«Современные здоровьесберегающие технологии»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 13.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время проблема сохранения здоровья подростков приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление политики в области национальной безопасности Республики. Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье, в связи, с чем растет число подростков, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также, щадящая здоровье, организация образовательного процесса. Данная ситуация обусловлена рядом социально-экономических факторов, которые в течение последних 3-х лет неблагоприятно влияют на условия жизни и развития подростков. В связи с общими тенденциями ухудшения здоровья подростков необходимо развитие мотивации к учебной деятельности в контексте формирования здоровой личности подростка, а также формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья подростков через освоение ими современных здоровьесберегающих технологий.
Иконка файла материала ДОКЛАД к перзинтации здоровьесохраняющие технологии.doc
ДОКЛАД Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги!   Я   ЖИЛКИНА Ирина Васильевна, преподаватель   «Физической   культуры»,   «Макеевского   профессионального горного   лицея»   хочу   обратить   Ваше   внимание   на   актуальность   темы: «Внедрение   инновационных   технологий   в   образовательно­учебном   округе   по проблеме «Современные здоровьесберегающие технологии» В   настоящее   время   проблема   сохранения   здоровья   подростков   приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление   политики в области национальной   безопасности   Республики.   Современное   состояние   общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье, в связи, с чем растет число   подростков,   которым   необходима   специализированная   медицинская   и психологическая помощь, а также, щадящая здоровье, организация образовательного процесса. Данная ситуация обусловлена рядом социально­экономических факторов, которые в течение последних 3­х лет неблагоприятно влияют на условия жизни и развития   подростков.   В   связи   с   общими   тенденциями   ухудшения   здоровья подростков необходимо развитие мотивации к учебной деятельности в контексте формирования   здоровой   личности   подростка,   а  также   формирование   механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья подростков через освоение ими современных здоровьесберегающих технологий. Слайд 2 Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законами ДНР “Об образовании”,  "О   физической   культуре   и   спорте",  «Об   охране   труда»    именно здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья обучающихся в нашем лицее на сегодняшний день   стоит   очень   остро.   Медики   отмечают   тенденцию   к   увеличению   числаобучающихся,   имеющих   различные   функциональные   отклонения,   хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного   процесса:   возрастание   гиподинамии,   снижение   двигательной   активности обучающихся, – это предмет “Физическая культура”. Поэтому   перед   каждым   преподавателем   физической   культуры   возникают вопросы: ­Как организовать деятельность обучающегося на уроке, чтобы дать каждому обучающемуся оптимальную нагрузку с учётом современных здоровьесберегающих технологий? ­Как   сделать   привлекательным   урок   физической   культуры   для   всех обучающихся?  ­Как   достичь   на   уроке   оптимального   сочетания   оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? ­Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на обучающихся воздействие,   стимулируя   их   сознательное   саморазвитие,   самосовершенствование, самореализацию. Слайд 3 При решении этих вопросов возникают противоречия. С   одной   стороны   –  преподавателю   физической   культуры   в   процессе   своей деятельности   необходимо   учитывать   многофункциональность   урока,   с   другой   – повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к урокам  физической культуры.  Слайд 4 Поэтому   возникает   актуальная проблема,    как   эффективно   организовать учебный процесс без ущерба здоровью обучающихся? Ответить на него можно при условии   подхода   к   организации   обучения   с  позиции   трех   принципов   валеологии:сохранение, укрепление и формирование здоровья и при условии выявления причин это (1) и проблем которые они создают это (2). Здоровье обучающихся Причины Малоподвижный образ жизни Неправильная привычка Незнание средств, форм Недостаточная освещенность Перегрузка учебными  занятиями Накапливание отрицательных  эмоций Проблемы Заболевание опорно­ двигательного  аппарата Нарушение осанки Плоскостопие Снижение зрения Нервно­психические  расстройства  Слайд 5 Рассмотрев   причины   и   проблемы,   влияющие   на   здоровье   обучающихся становятся актуальным следующие: • Здоровье   студентов   относится   к   приоритетным   направлениям   в   сфере образования • Увеличение   числа   обучающихся,   имеющих   различные   функциональные отклонения в состоянии здоровья • Снижение двигательной активности обучающихся. Физическая   культура   может   компенсировать   отрицательные   явления.   