МОЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК
учитель информатики ГБОУ
СО «СКШ №2 им. В.В.Талалихина»
Гуркина Анастасия Геннадиевна
ОТКРЫТЫЙ УРОК - урок, проводимый опытным преподавателем в присутствии других преподавателей с целью показа своих методов работы; важное средство обмена опытом и повышения квалификации. По окончании урока он обсуждается присутствующими. (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999)
Словари определяют слово «открытый» как «не стесненный ничем, доступный для всех желающих». Мне кажется, что каждый урок, проводимый учителем - открытый. Ребята не должны чувствовать себя стесненными, работа должна быть доступна для всех желающих. Ну а уж что касается обсуждения… Можно быть абсолютно уверенным, что ученики БУДУТ обсуждать ваш урок. Честно и, как им кажется, справедливо!
Заканчивается рабочий день… Усталость? А еще на завтра нужно подготовиться… Глаза! Какие же были у Никиты глаза, когда он получил свою первую пятерку по предмету!
Никита - очень милый и воспитанный мальчик, но не дается ему учеба. Медлительный, неуверенный, долго вникает в задания. В результате - едва выполняет на «троечку». И вот однажды в группе было очень мало ребят (уехали на мероприятие ко Дню Победы), работа была несложная, и Никита справился на твердую «четверку»! Не смогла удержаться от возможности отметить его старания «пятеркой». Первой «пятеркой»! В его взгляде было столько удивления, восторга и безграничного счастья: я смог! Ради таких глаз стоит уставать и работать, стоит жить!
Равиль - пятиклассник. По многим предметам занимается хорошо, а с информатикой пока не все получается. Сказывается отсутствие компьютера в начальной школе. На открытом мероприятии по информатике ребята соревнуются командами. Нужно разгадать слова, буквы в которых переставлены местами: ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР и т.д. Равиль дает ответы настолько стремительно, что некоторые не успевают дочитать задание. Удивительная способность чувствовать слово! Ребенок преобразился. Он и здесь может быть успешным!
Многие ребята преображаются во время необычных уроков. Работа в команде, интересные задания, отсутствие волнения по поводу отметки, желание победить, проявить себя. Предметная неделя у нас всегда проходит в виде нестандартных уроков: соревнования, путешествия, игры, марафоны… Часто на таких уроках бывают гости, но ребята настолько увлекаются процессом, что забывают о них.
Разве можно думать о чем-то постороннем, когда на экране ребус, который нужно разгадать быстрее соперников?
Или вопрос с подсказками? Прослушаешь подсказку и противник ответит быстрее, получит больше баллов.
Подсказка 1. Она встречается в программе, в вычислениях, в рассуждениях.
Подсказка 2. Хорошие ученики ее находят сразу, а плохие ее вообще не могут найти.
Подсказка 3. Она появляется из-за того, что вы неправильно думали, неправильно вычисляли.
Ответ: ошибка
Как показывает практика, современным детям с большим трудом даются задания, связанные с русским фольклором. Например, преобразование пословиц:
· В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.
· Утопающий за F1 хватается.
· Бит байт бережет.
· Что из Корзины удалено, то пропало.
· Вирусов бояться – в Интернет не ходить.
· Первый запуск программы всегда неудачен.
Оказывается, многие просто не знакомы с оригинальным текстом пословиц. Ну а задания на смекалку вызывают всеобщий восторг (как правило после неудачного решения):
· На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
· Один поезд идет из Москвы в Екатеринбург, а другой - из Екатеринбурга в Москву. вышли они одновременно, но скорость первого в 3 раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент встречи? (Одинаково)
Такие задания не только являются своеобразной «гимнастикой ума», но и позволяют проявить себя ученикам со средними способностями к предмету. Урок становится «доступен для всех желающих».
Задания «Покажи без слов» легко даются детям с театральными способностями, решение «словесных уравнений» - тем, у кого богатый словарный запас:
· Б+(ЖИВОТНОЕ) = (ДЕФЕКТ)
· В+(ИМЯ) = (СВОБОДА)
· Н+(ДЕРЕВО) = (ПОЛЕ)
· И+(ЗЛАК) = (ЦВЕТОК)
· ПА+(КРЕСЛО) = (ПУЛЯ В ГИЛЬЗЕ)
· Б+(РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЦЕ) = (УКРАШЕНИЕ)
Ответить на вопрос «Верите ли вы…?» может человек с любым уровнем способностей и знаний. Но ответив неверно, запомнит свою ошибку , а значит, получит новые знания:
· Верите ли вы, что расстояние между записывающей головкой дисковода и крутящимся диском составляет 500 микродюймов. Для сравнения, ширина человеческого волоса составляет 4 тысячи микродюймов?
· Верите ли вы, что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий диск?
Самая большая похвала для меня - вопрос ученика «Почему урок так быстро закончился?», самый большой успех - восторг и счастье в глазах ребенка, самое главное - подарить ученикам чудо! Для кого-то это необычный подход к решению задачи, для кого-то - прием запоминания учебного материала, для кого-то - вера в себя и свои возможности!
И пусть двери вашего кабинета будут распахнуты для всех желающих, чтобы каждый урок был открытым!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.