«Современные педагогические технологии в образовании»
Оценка 4.9

«Современные педагогические технологии в образовании»

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
27.08.2019
«Современные педагогические технологии в образовании»
Педагогической технологией ранее обычно называлось направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. Собственно словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского an еducational technology - «образовательная технология». До недавних пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее время под названием «педагогическая технология» все чаще фигурируют в России работы, посвященные проблемам воспитания.
методичка.docx
Методическая разработка Тема: «Современные педагогические технологии в образовании» Педагог дополнительного образования Ахтямова З.Л. Уьяновск 2019 Понятие педагогической технологии Технология   обучения   (педагогическая   технология)   ­   новое   (с   50­х   которое   занимается годов)   направление   в   педагогической   науке, конструированием   оптимальных   обучающих   систем,   проектированием учебных процессов. Педагогической   технологией   ранее   обычно   называлось   направление зарубежной   педагогики,   которое   имеет   целью   повышение   эффективности образовательного   процесса,   гарантированное   достижение   обучаемыми запланированных   результатов   обучения.   Собственно   словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского an еducational technology ­ «образовательная технология». До недавних пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее время под названием   «педагогическая   технология»   все   чаще   фигурируют   в   России работы,   посвященные   проблемам   воспитания.   В   связи   с   этим   появляется нужда   в   размежевании.   (В   рамках   данного   пособия   будут   отдельно затрагиваться: «образовательная технология», и «технологии воспитания». Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50­х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных средств для   традиционного   обучения.   С   середины   50­х   годов   появился   новый технологический   подход   к   построению   самого   учебного   процесса.   Но   и первый   подход   продолжает   развиваться   по   пути   освоения   новых информационных технологий.  В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие  Однако   в   его   понимании   и   употреблении педагогической   технологии. существуют большие разночтения.  «Технология ­ это совокупность приемов, применяемых в каком­ либо деле, мастерстве, искусстве» ­ толковый словарь. «Педагогическая   технология     это   организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т.Лихачев). ­ «Педагогическая   технология   ­   это   содержательная  техника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько). «Педагогическая технология ­ это описание процесса достижения. планируемых результатов обучения» (И.П.Волков). «Технология ­ это искусство,.  мастерство, умение,  совокупность методов обработки, изменения состояния» (В.М.Шепель). «Технология   обучения   ­   это  составная   процессуальная   часть       дидактической системы» (М.Чошанов). «Педагогическая технология ­ это продуманная во всех деталях: модель   совместной   педагогической   деятельности   по   проектированию, организации и проведению учебного  процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М.Монахов). «Педагогическая  технология ­    это  системный   метод   создания, применения и определения всего процесса преподавания  и усвоения  знаний с   учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей  оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО). «Педагогическая технология .означает системную совокупность и порядок  функционирования   всех   личностных,   инструментальных   и методологических   средств,   используемых   для   достижения,  педагогических целей» (М.В.Кларин). Понятие «педагогическая технология» употребляется на трех уровнях. 1. Общепедагогический (общедидактический) уровень. Педагогическая технология   характеризует   целостный   образовательный   процесс   в   данном регионе, учебном заведении. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения  2.   Частнометодический  (предметный)   уровень.   Здесь   педагогическая технология   употребляется   в  значении   частная   методика,  т.е.  совокупность методов   и   средств   для   реализации   определенного   содержания   обучения   и воспитания   в   рамках   одного   предмета,   класса.   учителя   (методики преподавания   предметов,   методика   компенсирующего   обучения,   методика работы учителя, воспитателя).  3. Элементный уровень. На нем рассматривается технология отдельных частей учебно­воспитательного процесса: технология формирования понятий, воспитание   отдельных   личностных   качеств,   технология   самостоятельной работы и т.д. Педагогическая технология в максимальной степени связана с учебно­ воспитательным   процессом   ­   деятельностью   учителя   и   ученика,   ее структурой,   средствами,   методами   и   формами.   Поэтому   в   структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа, б)   содержательная   часть:   цели   обучения,   общие   и   конкретные; содержание учебного материала; в)   процессуальная   часть   ­   технологический   процесс:   организация учебно­воспитательного   процесса,   методы   и   формы   учебно­воспитательной деятельности;   деятельность   учителя   по   управлению   процессом   усвоения материала;   методы   и   формы   работы   учителя;   диагностика   учебного­ воспитательного процесса. Любая   педагогическая   технология   должна   удовлетворять   некоторым основным методологическим требованиям (качествам). Научная   база.  