«Современный подход к профессиональному обучению,
взаимодействие: мастер – ученик»
Задачи подготовки всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых людей, владеющих профессиональным мастерством, реализуются, прежде всего, в процессе обучения.
Как известно, производственное обучение включает в себя деятельность мастера (инструктирование) и деятельность учащихся (учение). Деятельность мастера и деятельность учащихся взаимосвязаны, но для обучающей деятельности мастера и учебного труда, учащихся характерны известные различия. При групповой форме организации производственного обучения (а такая форма преобладает) мастер, как правило, работает одновременно со всеми учащимися. Усвоение же учащимися инструктивных указаний мастера, формирование знаний, умений и навыков, качеств личности, мировоззрения происходит у каждого учащегося индивидуально, в зависимости от его умственного и физического развития, предварительной подготовки, интереса к учению, волевых качеств и других особенностей. Все это требует от мастера применения таких способов обучающей деятельности, которые максимально учитывали бы индивидуальные особенности и различия каждого учащегося, т. е. создания таких условий учебного процесса, когда требования к деятельности каждого учащегося на уроке соответствуют его возможностям.
Рассмотрим некоторые общие положения, характеризующие индивидуальное обучение, как одно из важных направлений совершенствования процесса обучения.
Индивидуализация обучения подразумевает такую организацию учебного процесса, когда выполнение каждой новой задачи требует от учащихся самостоятельного труда и напряжения мысли. При этом предполагается, что все учащиеся с учетом возрастных и индивидуальных различий вовлекаются в учебный труд и самостоятельно добиваются выполнения поставленных задач, работают в полную меру своих возможностей.
Для достижения этого каждый учащийся должен получать посильное задание, выполнение которого требует известного напряжения, так как только в напряженном труде развиваются необходимые качества личности.
Индивидуализация обучения - эффективное средство предупреждения неуспеваемости. Как показывает опыт, причиной неуспеваемости зачастую является то, что не все учащиеся понимают главные, узловые вопросы, закономерности, причинно - следственные связи, составляющие сущность изучаемого материала. Незамеченное вовремя, сначала небольшое отставание постепенно углубляется, к нему прибавляются новые пробелы. Так постепенно учащийся становится неуспевающим.
В связи с этим следует учитывать, что важнейшим требованием взаимоотношений учитель – ученик, является обеспечение обязательного усвоения основных узловых ведущих вопросов урока всеми учащимися. Учитывая это, мастер должен особое внимание уделять слабоуспевающим учащимся. Работая со всей группой, он постоянно поддерживает их инициативу, создает положительное общественное мнение о них, вселяет в них надежду на улучшение успеваемости.
Индивидуализация обучения предполагает такую организацию учебного процесса, когда мастер добивается высокого уровня учебной (мыслительной, познавательной, трудовой) деятельности каждого учащегося, когда все учащиеся группы работают в полную меру своих возможностей. Однако, подчеркивая необходимость высокого уровня активности учебной деятельности каждого учащегося, мастер всегда должен помнить слова В.А. Сухомлинского, который утверждал, что нет "абстрактного" ученика, "ученика вообще". Каждый ученик имеет свои сильные и слабые стороны. которые проявляются в разных видах деятельности по-разному. Поэтому необходимо хорошо знать каждого учащегося, постоянно повышать уровень "слабых" до уровня "средних", "средних" – до уровня "сильных", развивать способности и интересы "сильных".
Знания индивидуальных особенностей каждого учащегося мастер должен приобретать с первых дней занятий с учебной группой, изучать документы учащихся, наблюдая за первыми шагами своих воспитанников, за их взаимоотношениями с товарищами. Полезно для этого в первые же дни учебы организовать встречу с родителями учащихся. В дальнейшем, работая с учащимися в учебных мастерских и на производстве, а также во время теоретических занятий, мастер целенаправленно изучает находящиеся в постоянном изменении и развитии индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Многие мастера ведут дневники педагогических наблюдений, в которых отмечают наиболее характерные качества личности своих воспитанников, показатели их профессионального и социального созревания. Фиксирование и анализ таких наблюдений позволяют повышать уровень индивидуализации учебного процесса.
Для изучения индивидуальных особенностей учащихся полезно периодически проводить так называемые педагогические консилиумы, на которых мастер группы и преподаватели спец. предметов обмениваются мнениями об успеваемости учащихся по заранее составленной программе. Опыт показывает, что время, затрачиваемое на организацию таких совещаний, затем окупается, так как коллективно значительно легче найти наиболее удачный подход к каждому учащемуся и к группе в целом.
