Современные проблемы в преподавании информатики.
Оценка 4.9

Современные проблемы в преподавании информатики.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
информатика
Взрослым
06.03.2018
Современные проблемы в преподавании информатики.
В наше время интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине – информатике проявляется все чаще и чаще. На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам.
Современные проблемы преподавания Информатики.docx
Современные проблемы в преподавании информатики. В настоящее время перед российским образованием поставлен вопрос: как подготовить современного   школьника   к   жизни   в   мире,   в   котором   его   ждет   огромный   объем информации,   где   он   должен   самостоятельно   принимать   решения,  затем   овладевать новыми профессиями, непрерывно повышать  свою квалификацию. Основную роль в решении   таких   задач,   конечно,   играет   уровень   знаний   в   области   информационных технологий. Изучение   информатики   в   школе   помогает   учащимся   при   подготовке   презентаций, сообщений,   создании   различных   проектов   по   другим   предметам,   повышая   степень образованности не только по информатике. Бесспорно, роль изучения информатики в школе велика, но существуют также проблемы, о которых не стоит умалчивать. Основной проблемой можно назвать недостаток разработанных методик преподавания информатики, также важно обратить внимание на:       Несоответствие учебников информатики к уровню, которого требует ЕГЭ. Нехватка часов. Отсутствие непрерывного курса преподавания. Снижение нагрузки в 10­11 классах. Неосознанная   ориентация   многих   учителей   не   на   предмет   обучения: «натаскивание» исключительно для сдачи ЕГЭ. Количество   компьютерной   техники   ограниченно,   что   приводит   к   совместной работе нескольких обучающихся. Как результат — не все могут самостоятельно справиться с заданием.  Школьники   имеют   разную   возможность   в   использовании   компьютера   для выполнения   домашнего   задания,   это   надо   обязательно   учитывать   в   учебном процессе. Анализ результатов ЕГЭ также выявил следующие проблемы: 1. Многие учащиеся не умеют строить дерево решений. 2. Не   все   умеют   применять   знания   из   других   дисциплин,   например,   физики   и математики, для решения задач по информатике. 3. Применять правильный метод преобразования логических выражений. 4. Не умеют решать текстовые вычислительные задачи. Все вышеописанные проблемы указывают на необходимость изменения применяемых педагогических технологий. В   последние   годы   школьный   курс   "Основы   информатики   и   вычислительной техники"   вышел   на   качественно   новый   этап   своего   развития.   Более­менее унифицировался   набор   школьной   вычислительной   техники.   Самое   главное   то,   что изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Работает Приоритетный   Национальный   проект   «Образование»,   который   помогает преподавателям   более   осознанно   следить   за   развитием   вычислительной   техники   и информационных проект. Десять   лет   назад,   в   начале   внедрения   информатики   в   школы,   под   компьютерной включенных данный программ,       в     грамотностью  понималось  умение  программировать. Сейчас   уже   практически  всеми осознано, что школьная информатика не должна быть курсом программирования.  В настоящее   время   в   школе   учитель   информатики   одна   из   трудных   и   интересных профессий.   Необходимость   каждые   два   года   начинать   все   «с   нуля»   не   знакома преподавателям   других   дисциплин.   Учитель   информатики   вынужден   напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и   за   изменяющимися   приемами   и   методами   работы   с   ними.   Перед   учителем информатики   постоянно   встает   вопрос:   «Чему   и   как   учить?   Как   научить   ребенка ориентироваться   в   калейдоскопе   быстро   развивающихся   информационных технологий?»   Чтобы   успевать   за   развитием   средств   вычислительной   техники, необходимо   непрерывное   самообразование   и   самосовершенствование.   А   для профессионального   применения   вычислительной   техники   нужно   нечто   большее   – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий и педагогической сфере.  Изучение информатики в школе, способствует освоению учащимися современных информационных   технологий.   И   как   показывает   практика   учащиеся,   применяя полученные   знания   на   уроках   информатики,   при   подготовке   к   другим   предметам, например   при   подготовке   сообщения   готовят   презентации,   повышают   свою   степень обученности не только по информатике, но и по другим предметам. Поэтому учитель информатики   должен   как   никто   другой   заинтересовать   учащихся   своими   уроками, своим предметом. Особая сложность преподавания информатики связана с тем, что в чисто технологических вопросах работы с компьютером осведомленность учащихся зачастую превышает осведомленность преподавателей. Учитель не может следить за всеми достижениями науки и техники и физически не может иметь доступ ко всем новым устройствам, книгам, программам. Он вынужден ограничиться базовым уровнем, в   который   входят   основные   навыки   по   приведению   компьютера   в   эксплуатацию. Многие  рассматривают   это  явление  как   негативный  фактор.  На  самом  деле  его  не следует   оценивать   ни   положительно,   ни   отрицательно   ­   это   просто   особенность предмета.  Уроки информатики  влияют также   на творческое  развитие  школьников. Компьютер   на   уроке   не   только   контролирует   работу   ученика,   но   и   помогает обнаружить   достоинства   и   недостатки   своих   знаний,   умений   и   навыков.   Только   на наших уроках ребята могут раскрыть со стороны, не связанной с формулированием ответа, а со стороны технической подкованности. Чаще всего и психически закрытые дети показывают себя на уроках более развитыми в информационном мире, где им интересно.   