Каждой   педагогической   технологии   должна   быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей. Системность.  Педагогическая   технология  должна   обладать   всеми признаками   системы:   логикой   процесса,   взаимосвязью   всех   его   частей, целостностью. Управляемость.  Предполагает   возможность  целеполагания, планирования,  проектирования   процесса   обучения,   поэтапной   диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность.  Педагогические   технологии   должны   гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Воспроизводимость.  Подразумевает   возможность   применения педагогической   технологии   в   других   однотипных   образовательных учреждениях, другими субъектами. Технология индивидуализации обучения  Понятие индивидуализации обучения Существуют различные взгляды на такое понятие как индивидуализация обучения:   «Организация  учебного процесса, при  которой выбор  способов, приемов,   темпа   обучения   учитывает   индивидуальные   различия   учащихся, уровень развития их способностей к учению» (Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201).  Система   воспитательных   и   дидактических   средств, соответствующих   целям   деятельности   и   реальным   познавательным возможностям   коллектива   класса,   отдельных   учеников   и   групп   учащихся, позволяющих   обеспечить   учебную   деятельность   ученика   на   уровне   его потенциальных возможностей с учетом целей обучения.  Различные варианты можно встретить и в зарубежной педагогике.   Индивидуализированное   обучение   иногда   рассматривается   как стратегия   обучения.   Это   проявляется   в   следующих   вариантах:   1)   от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование темпа учения, целей обучения, методов обучения, учебного   материала,   требуемого   уровня   успеваемости;   3)   использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов,   в   отдельных   частях   учебного   материала   или   же   отдельными учащимися.   К   этим   возможностям   добавляются   еще   так   называемые административные   стратегии   ­   это   формирование   различных   групп   на основании общих признаков учащихся.  Совершенствование   самостоятельной   работы   учащихся   в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией.  В данной работе мы используем понятие «индивидуализация» в таком значении:   «Индивидуализация   ­   это   учет   в  процессе   обучения   индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» (И.Унт).   понятия   «индивидуальный   подход»   и   «индивидуализация»   не   равнозначны:  ­ в первом случае мы имеем дело с принципом обучения; ­ во втором ­ с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы.  При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь   в   виду,   что   при   его   практическом   использовании   речь   идет   не   об абсолютной,   а   об   относительной   индивидуализации.   В   реальной   школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:  обычно   учитываются   индивидуальные   особенности   не   каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;    учитываются   лишь   известные   особенности   или   их   комплексы   и именно   такие,   которые   важны   с   точки   зрения   учения   (например,   общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так   уж   и   необходим   (например,   различные   свойства   характера   или темперамента);  иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том   случае,   если   именно   это   важно   для   данного   ученика   (например, талантливость в какой­либо области, расстройство здоровья);  индивидуализация   реализуется   не   во   всем   объеме   учебной деятельности,   а   эпизодически   или   в   каком­либо   виде   учебной   работы   и интегрирована с не индивидуализированной работой; Индивидуализацию   можно   рассматривать   с   точек   зрения   процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы:  ­ первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения; ­ вторая ­ создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся;  ­ третья ­ формирования различных типов школ и классов.   Индивидуальные различия учащихся  Рассмотрим   основные   исходные   положения,   эффективно   сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу в учебном процессе:  необходимо знать уровень подготовленности каждого ученика, то есть наличный уровень знаний, умений и навыков, ибо в противном случае для   учащихся,   имеющих   пробелы   в   знаниях,   новый   материал   окажется непосильным и еще более будет усугубляться их отставание;  необходимо   знать   уровень   развития   способностей   школьника   к учению, то есть уровень его обучаемости. Одним из важнейших компонентов обучаемости   является   определенный   уровень   овладения   основными мыслительными операциями, которые сочетаются с той или иной степенью гибкости   мышления,  то   есть   умением   применять   свои   знания   в   различных ситуациях;   успешное овладение знаниями, умениями и навыками в большой степени зависит от мотивов, побуждающих школьника, к учению. Мотив ­ это побудительная   сила,   внутренний   стимул,   повод   к   какому­либо   действию. Устойчивый   мотив   учебной   деятельности   способствует   мобилизации умственных   и   духовных   сил   учащегося,   развивает   его   личность,  повышает качество знаний;  успешная учебная деятельность школьника в значительной мере зависит также от волевых черт его характера, работоспособности, самооценки своих возможностей.   