Современные реформы в сфере образования
Проводимая в Казахстане реформа в сфере образования является одним из результатов практического применения новых теоретических положений. К сожалению, возникающие при этом противоречия практического, жизненного характера глубоко не анализируются.
Проведя оценку роли правительства в институте образования страны, отметим, что возрастающая роль государственной отвественности в данной области не сбаллансированна. Подобное явление возникло из-за нечеткого разграничения вопросов финансирования и управления институтом образования на всех его ступенях, включая тренинги/курсы по повышению квалификации и переподготовки кадров и дистанционное обучение. Государство должно предоставить широкую возможность в получении доступного образования посредством:
• полного финансирования и контролирования дошкольного воспитания и обучения, среднего образования;
• частичного финансирования и осуществления жесткого контроля послесреднего профессионального, высшего и послевузовского образования, включая дистанционное обучение;
• контролирования посредством согласования с Министерством образования и науки всех тренингов/курсов, проводимых хозяйствующими субъектами страны.
Современные реформы в сфере
образования
Проводимая в Казахстане реформа в сфере образования
является одним из результатов практического применения новых
теоретических положений. К сожалению, возникающие при этом
противоречия практического, жизненного характера глубоко не
анализируются.
Проведя оценку роли правительства в институте образования страны,
отметим, что возрастающая роль государственной отвественности в
данной области не сбаллансированна. Подобное явление возникло из-за
нечеткого разграничения вопросов финансирования и управления
институтом образования на всех его ступенях, включая тренинги/курсы
по повышению квалификации и переподготовки кадров и
дистанционное обучение. Государство должно предоставить широкую
возможность в получении доступного образования посредством:
полного финансирования и контролирования дошкольного
воспитания и обучения, среднего образования;
частичного финансирования и осуществления жесткого контроля
послесреднего профессионального, высшего и послевузовского
образования, включая дистанционное обучение;
контролирования посредством согласования с Министерством
образования и науки всех тренингов/курсов, проводимых
хозяйствующими субъектами страны.
Данные подходы неизбежно должны были проявиться в
структуре концепции развития образования в Республике
Казахстан. Например, в части постановки проблемы концепция
предлагает вести разработку структуры и содержания среднего
образования с учетом ряда факторов, среди которых можно
вычленить следующие:
потребности развития страны на современном этапе,
обусловленные переходом от индустриального к
информационному обществу; необходимостью обеспечения
широты и гибкости профессиональной подготовки населения;
возрастные особенности обучающихся;
педагогические задачи, функции дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего общего образования,
которые определяются следующим образом:
дошкольное воспитание и обучение – формирование
познавательного интереса к изучению окружающего мира и«образу себя», а также основ волевой регуляции,
инициативности, самостоятельности;
начальное общее образование – становление личности младшего
школьника, выявление и целостное развитие его способностей,
формирование умения, мотивов и желания учиться, обучение
чтению, письму, счету, овладение элементами творческой
самореализации, культурой речи и поведения, основами личной
гигиены и здорового образа жизни;
основное общее образование – предоставление условий для
освоения знаний о природе, обществе, человеке; развитие умений
и навыков в разнообразных видах предметно-практической,
познавательной и духовной деятельности в рамках относительно
завершенного образования, являющегося базовым для
продолжения обучения в полной средней школе или
профессиональной школе; создание условий для подготовки к
выбору профиля и способа дальнейшего образования,
социального самоопределения и самообразования;
среднее общее образование создание условий для формирования
целостной мировоззренческой позиции обучающихся,
проектирования ими своего будущего, путей достижения своих
целей на основе овладения системой знаний о природе, обществе
и человеке в рамках профильной организации обучения.
Необходимость преодоления недостатков современной школы,
среди которых упоминаются следующие:
преобладание субъективности в конечной оценке качества
образования;
недостаточная восприимчивость института образования к
нововведениям и отсутствие должной мотивации к внедрению
системы качества обучения;
недостаточная эффективность механизмов формирования у
подрастающего поколения этнокультурной и гражданской
идентичности, основанной на знании истории государства,
государственного языка, национальных культурных ценностей;
несоответствие материально-технической базы, учебно-
лабораторного оборудования, учебной и методической
литературы современным требованиям;
отсутствие мотивации в обеспечении высокого качества
образования в системе подготовки кадров, отток кадров,
снижение материального стимулирования педагогического труда.
Описание недостатков института образования отличается
фрагментарностью. Многие особенности современного образования,
вызывающие серьезную обеспокоенность, это: ориентациясуществующей школы на трансляцию готовых знаний, мизерное
внимание к проблемам формирования коммуникативных и социальных
умений и навыков, к формированию «глобального» мышления,
сохраняющийся до сих пор технократизм, абсолютизация научного
знания, предметоцентризм, нескоординированность учебных программ
– даже не называются. Отсутствуют содержательные ссылки на данные
массовых обследований, позволяющих ставить проблему
недостаточной сформированности естественнонаучной и
математической грамотности, недостаточной сформированности
навыков чтения, других ключевых компетенций на разных ступенях
обучения.
Не отражены результаты факторного анализа, показывающие, в
частности, недостаточную обеспеченность равных возможностей для
обучения мальчиков и девочек; разницу качества образования в
зависимости от типа местности (городского и сельского) и
региональности страны; другие данные, свидетельствующие об
определенном кризисе существующих подходов к формированию
содержания образования. Нет оценки готовности педагогов решать
ставящиеся государством и обществом проблемы образования, хотя
такая оценка – необходимый элемент концепции, поскольку именно
этот фактор определяет приоритетность и последовательность
решаемых задач.