СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 22.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный учитель часто задается вопросом: "а за что мы ставим оценки?". В представленном материале вы можете ознакомиться с современными способами оценивания знаний учащихся. Подробное описание всех способов способствует к применению теоретического материала на практике. Желаю успехов в оценивании знаний учащихся!
Иконка файла материала Современные способы оценивания результатов знаний учащихся.docx
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Изучение процесса оценивания знаний1  учащихся во все времена было актуальным. Оценка всегда присутствовала в обучении  в том или ином виде. Со   временем   менялись   способы     и   формы   осуществления   проверок.   В настоящее   время   современный   контроль   носит   эклектический   характер   и характеризуется   совмещением   привычных   оценочных   средств   с   новыми, использующими   мультимедийные   и   Интернет­технологии   [Звонников, 2007,19].  Авторы методических пособий выделяют различные способы оценивания знаний учащихся. Так, исследователиТ.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова и А.Н. Худин утверждают, что оценка результатов обучения осуществляется: ­ устными методами контроля; ­ письменными (диктанты, сочинения, рефераты, письменные ответы на вопросы,   письменные   задания   творческого   характера,   решение   заданий контрольно­измерительных материалов) методами контроля; ­ практическими методами контроля ­ преследуют задачи проверки умений, навыков, способов деятельности обучающихся и применения усвоенных ими знаний   (решение   экспериментальных   задач   по   учебным   предметам, постановка   и   проведение   опытов,   наблюдений,   а   также   методы графического   контроля,   с   помощью   которых   проверяется   выполнение учащимися чертежей, схем, графиков); ­ тестированием; ­ экзаменами и зачетами.  Современный   вид   контроля   ­   педагогическое   тестирование2.   Данный метод     является   сравнительно   новым,   характеризующимся   высокой 1 Понятие «знание» см. словарь методических терминов и понятий 2Понятие «педагогическое тестирование» см. словарь методических терминов и понятийпроявлением   учащимися   большой экономичностью   во   времени, самостоятельности,   возможностью   одновременного   выявления   общей подготовленности каждого ученика[Шамова, 2007,35]. И.С.Гринченко   выделяет   следующие   способы,   с   помощью   которых определяется   результативность   учебно­познавательной   деятельности обучаемых. В педагогической практике, по ее мнению, используются методы ­ устного (осуществляется в процессе устного опроса учащихся) контроля; ­  письменного  (предполагает   выполнение   письменных   заданий   таких,   как контрольные работы, сочинения, отчеты и др.)контроля;  ­  практического  (применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы)контроля;  ­ машинного контроля; ­ самоконтроля; ­  комбинированного   контроля  (сочетание   различных   способов,   обычно устного и письменного опроса); ­  педагогическое   тестирование  (совокупность   методических   и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов,   подготовку   и   проведение   стандартизованной   процедуры   измерения уровня   подготовленности   испытуемых,   а   также   обработку   и   анализ результатов)[Гринченко, 2008,47­51].   Исследователь   Н.Ф.   Ефремова   говорит   о   таких   способах   оценивания знаний   учащихся,   как  текущий   опрос  –   совершаемый   на   каждом   занятии; фронтальный   опрос  –   контроль   степени   усвоения   небольшого   объема информации то теме;  обобщающий опрос  – форма тематического контроля. Письменная контрольная работа; обучающее тестирование; диагностическое тестирование   предназначено   для   установления   причин   неправильного выполнения   учащимися   заданий,   выявления   затруднений   учащихся   при изучении отдельных тем; тематическое независимое тестирование открывает новые возможности самоконтроля и может проводиться по заявкам учителейшкол   силами   служб   тестирования   или   региональных   диагностических центров; итоговое тестирование[Ефремова.Интернет­ресурс]. Учителя школ выделяют следующие способы:  рейтинговая система  – использование индивидуального  числового показателя интегральной оценки достижений   в   учебе,   образуемая   путем   сложения   рейтинговых   баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий;  самооценка; безотметочное   оценивание  (использование   экранов успеваемости);тестирование, а так же портфолио.  Портфолиоявляется   способом   фиксирования,   накопления   и   оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения [Семинар «Инновационные системы оценивания учащихся»].  Все   вышеперечисленные   способы   оценивания   знаний   учащихся представлены в виде сводной таблицы 1.1., где представлены количественные характеристики   ранее   рассмотренных   точек   зрения   относительно   данного вопроса: Таблица 1.1. – Современные способы оценивания знаний учащихся Способ Тестирование Устный способ  контроля и  самоконтроль Письменный и  практический  способы  контроля Составляющее данного способа Педагогический тест – система знаний специфической формы,  позволяющая оценить структуру и уровень усвоения знаний,  умений и навыков (уровень обученности) испытуемых. (вступительное, текущее, промежуточное, итоговое) [Утробина,  2006, 94]. Устный способ представлен различными видами опроса:  текущий, фронтальный, обобщающий) [Ефремова. Интернет­ ресурс].  Самоконтроль ­ осознание и оценка субъектом собственных  действий, психических процессов и состояний [Поляков, 2010,  399]. К способам письменного контроля относятся: диктанты,  сочинения, рефераты, письменные ответы на вопросы и т.д.  [Шамова, 2007, 35].  Практический контроль применяется для выявления  сформированности умений и навыков практической работы,  например, лабораторные работы [Гринченко, 2008, 47].Машинный и  комбинированн ый контроль Рейтинговая  система и  портфолио Экзамены,  зачеты Безотметочное  оценивание Машинный ­ тестирование при помощи информационных  технологий; Комбинированный ­ сочетание различных способов, обычно устного и письменного опроса [Гринченко, 2008,47]. Рейтинговая система–см. с 9; Портфолио ­ способ фиксирования, накопления и оценки  индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения [Семинар «Инновационные системы оценивания  учащихся»] Традиционная форма оценки знаний учащихся Использование экранов успеваемости, использование похвалы в  противоположность оцениванию [Семинар «Инновационные  системы оценивания учащихся»] В настоящее время активно практикуются устные и письменные методы контроля,   которые   зародились   в   20­е   годыXX  века.   Наряду   с   данными методами   существует   машинный   контроль   и   самоконтроль,  появившиеся   в начале XXI века в связи с внедрением в учебный процесс ПК3 и введению ЕГЭ в некоторых регионах страны (2001г.). Таким образом, таблица 1.1 наглядно показывает эклектический характер современных способов оценивания знаний учащихся(В.И. Звонников). Ленинградская область, г.Волхов МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 6» Учитель английского языка – Будникова Анна Дмитриевна 3 ПК – персональный компьютер