"Современный анализ учебного занятия"
Оценка 4.8

"Современный анализ учебного занятия"

Оценка 4.8
doc
01.04.2024
"Современный анализ учебного занятия"
Современный анализ учебного занятия.doc

                                                    

Муниципальное  учреждение дополнительного образования

"Детско-юношеский центр «Максимум"

г. Магнитогорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный анализ учебного занятия

в системе дополнительного образования

 

Методические рекомендации

 

 

              Составитель:

                                                  методист

высшей квалификационной категории

                                                               Давлетбаева Гульнара Бухарбаевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магнитогорск, 2024

 

                                                        “Именно на конкретном учебном занятии

                                              видны проблемы педагога, в анализе

                                       мы должны их увидеть, понять

                                        психолого-педагогическую основу

                                                               проблемы, дать ее дидактическое обеспечение

                                                 и выйти на технологическое  решение”

Профессор пед. наук Н.М. Зверева

 

 

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа и оценки учебного занятия. Посещение и анализ учебного занятия для директора, его заместителя и заведующего отделом — основной источник знаний о качестве образования в учреждении, возможностях педагога.

Максимально раскрыть творческий потенциал каждого педагога, быть его помощником  в становлении  педагогического мастерства – одна из главных задач и обязанностей административного аппарата образовательного учреждения. Учебное занятие является основной формой организации образовательного процесса, только на занятии можно определить роль и место педагога в учебном процессе,  увидеть его профессиональный рост и развитие. Оценка профессионального мастерства педагога позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать педагогу помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Говоря об учебных занятиях, Ю.А. Конаржевский отмечает, что только на занятии руководители образовательных учреждений, заместители и заведующие могут составить себе представление о том:

- каковы отношения педагога с обучаемым;

- глубоко или поверхностно он знает свой предмет;

- как он мотивирует познавательную деятельность своих воспитанников;

- кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;

- обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;

- умеет ли он использовать процесс освоения детьми знаний по предмету для их развития и воспитания.

Таким образом, педагогический анализ  – процесс, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления учебного занятия, процесс осознания и самопознания, формирующий у педагога аналитические способности, развивающий интерес и определяющий необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:

• комплексный (полный) — предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия; содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного;

• аспектный — отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;

• краткий — проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).

Цели анализа учебного занятия:

• контроль за качеством преподавания и качеством знаний, умений и навыков  обучающихся;

• контроль за состоянием образовательного процесса;

• инструктирование педагога;

• помощь в овладении педагогическим мастерством;

• выявление причин удач или неудач педагога и оказание ему помощи.

Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.
          Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:
• тему занятия и план ее изложения;
• цели и задачи занятия;
• задания, карточки, вопросы и т.п.;
• задания для самостоятельной работы, закрепления знаний
и умений.

 Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
• изучение нового материала;
• применение знаний на практике, формирование практических умений;
• контроль знаний.
          В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:
• изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение,
демонстрация и др.);
• закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные, лабораторные работы и др.); самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
          К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия:

Результативность

 

• экономное расходование времени занятия;
• объем, прочность знаний и умений;
• положительный уровень межличностных отношений;
• вклад в формирование личностных качеств
обучаемого.

 

Структура занятия

 

• совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание поиску оптимальных содержания и методов обучения таким, как:
• комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;
• выделение в содержании занятия главного;
определение последовательности и оптимальное распределение времени;
дифференцированный и индивидуальный подход;
• создание необходимых материально-технических условий.

 

Активизация познавательной деятельности детей

 

такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.)

 

Самостоятельность и творчество

 

• создание условий для самостоятельной работы;
• обучение приемам самостоятельной работы;
• обучение самостоятельному применению знаний и умений

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами учебных занятий и анализировать их применительно к различным целям. Учебное занятие анализируется с позиций деятельности педагога и обучаемых, отдельных дифференцированных групп воспитанников (обучаемые  с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и других позиций. Педагог и руководящий работник, посещающий учебное занятие, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждого образовательного учреждения должен быть набор различных схем анализа учебных занятий.

 

Мы предлагаем ряд схем анализа учебных занятий используемых в нашем учреждении:

 

·        Анализ учебного занятия с физиолого-гигиенических позиций (Приложение №1)

Не так часто учебное занятие анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня ребенка является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. Анализ занятий с физиолого-гигиенических позиций необходим, поскольку сегодня из образовательных учреждений выходят лишь 11 % здоровых детей.

