Доклад
"Современный классный руководитель в СПО: анализ работы с группой Пр 90 за 2022-2024 уч.год)
Классный руководитель Пр 90:
Кочеткова Л.В.
Сасово, 2025
Особенности организации работы классного руководителя в группах СПО
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания. В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия
«воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник в СПО. Он организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии студентов, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нём студентов. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного руководителя об участии студента в различных видах деятельности, его отношениях в группе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих студентов, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего колледжа, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжа. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своей группы. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного студента, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного
труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.
В современной системе образования с учетом, изменения и внедрения новых образовательных технологий, роль классного руководителя, является основой для создания в группе условий нормального воспитания и развития личности каждого студента. И несмотря на то, что воспитательные функции в образовательном учреждении должны выполнять все педагогические работники, всё же основная роль в обеспечении целенаправленного воспитательного процесса принадлежит классному руководителю.
В условиях современной цивилизации классный руководитель является примером интересной личности, владеющей знаниями, умениями в разных областях науки и культуры, как говорит молодёжь «идти в ногу со временем». Ему необходимо увлекаться не только театром, но и современным искусством, живописью, граффити, направлением в литературе и музыке, следить за тенденцией моды, владеть информацией из сети Интернет и быть просто «своим» человеком. Я считаю, что все вышеперечисленные навыки и умения нашли свое отражение в результатах деятельности меня, как классного руководителя за в группе Пр 90 за 2022-2024 уч год, это:
«Алло, мы ищем таланты» (2 место среди групп первого курса);
поисково-краеведческая викторина «Мы эжтим именем горды», посвященной памяти полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова « (1 место среди студентов первого курса»
: участие в акции, посвященной VII Всероссийского теста на знание Конституции РФ (выданы сертификаты 9 человек и классный руководитель);
Участие во всероссийском юридическом диктанте (выданы сертификаты 11 человек+ классный руководитель);
Конкурс плакатов «Новый год и Рождество» - 3 плаката (Мовлаева А., Симагина А.) (1 и 2 место)
Внеклассное мероприятие «Психология в моей жизни»;
Воспитательный час «Туберкулез: причины, последствия» с приглашением педагога-психолога;
Посещение выставки технического творчества в рамках декады знаний ЦК Специальных дисциплин;
Конкурс стенгазет «Твой подвиг вечен, солдат» (диплом победителя Мовлаева А.)
посещение концерта, посвященного Международному женскому дню;
Воспитательный час «ЗОЖ»
Организация дежурства группы по гардеробной;
Контроль за проведением забора биоматериала на выявление запрещенных веществ
Воспитательный час «20 актов о Гагарине»;
Уборка территории колледжа;
Воспитательный час «Методы борьбы со стрессом» при участии студента 3го курса гр. Пр 71-3 Лапшина С.
Воспитательный час «Несколько строк о войне»;
Воспитательный час «Токсикомания – что это такое»
: 04.10.23. Всероссийская акция «Цифровой диктант» +11 человек гр. Пр 90-2;
11.10.23 Всероссийский кл.час по искусственному интеллекту:
Искусственный интеллект и нейротворчество», СПО,Пр 90-2, 15 чел.;
Инструменты на основе искусственного интеллекта для презентации проектов, СПО, Пр 90-2, 15 чел.;
Сертификат за проведение кл.часа «RuCode. Искусственный интеллект»;
25.10.23 Сетевая викторина «Братских народов союз вековой», Пр 90-2, 20 баллов из 20.
14.11.23 Сертификат участника «Социологический диктант», ВЦИОМ;
26.11.23 Диплом 1 Всероссийского нучно-технологического диктанта в рамках международного форума технологического развития «Технопром 2023» 76 баллов из 100, программный комитет МФТР «Технопром»;
29.11.2023 Свидетельство о публикации в СМИ МП 2885028 на тему: «Выступление на МО кл.рук на тему: «Особенности организаии кл.рук. в группах СПО», Знанио, свидетельство СМИ: ЭП №ФС77-77478, Лицензия №5257 от 11.12.17 на образовательную деятельность.
01.12.23 «Правовой диктант», Пр 90-2, 13 человек;
01.12.23 Сертификат «Тест по истории ВОВ», 38 баллов;
Военно-спортивное соревнование «Будем Родине служить», 4 место (118 б.);
Конкурс «Новогодняя игрушка», «Ангел» (Левочкина А.);
Диплом, 2 место в конкурсе видеороликов «Вместе против коррупции» (Низкин М., Астанов А.);
Акция «Письмо солдату», 13 чел.;
Акция #эстафетанашихгероев (Страницы в ВК Низкин М., Левочкина А., Астахова Я);
Благодарность за участие в акции помощи бездомным животным г. Сасово студентам гр.Пр 90-2 и кл.рук Кочетковой Л.В.
(статья в группе колледжа и Благодарность на бумажном носителе);
Акция «Подарок другу» (для детей сирот и детей инвалидов).
Тетради, альбомы, канц товары, мягкие игрушки, сладости. (Евстропова К., Симагина А., Хачатрян А.).
посещение концерта, посвященного Дню студентов;
Воспитательный час «Холокост».