Задача   состоит   в   том,   чтобы     помочь   таким   ребятам   настроиться   на позитивное мышление, как к информации, так и к товарищам в классе. Они могут раскрыться больше, если развивать их интерес к работе на компьютере. Учитель, не должен разрабатывать программу, и не зависимо от учебника,   давать знания. Хотя, последние годы приходится сталкиваться с тем, что хороших учебников, с полным набором   знаний   и   заданий   нет.   Поэтому   возникает   проблема   преподавания   уроков информатики автоматически и без учебников. Это не правильно. Линия преподавания должна   быть   одна.   Усложнения   могут   быть   по   количеству   часов,   но   основную программу необходимо разработать и включить в образовательный стандарт. Проблема обучения информатике также в условиях разного уровня знаний и умений учащихся. Для   детей   желающих   изучать   предмет   на   более   высоком   уровне,   можно   было   бы обратиться   к   дистанционному   обучению.   Использование   таких   ресурсов   позволяет учащимся самостоятельно изучать отдельные темы дисциплин школьной программы, решать задачи, дистанционно общаться с преподавателями и получать консультации, участвовать   в   заочных   олимпиадах.   Но   чтобы   дело   не   шло   на   самотёк   "очный" преподаватель   должен   не   только   указать   учащемуся   на   имеющийся   в   сети   ресурс дистанционного   курса,  но   и  периодически   отслеживать   его   успехи.  Отсюда,  можно изложить основные проблемы преподавания информатики: 1. Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая   проблемная.   Одной   из   проблем   является   недостаточная   разработанность методик преподавания информатики.  2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям   знаний   –   физике,   математике,   астрономии   и   т.д.,   в   силу   чего   изучение информатики имеет межпредметный характер.  3.   Продолжительное   отсутствие   Государственного   стандарта,   единых   программ, общепринятой терминологии.  4. Нечёткость границ школьного и вузовского курсов информатики.  5. Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет  6. Систематическая работа учащихся на персональном компьютере является основой практического   усвоения   учебного   материала.   Особое   значение   приобретает самостоятельная работа учащихся, так как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с компьютером.  7. Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые знания   и   умения   работы   с   персональным   компьютером   (устройства,   операционная система, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством обучения   и   инструментом   для   решения   задач.   В   силу   различия   материального   и культурного   уровня   семей   школьники   имеют   разную   возможность   в   использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это надо учитывать при организации учебного процесса.  8. Работа за компьютером не может превышать 10­30 минут (в зависимости от возраста учащихся).  9.   Как   правило,   количество   компьютерной   техники   недостаточно,   вследствие   чего необходима   организация   совместной   работы   малых   групп   (2­4   учащихся   на   один компьютер)  10. Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только учета санитарно­гигиенических норм и ограничений, но и сочетания различных методов обучения.  11. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает   не   только   на   уроках,   но   особо   это   ощутимо   именно   в   школьной информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений учащихся.  12.   Недостаточное   количество   часов   для   организации   полноценного   контроля   и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты и т.д.)  13.В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель­ученик; ученик – компьютер ­ учебная книга, учитель­ученик­компьютер.  14. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но   проникновение   компьютеров   во   многие   сферы   человеческой   деятельности   со временем притупляют этот интерес.  Нужно   учитывать,   что   широкая   практика   обучения   в   нашей   стране   в общеобразовательной   и   высшей   школе   во   многом   продолжает   основываться   на теоретических   представлениях   объяснительно­иллюстративного   подхода,   в   котором схема обучения сводится к трем основным звеньям: изложение материала, закрепление и контроль. Вывод, который делают исследователи в тех странах, где накоплен опыт компьютеризации,   прежде   всего   в   развитых   странах   Запада,   состоит   в   том,   что реальные   достижения   в   этой   области   не   дают   оснований   полагать,   что   якобы применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему. Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он сделает революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство. Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления   обучающегося,   ориентировать   его   на   поиск   системных   связей   и закономерностей. И конечно же, учитель, преподающий предмет, должен сам хорошо владеть инструментами, позволяющими довести учебный процесс до высокого уровня. Библиографический список 1. Агапова  О.И., Швец ВМ., Вербицкий А.А. Реализуется системно­контекстный подход // Вести, высшей школы. 1987. N 12. 2. Иванов   М.   «Пути   совершенствования   методов   преподавания   в   школе»   // Современная  высшая школа. 1982. N 3.  3. Информатика.   Учебник.   7­9   класс   /Под   ред.   проф.   Н.В.Макаровой.­ Спб.:Питер,2002. 4. Петровский   А.В.,   Н.Н.Нечаева   «Психолого­педагогические   основы использования ЭВМ в обучении" 1987. 5. Уваров   А.   Информатика   в   школе:   вчера,   сегодня,   завтра   //Информатика   и образование, 1990, №4.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.

Современные проблемы в преподавании информатики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018