 

·        Анализ урока по педагогическому общению (Приложение №2)

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с обучаемыми в  педагогическом процессе, это один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка, поэтому лишь в условиях эффективного педагогического общения возможно качество обучения. С помощью анализа учебного занятия по педагогическому общению возможно определение стиля педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-попустительский); схема учебного взаимодействия в группе и особенности сотрудничества воспитанников (диады, триады, лидерство и др.).

 

·        Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия

(Приложение №3)

              В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: обучаемые осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.

  Анализ личностно-ориентировочного учебного занятия помогает оценивать усилия педагога в реализации целей и ценностей этого занятия с позиции его основных составляющих:

• использование субъектного опыта обучаемых;

•применение педагогом на учебном занятии специально разработанного   дидактического материала;

• характер педагогического общения на занятии;

• активизация способов учебной работы;

• проявление гибкости педагога в организации и проведении

занятия.

      

 Лист наблюдения и оценки учебного занятия (Приложение №4)

      Предложенный лист наблюдения и оценки учебного занятия очень удобен для анализа учебного занятия в системе дополнительного образования, он дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом учебного занятия.

С помощью наблюдения мы отвечаем на вопросы индивидуализированного подхода к обучению:

• Каков уровень готовности детей к содержанию и методам обучения?

• Каковы их интересы и что их особенно волнует сейчас?

• С какими материалами они могут работать более эффективно?

• Каков индивидуальный способ познавательной деятельности у каждого ребёнка?  и др.

       Анализ интегрированного учебного занятия    (Приложение № 5)

            Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. В условиях дополнительного образования при реализации комплексных образовательных программ широко практикуется использование интегрированных учебных занятий, которые дают детям  достаточно яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

           Анализ интегрированных занятий помогает выявить мотивацию учения, степень сформированности познавательного интереса обучаемых, уровень (стадию) интеграции содержания в курсе или занятии, формирование у воспитанников целостного взгляда на предмет, результаты деятельности обучаемых на интегрированном учебном занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Анализ учебного занятия с физиолого-гигиенических позиций

 

1. Краткая общая характеристика учебного занятия.

 

2. Требования, предъявляемые при данном плане учебного занятия к деятельности обучаемых, их обоснованность с точки зрения требований психо - и физиогигиены. Возможности мобилизации воспитанников данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности учебного занятия и их переход в состояние установки.

Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.

 

3. Характеристика группы. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушением здоровья, учёт этих рекомендаций.

 

4. Учёт возрастных особенностей обучающихся.

 

5. Развитость самоконтроля воспитанников за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.

 

6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного учебного кабинета.

 

   7. Соблюдение психогигиенических требований при определении места учебного занятия в расписании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Анализ урока по педагогическому общению

 

1. Краткая общая характеристика учебного занятия: цели, задачи, этапы занятия, средства, методические приёмы и формы обучения на занятии.

 

2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог, в центре – обучающиеся как индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы педагога.

 

3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения:

- монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то;

- соотношение проблемности и информированности; обращённость, чёткость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение;

- различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).

 

4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

 

5. Культура речи обучаемых и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность детей и её выражение в их речи.

 

6. Культура речи педагога дополнительного образования. Педагог как доброжелательный речевой партнёр. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении педагога.

 

7. Сравнительный хронометраж речи обучаемого  и педагога и его обоснование.

 

8. Внешняя комфортность общения педагога и обучаемого на учебном занятии (как обучаемые сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия

 

1. Обучающимся предоставляется возможность по ходу занятия внести изменения в планирование работы на учебном занятии:

• Да;

• Нет;

• Частично.

 

 2. Задания предлагаются обучаемым на выбор:

• по содержанию;

• по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.

 

3. Характер заданий, предлагаемых обучающимся:

• Репродуктивный;

• Частично-поисковый;

• Исследовательский;

• Творческий.

 

4. На занятии используются формы общения:

• Монолог;

• Диалог;

• Полилог.

 

5. При введении нового понятия педагог предлагает обучаемым дать свои версии его содержания:

• Да;

• Нет;

• Частично.

 

6. При изучении новой темы педагог опирается на субъективный опыт обучаемых, обобщает его, систематизирует, научно обосновывает.

 

7. Обсуждение с обучаемыми итогов занятия: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.

 

8. Обсуждение наиболее рациональных способов работы.

 

9. Беседа строится на уважительном отношении к мнению обучаемых.

 

10. На занятии применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности: • Фронтальные; • Парные; • Групповые;

• Индивидуальные.

Приложение № 4

 

Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Творческое объединение, группа_________________________________

ФИО педагога _________________________________________________

Цель посещения________________________________________________

Программа наблюдения

Оценка
в баллах

Сообщение темы, постановка целей и порядка организации учебной деятельности.