Внеклассное мероприятие «Конфликты в моей жизни»;
Посещение выставки технического творчества в рамках декады знаний ЦК Специальных дисциплин;
Конкурс стенгазет, посвященных участникам СВО (участие)
Молодецкие забавы 2024, 3 место
Акция-конк3рс «Окопная свеча» (1 место);
Акция «С теплом из дома» (гуманитарная помощь участникам СВО – продукты питания, средства гигиены (Низкин М., Астахов М., Астахова Я., Левочкина А., Вереялова М, Кл.рук. Кочеткова Л.В.),
посещение концерта, посвященного Международному женскому дню;
Всероссийская акция #ОкнаПамяти #МыВместе;
Всероссийская акция памяти «Цветок надежды» #КрокусПамяти #МыВместе
Организация дежурства группы по гардеробной;
Посещение краеведческого музея;
Уборка территории колледжа;
День здоровья (2 место среди девушек, 5 место в общем зачете из 13 групп);
Воспитательный час «Несколько строк о войне»;
Победитель Всероссийского конкурса аудио и видеоподкастов «Расскажи о России: герои нашего времени», номинация в формате аудиоподкаста «О сколько нам открытий чудных…» «Учитель с душой: жизнь и труды Аполлона Григорьевича Кузьмина», Левочкина А. (рук. Кочеткова Л.В.) – Пр №1-28/05 – 2024;
Всероссийский конкурс творческих работ «Памяти героев верны». Эссе на тему: «Я в сердце бережно храню», Левочкина А, рук. Кочеткова Л.В. (итоги будут подведены в ноябре 2024).
16.09.24. - Всероссийская акция «Диктант здоровья» (гр.Пр 90-3 10 чел+кл.рук), сертификаты
Октябрь – Всероссийская просветительская акция «Военно-патриотический диктант 2024 (гр. Пр 90-3 10 чел.+Кл.рук), сертификаты
25.10.24 – Всероссийский цифровой диктант (гр.Пр 90-3 10 чел+кл.рук)
05.11.24 – Всероссийский этнодиктант (гр.Пр 90-3 10 чел+кл.рук), сертификаты
06.11.24 – Участие в исследовании практики реализации цикла занятий РОВ (гр.Пр 90-3 10 чел+10 родителей +кл.рук)
25.11.24, - Самоисследование в области профилактики распостранения ВИЧ-инфекции, ФБУ «центр защиты прав и интересов детей» (гр.Пр 90-3 5 чел+кл.рук), сертификаты
03.12.24 – Всероссийский правовой (юридический) диктант (гр.Пр 90-3 10 чел+кл.рук), сертификаты
12.12.24 - Всероссийский тест на знание конституции РФ (гр.Пр 90-3 10 чел+кл.рук), сертификаты
Сентябрь 2024, Всероссийский конкурс «Истории в кругу семьи», эссе на тему: «Я горжусь и беру пример», Лавочкина А., сертификат участника, ФБУ «Росдетцентр»,
02.12.24 - Онлайн викторина «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», МКУК «Болотинская ЦБС (Кл.рук)
Декабрь2024 - Акция «Дарим заботу» бездомным животным (10 чел., гр. Пр 90-3, кл.рук), Благодарность студентам и классному руководителю
Ноябрь 2024 – видеоролик к Дню матери, поздравление (10 чел. из группы)
Ноябрь 2024 – флешмоб ко Дню отца, #Я как папа (5 чел. из группы),
Ноябрь2024 – Росдетцентр, , #МамыРоссии (10 чел из группы),
Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своей группы и свои собственные. Не маловажным качеством студенты считают «чувство юмора», умение разрешить конфликтную ситуацию, оказать педагогическую поддержку. Большая роль в формировании личностных качеств, необходимых выпускнику колледжа, отводится воспитательной работе. Для более эффективного решения воспитательных задач создается система классного руководства, где первостепенным фактором для формирования и развития полноценно- развитой личности, являются, принятие каждого подростка, уважение его как личности. В моей работе я придерживаюсь основных функций:
- своевременно информирую студентов об итогах успеваемости, внеклассных мероприятиях, экскурсиях, культурно – массовых мероприятиях и т.д.;
- контролирую успеваемость и посещение занятий студентами группы;
- осуществляю академическое кураторство - выявление учебных и научных интересов студентов, привлечение студентов к самостоятельной учебной и исследовательской работе;
- содействую в разрешении конфликтных ситуаций студентов (в группе, с преподавателями, с администрацией);
- способствую социальной адаптации студентов (выявление социальных проблем студентов, вовлечение в студенческую жизнь);
- поддерживаю контакты с родителями или родственниками студентов по мере необходимости (проблемы успеваемости, дисциплины).
Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с преподавателями и студентами, умело организует совместную деятельность в техникуме и вне его, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей студентов. Он исследователь и организатор, общественник, увлечённый спортом, техникой или искусством. Всё богатство своей души он с готовностью дарит студентам. Для получения объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах студента классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает студента в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения: изучает студента целостно, во всех его проявлениях: изучая, воспитывает – воспитывая, изучает. Для выявления взглядов, убеждений и идеалов студентов большое значение имеют их ответы, высказывания на уроках, а также классных часах, диспутах.
Только классный руководитель в полном объёме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие его мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель – это, действительно, звучит гордо! Я хочу сказать, что студенческие годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших преподавателей. В памяти всплывают увлекательные экскурсии и походы, вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие студенты и после окончания техникума не порывают связи со своими любимыми классными руководителями.
Список используемой литературы:
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- 3- е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
2. Савва, Л.И. Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие [Текст]/Л.И. Савва, Сайгушев Н.Я., О.А. Веденеева. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. – 129с.
3. Формы воспитательной работы классного руководителя [Текст] / Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.
4. Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]
/М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ, 2007
5. Ястребова, А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя [Текст]// Классный руководитель. -2001.- №6.
6. http://nsportal.ru/
7. http://festival.1september.ru/
8. http://www.menobr.ru/
9. https://www.gelschool3.ru/public/13.doc
10. http://www.art-gzhel.ru/download/932f5d7fug2jz2f.do
11. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.