Все перечисленные выше индивидуальные различия, имеющие влияние на   учение   школьника,   необходимо   повседневно   учитывать,   но   не   только приспосабливаться   к   индивидуальным   особенностям   учащихся,   но   и, применяя те или иные методы педагогического воздействия, развивать одни свойства и, наоборот, сглаживать другие.  Пути и приемы осуществления индивидуального подхода    в процессе обучения Хорошо продуманное внедрение индивидуализации и дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:  предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;  развить способности и интересы;  повысить качество знаний;  более рационально использовать учебное время каждого;  вовлечь   всех   учащихся   в   активную,   напряженную   умственную       деятельность;  устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.  Изложение нового материала В   практике   работы   школы   применяют   дифференциацию   учебных заданий   по   группам.   Учащиеся   обычно   делятся   на   три   группы:   хорошо успевающие,   среднеуспевающие   и   слабоуспевающие.   Как   было   уже подчеркнуто ранее, деление на группы очень условно, так как они подвижны и каждый ученик может н процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень.  Дифференциация учебных заданий может проходить двумя путями:  1) Всем учащимся предлагаются одинаковой трудности задания, но для каждого   в   отдельности   дифференцируется   количество   информации, указывающей, как его выполнять.  В этом случае учителя, применяя многовариантные задания одинаковой степени трудности, написанные на специальных карточках, указывают  ­ для сильных учащихся только цель задания;  ­   для   средних   ­   некоторые   факты   или   закономерности,   на   которые следует обратить внимание;  ­ для слабых ­ более подробный план рассуждений, необходимых для выполнения задания.  Учитывая учебные возможности школьников в каждой группе, учитель постепенно   может   уменьшить   количество   информации   о   ходе   выполнения задания,   давая   тем   самым   возможность   учащимся   подняться   на   более высокую ступень.  2) Выполнение учащимися разных по трудности заданий:  ­ сильным учащимся предлагаются задания, направленные на глубокое изучение темы;  ­   слабым   даются   задания   облегченные,   но   соответствующие требованиям программы.  При   этом   учитель   может   предложить   для   выполнения   задания нескольких степеней трудности. Учащиеся могут выбирать задания сами или выполнять предложенные учителем.  Если учитель условно делит учеников на группы: хорошо успевающих, слабоуспевающих и средних, то он должен учитывать, что степень сложности заданий из урока в урок должна повышаться, ибо, если слабые учащиеся будут выполнять   только   облегченные   задания,   то   у   них   не   будет   повышаться уровень   познавательных   способностей,   а   наоборот,   еще   более   будут усугубляться недостатки в развитии мышления. Применение дифференциации вырабатывает у слабых учащихся уверенность в своих силах и помогает им подняться   до   уровня   средних   и   сильных.   В   работу   всего   класса дифференциация   вносит   оживление,   так   как   каждый   может   выполнить задание соответственно своим возможностям.  Дифференциация   задания   для   учащихся   происходит   по   группам,   и необходимо не забывать, что группы по своему составу неоднородны, каждая состоит из многообразия индивидуальностей. Чтобы обеспечить единый темп работы, необходимо поторапливать медлительность, сдерживать торопливых, проверять   неаккуратных,   оказывать   ­   конкретную   помощь   каждому нуждающемуся в ней.  При изложении нового материала, закреплении и применении знаний на практике   учитель   должен   принимать   во   внимание   и   индивидуальные особенности   учащихся:   одним   предлагать   воспроизвести   факты,   другим   ­ сформулировать закон или правило, третьим ­ применить знания в решении задачи или выполнении упражнения.  Устная   проверка   знаний   учащихся   требует   также   индивидуализации: первыми   необходимо   вызывать   слабых   учащихся   и   средних,   сильные   же должны исправлять ответы и дополнять, используя различные источники. Тех, у   кого   плохо   развита   речь,   необходимо   чаще   вызывать   отвечать   вслух, неаккуратным   давать   задания   письменные   («а   доске   или   в   тетради), выполняющим   механически   домашнее   задание   предлагать   объяснить   ход решения задачи и т. д.  Можно   использовать   специальные   тесты,   направленные   не   только   на проверку знаний учащихся, но и на организацию их самостоятельной работы.  Особую   сложность   представляет   дифференциация   в   процессе восприятия новых знаний, когда учитель фронтально излагает материал для всего   класса.   В   этом   случае   особого   внимания   заслуживает   предложение московского   методиста   А.А.