 

Дифференциация форм и методов обучения, выбранных педагогом.

 

Дифференциация содержания учебного материала
(по объему и степени сложности).

 

Применение педагогом на занятии специально разработанного дидактического материала.

 

Применение заданий, позволяющих обучаемому самому выбирать вид и форму материала, способ решения поставленной задачи.

 

Использование субъектного опыта обучаемых.

 

Использование проблемных творческих заданий.

 

Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе занятия.

 

Демократичный характер педагогического общения.

 

Использование различных видов индивидуального стимулирования учебной деятельности (вербальное и невербальное поощрение, замечания, установка на положительный результат, акцентирование внимания, подсказка и т.д.)

 

Проявление педагогом гибкости в ходе проведения занятия.

 

Подведение итогов учебного занятия с направленностью на выявление затруднений, выявление уровня понимания нового материала.

 

Индивидуальная оценка с учетом конечного результата, путей его достижения, самостоятельности, оригинальности.

 

 

0 – не выражен критерий

1 – выражен слабо

2 – выражен  на отдельных этапах урока

3 – выражен ярко, используется педагогом осознанно и целенаправленно

Общий балл_______________________________________________________

Выводы и предложения_____________________________________________

Эксперт___________________________________________________________

Педагог___________________________________________________________

 

 

Приложение № 5

 

Анализ интегрированного занятия

 

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

 

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?

 

3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла ( блока) периодически повторяемых учебных занятий; создании единичных интегративных занятий?

 

4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или занятии: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?

 

5.Тема интегративного учебного занятия, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет?

 

6.Деятельность педагога и обучаемых по подготовке к интегративному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки педагога и обучающихся?

 

7.Формы проведения интегративного учебного занятия, виды деятельности. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

 

8. Результаты деятельности обучаемых на интегрированном учебном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

Условия эффективности учебного занятия

 

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий:

– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

– наличие благоприятной психологической атмосферы;

– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче — воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.

Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и позволит ответить на следующие вопросы:

1. Какие цели (новые знания, умения, навыки) должны быть достигнуты при изучении данной темы?

2. Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?

3. Какую роль играет данная тема в учебном курсе?

4. Какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы?

5. Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны? Постоянный перевод  воспитанника из зоны его настоящего в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 2021.

 

2.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2019.

 

3. Ершова А. П., Букатов В.М. Режиссура учебного занятия, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2018.

 

4.Загрязнинский В.И.  Теория обучения. - М., 2021

 

5. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. -  М.: АРКТИ, 2018.

 

6. Крившенка Л.И. Педагогика. - М., 2020.

 

7.Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М., 2022.

 

8. Поташник М.М. Руководство учебным процессом. - М, 2022.


Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр «Максимум" г

Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр «Максимум" г

Именно на конкретном учебном занятии видны проблемы педагога, в анализе мы должны их увидеть, понять психолого-педагогическую основу проблемы, дать ее дидактическое обеспечение и выйти на…

Именно на конкретном учебном занятии видны проблемы педагога, в анализе мы должны их увидеть, понять психолого-педагогическую основу проблемы, дать ее дидактическое обеспечение и выйти на…

Таким образом, педагогический анализ – процесс, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления учебного занятия, процесс осознания и самопознания, формирующий у педагога аналитические способности, развивающий…

Таким образом, педагогический анализ – процесс, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления учебного занятия, процесс осознания и самопознания, формирующий у педагога аналитические способности, развивающий…

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать: • тему занятия и план ее изложения; • цели и…

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать: • тему занятия и план ее изложения; • цели и…

Структура занятия • совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность

Структура занятия • совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность

Анализ учебного занятия с физиолого-гигиенических позиций (Приложение №1)

Анализ учебного занятия с физиолого-гигиенических позиций (Приложение №1)

Лист наблюдения и оценки учебного занятия (Приложение №4)

Лист наблюдения и оценки учебного занятия (Приложение №4)

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 Анализ учебного занятия с физиолого-гигиенических позиций 1

Приложение №1 Анализ учебного занятия с физиолого-гигиенических позиций 1

Приложение №2 Анализ урока по педагогическому общению 1

Приложение №2 Анализ урока по педагогическому общению 1

Приложение № 3 Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия 1

Приложение № 3 Схема анализа личностно-ориентировочного учебного занятия 1

Приложение № 4 Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Приложение № 4 Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Приложение № 5 Анализ интегрированного занятия 1

Приложение № 5 Анализ интегрированного занятия 1

Приложение №6 Условия эффективности учебного занятия

Приложение №6 Условия эффективности учебного занятия

Список литературы 1.Березовин

Список литературы 1.Березовин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024