Обучение учащихся в учебных мастерских является начальным этапом их профессиональной подготовки. Здесь закладываются основы их будущего профессионального мастерства в ходе изучения основных приемов и операций, составляющих содержание профессии, и закрепление их в процессе выполнения учебно - производственных работ комплексного характера. В этот период обучения, особенно на первых его этапах (изучение приемов и операций), все, с чем сталкиваются учащиеся, является для них новым и сложным. Для мастера производственного обучения - специалиста высокой квалификации - эти элементарные приемы и операции не представляют трудности, и, выполняя их, он порой даже не обращает внимания учащихся на правила их выполнения. Мастер владеет прочными и устойчивыми навыками работы, у учащихся эти навыки только начинают формироваться. Вот поэтому иногда молодые неопытные мастера не понимают тех трудностей, которые испытывают учащиеся при освоении профессии, и не обращают внимания на те ошибки, которые допускают учащиеся. Некоторые мастера считают, что позже, при выполнении работ комплексного характера, учащийся доучится.
Ослабление внимания мастера к учащемуся в период освоения первоначальных приемов и операций особенно опасно. Учащиеся, не усвоив приемов правильного их выполнения и не получив своевременных указаний мастера, начинают изобретать собственные приемы, закрепляя неверные навыки. Часто учащиеся, не надевают наперсток при выполнении ручных работ. Они считают, что так легче и быстрее. Эти неправильные приемы могут закрепиться и перейти в навыки. Известно, что переучивать гораздо сложнее, чем научить. Вот почему индивидуальный подход мастера к каждому учащемуся уже в ходе обучения в учебных мастерских имеет исключительное значение.
Упражнения учащихся и текущее инструктирование. На этом этапе обучения каждый учащийся, как правило, работает над выполнением полученного задания. Инструктируя учащихся, мастер находится с каждым из них в отношениях, соответствующих идеальной модели обучения: обучающий - обучаемый. Это та самая модель обучения, которая обеспечивает наибольший эффект. Мастер, находясь в непосредственном контакте с каждым учащимся, может видеть, как выполняются его указания, данные в ходе вводного инструктажа. Во время целевых обходов рабочих мест учащихся мастер получает в качестве обратной связи многочисленную и разностороннюю информацию о ходе учебно-воспитательного процесса, необходимую ему для правильного управления им.
Из наиболее характерных способов индивидуализации учебного процесса на этом этапе производственного обучения можно выделить акцентирование внимания учащихся в процессе упражнений на первичном закреплении сложных и трудных приемов и способов выполнения операций или учебно - производственных работ, а также приемов, которые недостаточно прочно были усвоены ими во время вводного инструктирования. Особое внимание должно быть уделено слабым учащимся, а количество упражнений для них увеличено.
В практике производственного обучения часто отдельные учащиеся, наблюдая показ мастером приемов работы, не могут мысленно поставить себя на его место и четко уяснить себе положение корпуса, ног, рук, структуру движений и другие элементы упражнений, а затем точно воспроизвести показанные мастером приемы. В этих случаях целесообразно повторить показ приемов на рабочем месте учащегося, применяя метод кондуктирования движений, когда мастер берет руки учащегося в свои и вместе с ним выполняет трудовые движения до тех пор, пока не почувствует, что учащийся понял суть движений и может их выполнять, самостоятельно.
Один из методических приемов оказания помощи учащимся на стадии первичного закрепления новых трудовых приемов - выполнение упражнений в облегченных условиях. Многие мастера перед отработкой правильного выполнения сложных движений практикуют применение поэлементных упражнений, т. е. расчленение приема на отдельные элементы.
Все перечисленные приемы позволяют мастерам своевременно предупреждать отставание отдельных учащихся, обеспечить планомерное и эффективное обучение всей группы.
В процессе упражнений учащихся и индивидуального текущего инструктирования их мастером создаются наиболее благоприятные условия для реализации идеальной модели обучения: обучаемый - обучающий. Однако не следует переоценивать эту возможность. Ведь мастер работает обычно с 25 учащимися одновременно, а длительность упражнений не превышает времени, отводимого на занятие. Поэтому мастер имеет возможность уделить каждому учащемуся не более 10 мин.
