Современный учитель часто задается вопросом: "а за что мы ставим оценки?". В представленном материале вы можете ознакомиться с современными способами оценивания знаний учащихся. Подробное описание всех способов способствует к применению теоретического материала на практике. Желаю успехов в оценивании знаний учащихся!
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Изучение процесса оценивания знаний1 учащихся во все времена было
актуальным. Оценка всегда присутствовала в обучении в том или ином виде.
Со временем менялись способы и формы осуществления проверок. В
настоящее время современный контроль носит эклектический характер и
характеризуется совмещением привычных оценочных средств с новыми,
использующими мультимедийные и Интернеттехнологии [Звонников,
2007,19].
Авторы методических пособий выделяют различные способы оценивания
знаний учащихся. Так, исследователиТ.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова и А.Н.
Худин утверждают, что оценка результатов обучения осуществляется:
устными методами контроля;
письменными (диктанты, сочинения, рефераты, письменные ответы на
вопросы, письменные задания творческого характера, решение заданий
контрольноизмерительных материалов) методами контроля;
практическими методами контроля преследуют задачи проверки умений,
навыков, способов деятельности обучающихся и применения усвоенных ими
знаний (решение экспериментальных задач по учебным предметам,
постановка и проведение опытов, наблюдений, а также методы
графического контроля, с помощью которых проверяется выполнение
учащимися чертежей, схем, графиков);
тестированием;
экзаменами и зачетами.
Современный вид контроля педагогическое тестирование2. Данный
метод
является сравнительно новым, характеризующимся высокой
1 Понятие «знание» см. словарь методических терминов и понятий
2Понятие «педагогическое тестирование» см. словарь методических терминов и понятийпроявлением учащимися большой
экономичностью во времени,
самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей
подготовленности каждого ученика[Шамова, 2007,35].
И.С.Гринченко выделяет следующие способы, с помощью которых
определяется результативность учебнопознавательной деятельности
обучаемых. В педагогической практике, по ее мнению, используются методы
устного (осуществляется в процессе устного опроса учащихся) контроля;
письменного (предполагает выполнение письменных заданий таких, как
контрольные работы, сочинения, отчеты и др.)контроля;
практического (применяется для выявления сформированности умений и
навыков практической работы)контроля;
машинного контроля;
самоконтроля;
комбинированного контроля (сочетание различных способов, обычно
устного и письменного опроса);
педагогическое тестирование
(совокупность методических и
организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических
тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения
уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ
результатов)[Гринченко, 2008,4751].
Исследователь Н.Ф. Ефремова говорит о таких способах оценивания
знаний учащихся, как текущий опрос – совершаемый на каждом занятии;
фронтальный опрос – контроль степени усвоения небольшого объема
информации то теме; обобщающий опрос – форма тематического контроля.
Письменная контрольная работа; обучающее тестирование; диагностическое
тестирование предназначено для установления причин неправильного
выполнения учащимися заданий, выявления затруднений учащихся при
изучении отдельных тем; тематическое независимое тестирование открывает
новые возможности самоконтроля и может проводиться по заявкам учителейшкол силами служб тестирования или региональных диагностических
центров; итоговое тестирование[Ефремова.Интернетресурс].
Учителя школ выделяют следующие способы: рейтинговая система –
использование индивидуального числового показателя интегральной оценки
достижений в учебе, образуемая путем сложения рейтинговых баллов,
полученных в результате оценки отдельных учебных действий; самооценка;
безотметочное
оценивание
(использование
экранов
успеваемости);тестирование, а так же портфолио.
Портфолиоявляется способом фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения
[Семинар «Инновационные системы оценивания учащихся»].
Все вышеперечисленные способы оценивания знаний учащихся
представлены в виде сводной таблицы 1.1., где представлены количественные
характеристики ранее рассмотренных точек зрения относительно данного
вопроса:
Таблица 1.1. – Современные способы оценивания знаний учащихся
Способ
Тестирование
Устный способ
контроля и
самоконтроль
Письменный и
практический
способы
контроля
Составляющее данного способа
Педагогический тест – система знаний специфической формы,
позволяющая оценить структуру и уровень усвоения знаний,
умений и навыков (уровень обученности) испытуемых.
(вступительное, текущее, промежуточное, итоговое) [Утробина,
2006, 94].
Устный способ представлен различными видами опроса:
текущий, фронтальный, обобщающий) [Ефремова. Интернет
ресурс].
Самоконтроль осознание и оценка субъектом собственных
действий, психических процессов и состояний [Поляков, 2010,
399].
К способам письменного контроля относятся: диктанты,
сочинения, рефераты, письменные ответы на вопросы и т.д.
[Шамова, 2007, 35].
Практический контроль применяется для выявления
сформированности умений и навыков практической работы,
например, лабораторные работы [Гринченко, 2008, 47].Машинный и
комбинированн
ый контроль
Рейтинговая
система и
портфолио
Экзамены,
зачеты
Безотметочное
оценивание
Машинный тестирование при помощи информационных
технологий; Комбинированный сочетание различных способов,
обычно устного и письменного опроса [Гринченко, 2008,47].
Рейтинговая система–см. с 9;
Портфолио способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений школьника в определенный период
его обучения [Семинар «Инновационные системы оценивания
учащихся»]
Традиционная форма оценки знаний учащихся
Использование экранов успеваемости, использование похвалы в
противоположность оцениванию [Семинар «Инновационные
системы оценивания учащихся»]
В настоящее время активно практикуются устные и письменные методы
контроля, которые зародились в 20е годыXX века. Наряду с данными
методами существует машинный контроль и самоконтроль, появившиеся в
начале XXI века в связи с внедрением в учебный процесс ПК3 и введению ЕГЭ
в некоторых регионах страны (2001г.). Таким образом, таблица 1.1 наглядно
показывает эклектический характер современных способов оценивания знаний
учащихся(В.И. Звонников).
Ленинградская область, г.Волхов
МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 6»
Учитель английского языка – Будникова Анна Дмитриевна
3 ПК – персональный компьютер