Тесная связь   состояния   здоровья   и   физической   работоспособности   с   образом   жизни, объёмом   и   характером   повседневной   двигательной   активности   доказана многочисленными   исследованиями,   которые   свидетельствуют   о   том,   что «оптимальная   физическая   нагрузка   в   сочетании   с   рациональным   питанием   иобразом   жизни   является   наиболее   эффективной   в   предупреждении   многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни». Опираясь   на   данные   педагогического   мониторинга   обучающихся,   учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно­образовательного   процесса   включать   в   него, здоровьесберегающие образовательные технологии.   современные Слайд 6 И в связи с этим я ставлю перед собой цель Создание условий для формирования у обучающегося здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья обучающихся  в ходе образовательного процесса.  Слайд 7 В решении которой мне помогают следующие задачи: ­   применять   современные   здоровьесберегающие   технологии   на   уроках   и   во внеурочной деятельности; ­   привлекать   родителей   к   решению   вопросов   оздоровления   обучающихся лицея; ­ организовать активный спортивный досуг обучающихся; ­   формировать   у   обучающихся   чувства   ответственности   за   сохранение   и укрепление своего здоровья; ­ формировать представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; ­ использовать оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их   возрастных,   психологических   и   иных   особенностей,   развивать   потребности   в занятиях физической культурой и спортом; ­ организовать здоровьесберегающую среду в лицее.Слайд 8­14 Что касается предмета «Физическая культура» – он занимает особое место среди  общеобразовательных дисциплин. Поэтому я хочу, что бы мы еще раз вспомнили  существующие современные методики и технологии которые используются  сегодня в процессе обучения предмета «Физическая культура» давайте обратимся  к таблице: существуют…… Метод проектов в предметном обучении Информационно­ коммуникационные технологии. Личностно­ ориентированное обучение. Технология деятельностного метода. Современные здоровьесберегающие технологии. Технология уровневой дифференциации Игровые технологии Технология развития критического мышления Из   всех   перечисленных   технологий   и   методик   обратим   внимание   на современные здоровьсберегающие технологии. Цель современных здоровьесберегающих технологий ­ обеспечить студентам возможность   сохранения   здоровья   за   период   обучения,   сформировать   у   него необходимые   знания,   умения   и   навыки   по   здоровому   образу   жизни,   научить использовать   полученные   знания   в   повседневной   жизни.   Современные здоровьесберегающие технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по   степени   влияния   на   здоровье   обучающихся,   так   как   основаны   на   возрастных особенностях познавательной деятельности  обучающихся, оптимальном  сочетании двигательных   и   статических   нагрузок,  обучении   в  малых   группах,   использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.Слайд 15 Современные здоровьесберегающих технологий имеют следующие функции: Применение   элементов   современной   здоровьесберегающей   технологии состоит в том, что  урок обеспечивает обучающемуся и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. При планировании и написании плана макета  по физическому воспитанию я на ряду со всеми необходимыми компонентами закладываю пункт   планируемые результаты.Слайд 16 • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. • • • • • • • ­   Рост   уровня   физического   развития   и   физической   подготовленности обучающихся. ­   Повышение   мотивации   к   двигательной   деятельности,   здоровому   образу жизни.  ­ Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма. ­   Стабильность   показателей   физического   и   психического   здоровья обучающихся. ­ Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни. ­ Рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам. ­ Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей. При планировании и проведении урока я опираюсь на основные современные требования   к   уроку   физической   культуры   с   комплексом   современных здоровьесберегающих технологий: ­рациональная плотность урока; ­включение   в   занятие   вопросов,   связанных   со   здоровьем   обучающихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; ­оптимальное сочетание различных видов деятельности; ­выбор   методов   и   приёмов   обучения,   способствующих   активизации инициативы и творческого самовыражения обучающегося;­формирование   внешней   и   внутренней   мотивации   деятельности обучающегося; ­осуществление   индивидуального   подхода   к   обучающимся   с   учетом личностных возможностей; ­создание   благоприятного   психологического   климата,   ситуации   успеха   и эмоциональной разрядки; ­включение   в   урок   приемов   и   методов,   способствующих   самопознанию возможностей   своего   организма,   развитию   навыков   самооценки   уровня   своего физического развития; ­целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части. Ориентируясь   на   принципы   современного   здоровьесберегающего   урока, направленные на укрепление  физиологического  и психологического здоровья, я использую следующие педагогические методы и приёмы обучения это: ­повышение двигательной активности обучающихся, эмоциональный климат урока.  Этот   метод   помогает   обучающимся   освоить   следующие   способы самооздоровления:   а)   использование   положительных   установок   на   успех   в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"; б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Современная   здоровьесберегающая   технология   в   моей   деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров студентов; их учёт в учебно­воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности   обучающихся   и   семьи   в   целом;   создание   условий   для заинтересованного   отношения   к   учёбе.   Одним   из   главных   направлений современного здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Нормативны, тестирование, мониторинг дают мне исходную (и текущую) информацию, для разработки индивидуальных заданий. Суть которых – обучающийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Во время занятия я чередую различныевиды   учебной   деятельности;   использую   методы,   способствующие   активизации инициативы и творческого самовыражения моих студентов. И, конечно же, при выборе   форм,   содержания   и   методов   работы   я   учитываю   возраст,   пол обучающихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно­ гигиеническими   нормами   (освещение,   характеристика   воздуха,   температурный режим). Большую   помощь   в   методической   деятельности   оказывают   обучающиеся, отнесенные   по   состоянию   здоровья   к   специальной   медицинской   группе   и освобожденные   от   уроков.   Их   рефераты   и   презентации   помогают   донести принципы современного здоровьесохранения до обучающихся в доступной форме. Прекрасно   понимаем,   что   нельзя   насильно   заставить   всех   обучающихся   физической   культурой   и   своим   здоровьем,   для   этого   нужны заниматься   определенные стимулы, мотивы. Для создания условий   мотивации к занятиям физической культурой использую:      валеологическое просвещение  обучающихся и их родителей; нетрадиционные уроки; современные средства физической культуры; комбинирование  методов, приемов физического воспитания. внеклассные формы физического воспитания Проведение занятий на свежем воздухе, организация спортивных праздников, спортивно­массовых мероприятий, спортивных соревнований различного уровня, удачное комбинирование игровых и соревновательных уроков, ведение активной агитационной   работы по  пропаганде  занятий   физической  культурой и спортом, беседы о здоровом образе жизни – все это, комплексное использование методов и приемов     физического   воспитания,   поможет   решить   задачу   оздоровления обучающегося.Основным   направлением     является   профилактическая   работа   по пропаганде здорового образа жизни. Средства и методы работы определяются после   анализа   социологических   исследований,   анкетирования.   Результатом поисково­репродуктивного метода познания является практическая деятельность обучающихся,  которая имеет высокую  результативность. Работы  обучающихся имеют   практическую   направленность,   актуальность   и   направлены   на   решение злободневных задач и т.д. По   моему   мнению,     применение   современных   здоровьесберегающих технологий   в   учебном   процессе   позволяет   обучающихся   более   успешно адаптироваться   в   образовательном   и   социальном   пространстве,   раскрыть   свои творческие способности. В качестве инновационной формы занятий физической культуры решения   необходимо   выделить современных   здоровьесберегающих   технологий   соревновательно­игровый   метод.   Он   являются   одной   из   важнейших   форм подготовки,  органически   входят   в   процесс   физического   воспитания.  