СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

  • doc
  • 30.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ.doc

Обеспечение качества естественно-математического образования

в условиях реализации ФГОС

Редькина Оксана Сергеевна,

учитель математики

ГБОУ «РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ ШКОЛА

СТАРОБЕШЕВСКОГО М.О.»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ

 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей современного урока математики в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. Рассматриваются ключевые изменения в целях, содержании и организации учебного процесса, обусловленные внедрением компетентностного подхода и акцентом на развитие универсальных учебных действий (УУД). Особое внимание уделяется роли учителя в создании развивающей образовательной среды, способствующей формированию функциональной грамотности и математической культуры обучающихся.

Ключевые слова: ФГОС нового поколения, урок математики, универсальные учебные действия (УУД), функциональная грамотность, компетентностный подход, деятельностный метод, метапредметность, проблемное обучение, критериальное оценивание.

Современный этап развития образования характеризуется переходом к новым образовательным стандартам, ориентированным на формирование личности, способной к саморазвитию, самообразованию и успешной адаптации в быстро меняющемся мире. ФГОС нового поколения предъявляет принципиально новые требования к результатам освоения основной образовательной программы, акцентируя внимание на развитии универсальных учебных действий, формировании функциональной грамотности и ключевых компетенций обучающихся.

В этой связи, урок математики, как один из базовых предметов школьной программы, претерпевает существенные изменения. Традиционная модель урока, ориентированная на трансляцию знаний, уступает место деятельностной модели, в которой ученик выступает в роли активного участника образовательного процесса, самостоятельно добывающего знания и применяющего их на практике. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью осмысления новых требований ФГОС к уроку математики и разработки эффективных подходов к его проектированию и реализации.

Цель:

Определить и обосновать ключевые характеристики современного урока математики в условиях реализации ФГОС нового поколения, способствующего формированию универсальных учебных действий, функциональной грамотности и развитию математической культуры обучающихся.

 

В условиях реализации ФГОС учитель должен отказаться от авторитарного стиля обучения и перейти к модели, ориентированной на активную деятельность учащихся.

Ключевые принципы построения современного урока математики:

·       Деятельностный подход: Обучающийся является активным участником образовательного процесса, самостоятельно добывающим знания, анализирующим информацию, решающим проблемы и применяющим полученные знания на практике. Данный метод предполагает использование активных методов обучения (проблемное обучение, проектная деятельность, исследовательская работа, работа в группах, кейс-методы, игровые технологии) стимулирует познавательную активность и способствует развитию УУД.

·       Метапредметность: Это принцип интеграции содержания образования, способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Учитель во время классной и внеклассной работы создаёт для учеников такие условия, чтобы они могли самостоятельно найти ответ к задаче, проанализировать и построить эффективную модель её решения. Применение математических знаний для решения задач в физике, химии, информатике и т.д., повышает мотивацию к обучению и формирует функциональную грамотность.

·       Компетентностный подход: Предполагает направленность учебного процесса на формирование и развитие основного перечня компетентностей личности. Суть такого обучения заключается в акцентировании внимания на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях. 

·       Индивидуализация и дифференциация: Учитываются индивидуальные особенностей и образовательные потребностей каждого ученика. Используются индивидуальная, парная, групповая формы организации учебной деятельности и дифференцированные задания. Это позволяет обеспечить доступность образования для всех учащихся.

·       Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): ИКТ позволяют сделать учебный материал более наглядным и интерактивным. Использование интерактивных досок, компьютерных презентаций, образовательных онлайн-ресурсов и математических программных пакетов способствует более глубокому усвоению материала. Преимущества использования ИКТ на уроках математики:

·                                 создание реальной обстановки деятельности (графика, картинки и т. д.); 

·                                 повышение учебной мотивации; 

·                                 привлечение большого количества дидактического материала; 

·                                 активизирование умственной деятельности обучающихся; 

·                                 возможность строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. 

Использовать ИКТ можно на любом этапе урока: актуализации знаний, целеполагании, проверке домашнего задания, объяснении новой темы, закреплении, повторении или при проверке знаний. 

·       Оценивание учебных достижений:  Нацеливание на отслеживание прогресса учащихся и выявление областей, требующих дополнительной работы. Использование критериального оценивания, самооценки и взаимооценки позволяет учащимся понимать свои сильные и слабые стороны и мотивирует их к дальнейшему развитию. Преимущество новой системы оценивания перед традиционной заключается в том, что она снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности.

·       Рефлексия: Это осмысление своих собственных действий, которое помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.  Рефлексия занимает важное место в процессе обучения математике и развитии личности в целом.

2. Роль учителя в создании развивающей образовательной среды.

Учитель в условиях ФГОС выступает в роли организатора учебной деятельности, тьютора, фасилитатора, консультанта, а не просто транслятора знаний. Он должен обладать:

·       Профессиональной компетентностью. Совокупностью профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

·       Широкой эрудицией в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. 

·       Умением выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь. 

·       Готовностью грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учётом результатов диагностики. 

·       Владением современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникативными. 

·       Способностью эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы

·       Нахождением в постоянном поиске, самообразовании и самосовершенствовании

Учитель должен создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и поддержки, стимулировать познавательный интерес учащихся, развивать их самостоятельность и инициативность. Он должен уметь организовывать различные формы учебной деятельности, такие как работа в группах, проектная деятельность, исследовательская работа, проблемное обучение.

3. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики.

Развитие УУД – одна из ключевых задач ФГОС. Уроки математики предоставляют широкие возможности для формирования различных видов УУД:

·                     Личностные УУД: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, осознание значимости математических знаний для будущей жизни, развитие самооценки и рефлексии.

·                     Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка результатов деятельности, саморегуляция.

·                     Познавательные УУД: поиск и анализ информации, моделирование, классификация, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, логическое мышление.

·                     Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, выражать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, работать в команде, разрешать конфликты.

4. Примеры эффективных приемов и методов обучения математике в условиях ФГОС.

·                     Проблемное обучение: создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся поиска новых знаний и способов решения.

·                     Проектная деятельность: выполнение учащимися индивидуальных или групповых проектов, направленных на решение практических задач.

·                     Исследовательская работа: проведение учащимися исследований, направленных на поиск закономерностей и установление взаимосвязей.

·                     Кейс-метод: анализ конкретных ситуаций, требующих применения математических знаний.

·                     Игровые технологии: использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения их мотивации к обучению.

·                     Интерактивные методы: использование интерактивных досок, компьютерных презентаций и образовательных онлайн-ресурсов для визуализации учебного материала и повышения его интерактивности.

Выводы:

Современный урок математики в условиях реализации ФГОС нового поколения – это урок, ориентированный на развитие личности ученика, формирование у него универсальных учебных действий, функциональной грамотности и математической культуры. Он характеризуется деятельностным подходом, метапредметностью, компетентностным подходом, индивидуализацией и дифференциацией, использованием ИКТ и формирующим оцениванием. Учитель математики должен выступать в роли организатора учебной деятельности, создавать развивающую образовательную среду и использовать эффективные приемы и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетенций обучающихся.

 

Список литературы:

1.   Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителей / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

2.   Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

3.   Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

4.   Пинская М.А. Формирование функциональной грамотности: сборник г. № 1897.

5.   Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 80 с.

6.   Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.