Для более эффективного и полного охвата инструктажем всех учащихся в практике производственного обучения широко применяют различные письменные инструкции. Основными документами письменного инструктирования при обучении в учебных мастерских являются карты: инструкционные, раскрывающие правила выполнения трудовых приемов и операций, и технологические (инструкционно - технологические), содержащие указания о порядке и способах выполнения работ комплексного характера.
Если во время устного текущего инструктажа без письменного инструктирования мастер, обходя рабочие места учащихся, сам оказывает им необходимую помощь, отвечает на вопросы, дает советы и т. д., то при работе с инструкционной картой они самостоятельно разбираются во всех возникших затруднениях, вносят ,необходимые коррективы в свою работу, И если учащийся не справляется с заданием, на помощь приходит мастер. Он должен постоянно воспитывать у учащихся привычку работать с картой. Наблюдая за работой учащихся, особенно при выполнении работ комплексного характера, мастер обращает внимание на соблюдение четкой последовательности выполнения работы, рекомендуемой в карте.
При применении документов письменного инструктирования необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся, не следует "жестко привязывать" всех учащихся к письменным инструкциям. Практика показывает, что наиболее сильные учащиеся получают представление о порядке и характере выполнения действий уже в процессе показа их мастером. Эти учащиеся ограничиваются обычно беглым ознакомлением с картой и выбором указаний, имеющих особое значение. Для них инструкционная карта - условие общей организации деятельности, не позволяющее чрезмерно увлекаться самим процессом выполнения новой операции или комплексной работы.
У большинства же учащихся, как правило, не создается полной картины действия на основании показа и объяснения мастера: упускаются отдельные элементы, нет правильного представления о последовательности работы. Приступая к самостоятельному выполнению новой операции или работе комплексного характера, они предварительно прочитывают все указания карты, а в процессе работы возвращаются к тем из них, которые для них недостаточно ясны. Эти учащиеся обычно пользуются картами при выполнении новых трудовых действий и приемов. Повторяющиеся и уже известные им моменты они выполняют без опоры на карту.
Для слабых учащихся инструкционная (инструкционно - технологическая) карта - важнейшее средство выполнения задания. Однако мастер должен иметь в виду, что из-за непрочных знаний пройденного теоретического и практического материала и слабой общей подготовки они не всегда правильно понимают не только новые указания, но и те которые им должны быть известны. Этим учащимся в процессе текущего инструктирования нужно уделять особое внимание.
Для повышения степени индивидуализации производственного обучения на этапе выполнения упражнений и текущего инструктирования учащихся необходимо соблюдать следующие общие требования:
- не вмешиваться в работу учащихся, когда в этом нет насущной необходимости;
- не следует упрекать учащихся за допущенную ошибку. а лучше показать, как надо делать, и помочь установить причину ошибки;
- прежде чем давать указание об исправлении ошибки, попытаться отыскать в работе учащегося положительные стороны и поощрить его;
- не следует давать учащемуся готовых указаний, как исправить ошибку, нужно добиваться, чтобы он сам понял и осознал ее и нашел способ устранения и предупреждения;
- не рекомендуется спешить и опаздывать с помощью, оказываемой учащимся: поспешность не приучит их преодолевать трудности, а запоздалая помощь приведет к ошибкам и их закреплению;
- не следует доделывать работу за учащихся - это приучит их к 6езответственному отношению к порученному делу;
- при исправлении ошибок надо соблюдать чувство меры и помнить, что придирки нервируют учащихся, снижают их уверенность в своих силах и не приносят пользы;
- не следует исправлять ошибки в присутствии других - это деморализует учащихся;
- наблюдать за учащимися нужно незаметно, так как явное внимание мастера зачастую может стать причиной ошибки;
- необходимо правильно чередовать работу учащихся с отдыхом, так как ошибки иногда являются результатом их усталости;
- не следует откладывать контроль до окончания работы учащихся, нужно шире использовать межоперационный контроль;
- хвалить учащегося и исправлять его ошибки нужно сразу же после того как он закончил выполнение работы.
Важным средством, способствующим эффективному решению задачи повышения качества и индивидуализации учебного процесса, является широкое развитие среди учащихся движения за сдачу продукции с первого предъявления. Оно оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся, стимулирует их активность и самостоятельность, повышает стремление к всестороннему освоению передовых приемов труда.