Различают следующие   их   виды:   собственно   спортивные,   нормативные,   подготовительные, контрольные и подводящие. Использование их в практике работы предусматривает не только выявление спортивных достижений, но и последовательное подведение обучающихся ко все более высоким результатам. Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, преподавателю физической культуры, предоставляется широкая   возможность   более   разнообразно   использовать   средства   и   методы, которые   позволяют   выполнять   большинство   физически   трудных   упражнений легко,   как   бы   играя   и   соревнуясь,   тем   самым   преодолевается   монотонность занятий,   присутствие   которой   делает   скучным   и   однообразным   процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях   я применяю  самый   эффективный   метод   в   физическом  воспитании   – соревновательно­игровой. Он многогранен и является проверенным средствомактивизации двигательной деятельности  на уроках физической культуры за счет подключения эмоций обучающихся.  Важным   достоинством  данного   метода   является   также   возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом и   в   неигровых   видах   физической   подготовки.   Применение   соревновательно­ игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться   более   высоких   показателей   в   физическом   развитии   и   подготовке обучающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.  Соревновательно­игровой   метод  исключает   принуждение   к   учению: обучение   идет   через   игру   и   соревнование.   Он   вызывает   у   студентов   радость, способствует   движению   вперед;   обеспечивает   постепенное   развитие   волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных   обучающихся   задание   даю   проще,   что   позволяет обучающемуся последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность студента на уроке). Этот метод ориентирован   на   обучение   без   принуждения,   что   я   считаю   немаловажным   в физическом   воспитании   обучающихся.   Его   характерная   особенность   – обязательное   присутствие   соревновательно­игровой   деятельности   двух противоборствующих   сторон,   что   требует   от   обучающихся   проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления обучающихся добиться   победы   при   соблюдении   оговоренных   правил   игры   или   соревнования. Порой обучающимся приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать   при   посторонних.   Этот   метод   помогает   обучающемуся   полностью раскрыться.  Слайд 17­18(фото) Теперь о том, как я это применяю на уроке.В   этом   мне   помогает   определенная   схема­модель   взаимосвязи   между преподавателем и обучающимся при совершенствовании соревновательно­игрового двигательного действия. Данную схему я использую как для каждой части урока, так и для урока в целом.  Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого­либо результата.  Современные   здоровьесберегающие   технологии   я   начинаю   применять   с вводно­подготовительной части, которая включает в себя: ­ начальную организацию обучающихся; ­ создание целевой установки; ­   обеспечение   благоприятного   психологического   и   эмоционального состояния; ­   общие   разогревания,   постепенное   втягивание   и   умеренная   активизация функций организма; ­   подготовка   организма   к   решению   специфических   задач   основной   части урока.   Во   время  построения  обучающихся,   даю   задание   на   перестроение   по времени (кто быстрее по отделениям).  Строевые   и   порядковые   упражнения  даю   на   технику   выполнения   по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).  Затем   я   создаю   эмоциональный   климат   урока  ситуации   успеха   и эмоциональной   разрядки,   формирую   внешнюю   и   внутреннюю   мотивацию деятельности обучающихся. Далее идут общеразвивающие упражнения. Обучающиеся соревнуются на выполнение   большего   количества   упражнений   за   определенный   промежуток времени.   Выполнение   происходит   по   команде   –   самостоятельно,   без   подсчета преподавателя. Обучающиеся считают сами. При выполнении любых комплексов обучающиеся   соревнуются   в   качестве   выполнения.   Затем   выполняют незначительное   количество   повторений,   идет   исправление   ошибок,   после   чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Для этого использую  следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных. Обучающиеся наглядно следят завыполнением упражнений друг друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений. Далее в подготовительной части урока обязательно даю упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует   соревновательный   метод.   Обучающиеся   соревнуются   в   технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво.   