Бударного   дифференцировать   учебную деятельность учащихся поэтапно:      сначала учитель фронтально излагает материал всему классу;  по   мере   того,   как   хорошо   успевающие   учащиеся   овладевают содержанием нового материала, им дается самостоятельное задание (решение задачи, работа с книгой, выполнение упражнений и т. д.);  в   это   время   учитель   продолжает   отрабатывать   материал   с остальными   учащимися,   после   чего   дает   самостоятельное   задание среднеуспевающим ученикам с целью закрепления и углубления полученных знаний, умений и навыков;  с остальными учащимися проводится работа до полного усвоения ими нового материала.  К концу урока учащиеся 1­й и 2­й групп отчитываются о результатах проведенной   ими   работы   перед,   классом;   все   так   или   иначе   участвуют   в проверке выполнения работы.   Закрепление Овладение знаниями предполагает не только восприятие их, понимание и запоминание, но и применение на практике. Существуют различные виды закрепления   и   применения   знаний   на   практике:   воспроизводящий, тренировочный, синтетический и творческий. Все перечисленные выше виды закрепления рассчитаны не только на запоминание, но и на соображение. Они органически связаны между собой, и применение их зависит от конкретных условий учебного процесса.  Эффективность   закрепления   требует   от   учителя   знания индивидуальных особенностей учащихся (обученности, темпа продвижения, особенностей   мыслительных   процессов   и   умения   применять   знания   на практике). Наибольшие возможности индивидуального подхода к учащимся при закреплении проявляются в процессе выполнения или самостоятельных работ,   когда,   учитель,   может   точно   определить,   как   происходит   усвоение нового материала каждым учеником и в случае затруднения всегда придти ему на помощь.  Необходимо   отметить,   что   количество   упражнений   или   задач   для формирования умений и навыков, а также время для выполнения задания для разных   учащихся   неодинаково.   У   сильных   учащихся   обычно   быстрее вырабатываются  умения  и  навыки, слабым,  наоборот,  необходимо  большее количество упражнений и увеличение времени для их выполнения.  Сильным учащимся необходимо определить только цель задания и дать общие   указания   к   его   выполнению.   Слабым   и   средним   ­   задание   на   ряд промежуточных.   Начиная   с   легких   заданий,   учитель   должен   постепенно повышать требования и трудности в работе с целью, не только углубления знаний и навыков, но и с целью развития их мышления. Если слабым учащимся все   время   давать   облегченные   задания,   то   свойства   их   мыслительной деятельности не будут развиваться, а будут только тренироваться.  При закреплении, материала с целью выработки навыков решения задач необходимо для учащихся подбирать задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.  Домашнее задание Для   хорошо   успевающих     учеников   домашнее   задание   должно   быть направлено на дальнейшее углубление и расширение знаний. С этой целью им можно   предложить   подготовить   домашнее  задание,   используя   детскую энциклопедию, справочники, научно­популярную литературу. Этим учащимся поручается   подготовка   докладов,   составление   задач   на   окружающем материале,   проведение   небольших   исследований   или  наблюдений.   Затем   в классе они сообщают о проведенной работе, дополняют изложение материала другими  учениками,  приводят   интересные   факты   и   тем   самым   побуждают всех   учащихся   пользоваться   дополнительной   литературой.   Учитывая склонности   некоторых   учащихся   к   определенному   виду  деятельности, необходимо давать им задания, которые удовлетворяли бы их потребности и интересы. Средним и слабым учащимся даются задания  по преодолению пробелов не только в знаниях, умениях и навыках, но и пробелов в системе приемов мыслительной деятельности. Если ученик имеет пробелы в знаниях по какой­ либо   причине,  то   ему   необходимо   давать   сверх   домашнего   задания   еще   и дополнительное, но которое было бы  кратким и достаточным для того, чтобы усвоить ранее пройденный материал. Очень   хороший   результат   в   повышении   уровня   самостоятельности учащихся дают домашние задания, рассчитанные на длительный срок (7­10 дней).   Сюда   входят   наблюдения,   например,   построить   недельный   график изменения   атмосферного   давления   или   проследить   за   ростом   какого­либо растения; написать сочинение творческого характера; изготовить какую­либо модель или наглядность и т.д. Как   видно   из   выше   изложенного,   вариантов   дифференциации   и индивидуализации очень много, но применяя их, учитель должен не только учитывать   индивидуальные   и   психологические   различия   учащихся,  но  и развивать мыслительную деятельность каждого школьника в отдельности. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ­ М., 1989.  Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Литература  1996. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. ­ М., 1989.  Монахов В.М.  От традиционной методики к новой технологии обучения. М., 1993.  Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. М., 1994. Селевко   Г.К.   Опыт   системного   анализа   современных   педагогических систем // Школьные технологии. ­ №6, 1996.

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»

«Современные педагогические технологии в образовании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.