Многие опытные мастера добиваются повышения индивидуализации обучения, организуя взаимоконтроль учащихся в процессе выполнения ими
учено- производственных работ. Проверяя работу товарища, учащиеся успешно упражняются в выполнении контрольных операций и, как правило, проявляют большую принципиальность. С другой стороны, справедливая критика товарища по работе оказывает положительное воздействие на обоих; учащиеся обмениваются знаниями и опытом, что способствует повышению качества продукции, сплочению всего коллектива. Взаимоконтроль должен умело направляться мастером.
Индивидуализации производственного обучения в значительной степени способствуют также различные формы массовой работы по повышению качества учебно-производственных работ. Среди них наиболее популярными являются конкурсы на звание "Лучший по профессии", на "Лучшее изделие", выставки лучших работ учащихся, проведение дней качества в лицее и в группах; соревнование за присвоение звания «Лучшая группа».
Здоровые взаимоотношения с учащимися строятся главным образом мастерами и преподавателями, для этого, минимум, необходимо завоевать уважение и доверие своих воспитанников, научиться что-то прощать учащимся, уметь ставить себя на их место, не допускать диктаторского тона и не быть безразличными к их интересам.
Педагоги должны быть требовательными, отзывчивыми и главное во всем примерными и справедливыми людьми. Такие наставники смогут создать хорошие взаимоотношения с любым учащимся, а значит, и смогут оказывать на него свое педагогическое воздействие. Общение мастера и учащегося должно доставлять каждому из них радость и душевное удовлетворение. Доверие, уважение мастера к учащимся повышает в них чувство уверенности, открывает простор для инициативы.
Мастера производственного обучения по своему положению обязаны быть добрыми и чуткими. Выражение «Человек человеку друг, товарищ и брат» отражает новые отношения, основанные на взаимном уважении. Без хорошего контакта мастера с учащимися не может быть больших успехов ни в обучении, ни в воспитании. Учащиеся не будут с уважением относиться даже к профессии, если они не увидели в своем наставнике уважаемого человека. Только взаимное уважение, доверие и любовь учащихся к мастеру могут принести желаемые результаты.
Мастер должен стремиться создать хорошие взаимоотношения со всеми без исключения своими воспитанниками. Иначе даже один из «недовольных» мастером будет искать случая, чтобы показать своим товарищам по группе вашу «несправедливость», «промахи» в педагогике и др. В отдельных конфликтных ситуациях мнение такого «недовольного» может помешать правильно воспитать других.
Молодым мастерам и преподавателям можно посоветовать следующее.
Прежде всего, нужно глубоко понять, что грубость, неорганизованность, нетрудолюбие некоторых наших учащихся - это результат плохой воспитательной работы семьи и школы, что дети меньше повинны в своих недостатках, чем мы, взрослые. Старшее поколение всегда было и будет в ответе за воспитание молодого поколения. Это закон. Мастер производственного обучения должен быть оптимистом, всегда верить в то что сможет помочь даже самому трудному подростку стать хорошим и честным человеком. Нужно научиться уважать всех без исключения учащихся группы, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, предъявлять к ним разумные требования.
Внимание и забота мастера ко всем, без деления на «хороших» и «плохих», вызывают у учащихся самые добрые чувства к наставнику, вдохновляют на организованность, трудолюбие и лучшую учебу. Неправильно поступают мастера, которые видят в своей группе только трех хороших учеников, да трех плохих, Основная часть коллектива, которая, по существу, делает «погоду», остается в тени, без внимания
Созданию хороших взаимоотношений между мастером и учащимися способствует их взаимное доверие. Учащиеся с уважением относятся к учителю, который верит и доверяет им. А учитель в свою очередь должен показывать учащимся, что твердо уверен в своих распоряжениях. Неуверенность учителя обязательно воспользуются неорганизованные учащиеся.
Итак, если мастеру удается построить добрые взаимоотношения с учащимися, значит, он сможет раскрыть душу подростка, заглянуть в нее и правильно воздействовать на молодого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.С.Филиппов. Учебно-воспитательная работа в группе. – Москва, 1980 г.
2. Библиотечка мастера производственного обучения. Сборник №2.- Москва, 1984 г.
3. Г.И.Кругликов. Методика профессионального обучения: Учебное пособие.- Москва, 2005 г.
4. С.В. Кульневич, Т.П.Лакоценина. Современный урок. Часть I: Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону, 2015г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.