Современный учитель часто задается вопросом: "а за что мы ставим оценки?". В представленном материале вы можете ознакомиться с современными способами оценивания знаний учащихся. Подробное описание всех способов способствует к применению теоретического материала на практике. Желаю успехов в оценивании знаний учащихся!
Современные способы оценивания результатов знаний учащихся.docx
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Изучение процесса оценивания знаний1 учащихся во все времена было
актуальным. Оценка всегда присутствовала в обучении в том или ином виде.
Со временем менялись способы и формы осуществления проверок. В
настоящее время современный контроль носит эклектический характер и
характеризуется совмещением привычных оценочных средств с новыми,
использующими мультимедийные и Интернеттехнологии [Звонников,
2007,19].
Авторы методических пособий выделяют различные способы оценивания
знаний учащихся. Так, исследователиТ.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова и А.Н.
Худин утверждают, что оценка результатов обучения осуществляется:
устными методами контроля;
письменными (диктанты, сочинения, рефераты, письменные ответы на
вопросы, письменные задания творческого характера, решение заданий
контрольноизмерительных материалов) методами контроля;
практическими методами контроля преследуют задачи проверки умений,
навыков, способов деятельности обучающихся и применения усвоенных ими
знаний (решение экспериментальных задач по учебным предметам,
постановка и проведение опытов, наблюдений, а также методы
графического контроля, с помощью которых проверяется выполнение
учащимися чертежей, схем, графиков);
тестированием;
экзаменами и зачетами.
Современный вид контроля педагогическое тестирование2. Данный
метод
является сравнительно новым, характеризующимся высокой
1 Понятие «знание» см. словарь методических терминов и понятий
2Понятие «педагогическое тестирование» см. словарь методических терминов и понятий проявлением учащимися большой
экономичностью во времени,
самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей
подготовленности каждого ученика[Шамова, 2007,35].
И.С.Гринченко выделяет следующие способы, с помощью которых
определяется результативность учебнопознавательной деятельности
обучаемых. В педагогической практике, по ее мнению, используются методы
устного (осуществляется в процессе устного опроса учащихся) контроля;
письменного (предполагает выполнение письменных заданий таких, как
контрольные работы, сочинения, отчеты и др.)контроля;
практического (применяется для выявления сформированности умений и
навыков практической работы)контроля;
машинного контроля;
самоконтроля;
комбинированного контроля (сочетание различных способов, обычно
устного и письменного опроса);
педагогическое тестирование
(совокупность методических и
организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических
тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения
уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ
результатов)[Гринченко, 2008,4751].
Исследователь Н.Ф. Ефремова говорит о таких способах оценивания
знаний учащихся, как текущий опрос – совершаемый на каждом занятии;
фронтальный опрос – контроль степени усвоения небольшого объема
информации то теме; обобщающий опрос – форма тематического контроля.
Письменная контрольная работа; обучающее тестирование; диагностическое
тестирование предназначено для установления причин неправильного
выполнения учащимися заданий, выявления затруднений учащихся при
изучении отдельных тем; тематическое независимое тестирование открывает
новые возможности самоконтроля и может проводиться по заявкам учителей школ силами служб тестирования или региональных диагностических
центров; итоговое тестирование[Ефремова.Интернетресурс].
Учителя школ выделяют следующие способы: рейтинговая система –
использование индивидуального числового показателя интегральной оценки
достижений в учебе, образуемая путем сложения рейтинговых баллов,
полученных в результате оценки отдельных учебных действий; самооценка;
безотметочное
оценивание
(использование
экранов
успеваемости);тестирование, а так же портфолио.
Портфолиоявляется способом фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения
[Семинар «Инновационные системы оценивания учащихся»].
Все вышеперечисленные способы оценивания знаний учащихся
представлены в виде сводной таблицы 1.1., где представлены количественные
характеристики ранее рассмотренных точек зрения относительно данного
вопроса:
Таблица 1.1. – Современные способы оценивания знаний учащихся
Способ
Тестирование
Устный способ
контроля и
самоконтроль
Письменный и
практический
способы
контроля
Составляющее данного способа
Педагогический тест – система знаний специфической формы,
позволяющая оценить структуру и уровень усвоения знаний,
умений и навыков (уровень обученности) испытуемых.
(вступительное, текущее, промежуточное, итоговое) [Утробина,
2006, 94].
Устный способ представлен различными видами опроса:
текущий, фронтальный, обобщающий) [Ефремова. Интернет
ресурс].
Самоконтроль осознание и оценка субъектом собственных
действий, психических процессов и состояний [Поляков, 2010,
399].
К способам письменного контроля относятся: диктанты,
сочинения, рефераты, письменные ответы на вопросы и т.д.
[Шамова, 2007, 35].
Практический контроль применяется для выявления
сформированности умений и навыков практической работы,
например, лабораторные работы [Гринченко, 2008, 47]. Машинный и
комбинированн
ый контроль
Рейтинговая
система и
портфолио
Экзамены,
зачеты
Безотметочное
оценивание
Машинный тестирование при помощи информационных
технологий; Комбинированный сочетание различных способов,
обычно устного и письменного опроса [Гринченко, 2008,47].
Рейтинговая система–см. с 9;
Портфолио способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника в определенный период
его обучения [Семинар «Инновационные системы оценивания
учащихся»]
Традиционная форма оценки знаний учащихся
Использование экранов успеваемости, использование похвалы в
противоположность оцениванию [Семинар «Инновационные
системы оценивания учащихся»]
В настоящее время активно практикуются устные и письменные методы
контроля, которые зародились в 20е годыXX века. Наряду с данными
методами существует машинный контроль и самоконтроль, появившиеся в
начале XXI века в связи с внедрением в учебный процесс ПК3 и введению ЕГЭ
в некоторых регионах страны (2001г.). Таким образом, таблица 1.1 наглядно
показывает эклектический характер современных способов оценивания знаний
учащихся(В.И. Звонников).
Ленинградская область, г.Волхов
МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 6»
Учитель английского языка – Будникова Анна Дмитриевна
3 ПК – персональный компьютер
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.