Предлагается:   кто   лучше   выполнит,   кто   быстро   найдет   ошибку, общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока обучающимся нужно будет проявить скоростные качества, даю задание такое: догнать, обогнать, кто   быстрее,   и   специальные   беговые,   прыжковые   упражнения   на   технику выполнения.   При   выполнении   данных   заданий   происходит  осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом личностных возможностей, что является одним из пунктов современных здоровьесберегающих технологий В основная части урока делаю акцент на: ­  развитие   опорно­двигательного   аппарата,   совершенствование функциональных возможностей организма; ­ обучение технике упражнений; ­ формирование специальных знаний; ­ развитие основных и специальных знаний; ­ развитие основных и специальных двигательных качеств; ­ воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.  В процесс решений главной задачи – обучение какому­либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения   любого   упражнения   и   правильный   показ.   Преподаватель   может опираться на хорошо подготовленного обучающегося, который может правильно осуществить   показ   упражнения   после   методически   правильного   объяснения преподавателя.   Я   стараюсь   так   преподнести   задание   обучающемуся,   чтобы   Затем   идет   распределение произошло   правильное   его   осмысление. последовательности обучающегося, освоившего упражнение в совершенстве.На   данном   этапе   урока   использую   всевозможные   приемы   и   методы, способствующие   самопознанию   возможностей   организма,   развитию   навыков самооценки уровня  физической подготовки. В заключительной части делаю упор на: ­ снижение физического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц; ­ регулирование эмоционального состояния; ­ подведение итогов. По   окончанию   урока   провожу   в   обязательном   порядке   целенаправленную рефлексию,   которая   является   частью   современных   здоровьесберегающих технологий. Слайд 19 Для анализа своей деятельности я провожу ежегодный мониторинг  состояния физической подготовленности обучающихся с целью: 1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья  обучающихся. 2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по  совершенствованию физической подготовленности обучающихся. 3. Проанализировать результативность работы по физическому  воспитанию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся в лицее. Слайд 20 Данный мониторинг провожу по такой схеме:Слайд 21 К   общепринятым   контрольным   нормативам   добавляю   тесты.   Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила,   скорость,   координационные   способности.   По   данным   тестирования выделяются   группы   обучающихся,   нуждающиеся   в   корректировке,   после   чего составляю таблицу и графики по проделанной работе и на их основании провожу коррекционную   работу.   Для   этого   разрабатываю   комплексы   упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств. Результаты тестирования каждой группы заношу в таблицу и вывешиваю на доску. Таким образом, многие обучающиеся стараются видя свои результаты и одногрупников,  улучшать свои результаты, а мне остается только подсказать, как это сделать. Слайд 22 Анализируя   результаты   своей   работы,   я   отмечаю,   что внедрение   системы работы по современным здоровьесберегающим  технологиям позволило: 1.Повысить успеваемость по предмету. 2.Повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся. 3.Повысить   интерес   обучающихся   к   занятиям   физической   культурой   и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни. 4.Повысить динамику состояния здоровья обучающихсяСовременные   здоровьесберегающие   технологии,   должны,   несомненно, использоваться   в   процессе   оздоровления   обучающихся   лицея   на   всех   уроках, общеобразовательных   дисциплин   и   непосредственно   на   уроках   физической культуры которые имеют большие возможности их реализации. Современные здоровьесберегающие технологии и соревновательно – игровой метод     позволяют   научить   обучающихся   умению   адаптироваться   в   обществе, раскрыться   как   творческая   личность   и   быть   достойным   гражданином   своей республики после завершения обучения в нашем лицее.  Слайд 23 Вывод Использование современных здоровьесберегающих технологий ив сочетании с   инновационным   совревновательно­игровым   методом   в   учебном   процессе позволяет   обучающимся   более   успешно   адаптироваться   в   образовательном   и социальном   пространстве,   а преподавателю   эффективно   проводить   профилактику   асоциального   поведения, активнее   приобщать   родителей   обучающихся   к   работе   по   укреплению   и сохранению здоровья обучающегося.   раскрыть   свои   творческие   способности, Современные здоровьесберегающие технологии так же как и инновационные методы  должны,   несомненно   использоваться   в   процессе   оздоровления обучающегося.