работа  представляет собой воплощение принципа интерактивности. 4. Использование e­mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.    Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи  телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.      Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование  ресурсов интернет, в т.ч. e­mail – наиболее эффективный и доступный способ  овладения кросс­культурной грамотностью в условиях реального общения.Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование e­ mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:  поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке; напишите  информацию о себе; вышлите несколько сообщений, например, 2­3 в неделю; для  того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы; примите не меньше трех ответов на свои сообщения; предоставьте полный отчет о  проделанной работе: что вы сделали, что из этого получилось, что нового вы  узнали, как вы оцениваете задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них. 2. Создание совместных учебных проектов.     Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов  земного шара, а совместно работают над каким­либо проектом: выбирается тема,  разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются  полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем­ то на лист­сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов.     Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно,  интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд  дидактических задач на уроке английского языка: а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы  сети разной степени сложности;  б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем; в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на  основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем­то из  учащихся, материалов сети;  г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно  составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;  д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой  современного английского языка, отражающего определенный этап развития  культуры народа, социального и политического устройства общества; е) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой  этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения,  особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;  ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на  уроке на основе систематического использования "живых" материалов,  обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем,  интересующих всех и каждого В данном виде сотрудничества Интернета и урока часто используется проектная  форма учебной деятельности.Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников,  в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной  многоуровневой задачи.       Кибернетическое пространство содержит огромный культурный и  дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире.  Однако для оптимального и эффективного использования кибернетических  сетевых ресурсов в учебный целях требуется огромная научно­исследовательская  работа, результаты которой позволят определить общие и частные принципы  работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также  существенно обновить арсенал методических средств и приемов.

Посмотрите также