Современный урок по географии в условиях ФГОС
Оценка 4.8

Современный урок по географии в условиях ФГОС

Оценка 4.8
docx
15.10.2021
Современный урок по географии в условиях   ФГОС
доклад.docx

 

 

 

Тема:  Современный урок по географии в условиях

 ФГОС

 

 В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании,  необходимые для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят в

·        методах обучения (с объяснительного на деятельностный),

·        изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов),

Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.

   В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический,  системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их ресурсных возможностей, подготовленности, а также готовности самого учителя и наличия различных условий и т.д.). В рекомендациях говорится: приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

           В ФГОС много говорится о метапредметных результатах, которые сходны с УУД.  УУД - универсальные учебные действия. В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

           В ФГОС, несомненно,  важны результаты обучения, но и процесс обучения, познания остается приоритетным.  Важен не только и не столько результат творческого поиска, сколько сам его процесс, в котором участники идут к истине методом проб и ошибок. При этом обеспечиваются условия для усвоения предметного знания.

           Особенностями современной модели процесса обучения являются:

1) единство преподавания и учения;

2) единство дидактических и воспитательных воздействий;

3) всесторонность, возможность решения широкого круга дидактических задач;

4) индивидуализация учения с учетом способностей отдельных учеников, темпов их работы и степени продвинутости в учебе;

5) методическая и организационная гибкость, соответствие методов преподавания целям обучения и воспитания.

   Педагогическая деятельность в новых условиях включает ряд принципов «старой школы», но с некоторыми изменениями. Они отражают философию свободного, гуманного и творческого педагога. Следует рассмотреть некоторые принципы педагогической деятельности:

   - Принцип равенства всех участников образовательного процесса не поддается сомнению,  но приобретает другое толкование. Развивать-то нужно каждого, к каждому школьнику следует подобрать индивидуальный подход, личностный подход.

   - Роль учителя приобретает другое звучание. Учитель работает вместе со всеми и  равен ученику в поиске знаний. Он не спешит отвечать на вопросы, а необходимую информацию предлагает дозировано, обнаружив потребность в ней у учащихся.

   - Принцип добровольного включения учащихся в поисковую деятельность остается стабильным. Для этого используются специальные мотивирующие задания. Особое значение здесь имеет «индуктор» — задание (ситуация), которым начинается урок.

   - Особую силу приобретает принцип диалогичности  на основе сочетания индивидуальной и коллективной работы, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников.

   - Принцип проблемности в обучении, проблемный  характер заданий, создающих ситуации противоречивости, неопределенности, парадоксальности, конечно,  остаются .

   - Остается и принцип вариативности, возможности выбора учащимися материала, вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора не могут быть обеспечены принципы свободы и развития. Важнейшим правилом должно быть: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта; корректируй себя сам. При этом создаются условия для проявления нравственной ответственности ребенка  за свой выбор.

   В условия ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и  социализации.

 

Название

технологии

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих  активно усваивать знания

Поисковые методы,  постановка познавательных задач

Модульное обучение

Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека

и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов

и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление,  рефлексия

 

 

           Отличительной стороной ФГОС являются запрограммированные личностные результаты. Они включают готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность познавательной активности, сформированность системы социальных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции.

   Итоговая оценка школьника состоит из двух частей:

·        результаты промежуточной аттестации, отражающие индивидуальную динамику

·        результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников

   Не подлежат итоговой оценке ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики. Для этого существует мониторинг.

          Современная модель процесса обучения должна быть также приспособлена к решению разнообразных учебно-воспитательных задач, в том числе:

• самостоятельное приобретение учащимися определенных знаний и умений путем как индивидуальной, так и коллективной работы;

• приобретение учащимися знаний путем непосредственного познания, например в результате наблюдений, экспериментов, бесед и т. д., при одновременном предоставлении им условий и средств, обеспечивающих обогащение уже имеющихся знаний и умений с помощью косвенного познания;

• частое и систематическое осуществление учащимися контроля и оценки результатов собственной учебы, с одновременным включением этих действий в организованную

школой систему контроля и оценки конечных результатов учебной работы и т. п.

    Очевидны и изменения в структуре уроков.

Структуру поурочного плана можно представить следующим образом:

1.     Орг. Момент.

2.     Актуализация знаний.

3.     Создание проблемной ситуации.

4.     Постановка темы.

5.     Решение проблемы.

6.     Первичное закрепление.

7.     Самостоятельная работа.

8.     Рефлексия.

           Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов  к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока. Заполнив таблицу, учитель четко представит отличие двух систем обучения.

 Каждый учитель  осознает новые тенденции в преподавании   в условиях внедрения ФГОС. Особое внимание следует обратить на диагностику учебных достижений учащихся и применение технологий системно-деятельностного подхода на уроках.

 

    Новые подходы к преподаванию и технологии обучения  учебного предмета «география»  в условиях по этапного введения  ФГОС ОО

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных

образовательных  стандартах  второго  поколения.  

            Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. 

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным  видам  деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника.            В  соответствии с ФГОС,  базовой образовательной технологией  является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД  представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

            Предмет «География» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря  практической проработки большей части материала, а значит,  и более усваиваются учениками.                Интересы учеников не только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «География», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:

1.     Системно-деятельностный   (проблемное обучение)

2.     Метапредметный (интегрированный)

3.     Компетентностно-ориентированный

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. 

Хотелось бы отметить и то, что  любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая  и  физическая. В отличие  от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев  говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

          Предмет «География» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.  Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивалибы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные,меж предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги,урок - деловая игра; урок-соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия,урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию.Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Процесс обучения предмету «География» целесообразно основывать на следующих принципах:

1.     Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2.     Принцип  доступности (ориентация  на имеющиеся знания и умения учащихся).

3.     Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «География» в школе с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).

Условиями эффективной реализации преподавания  географии являются:

- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, кото­рое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

Кроме того, реализация процесса обучения предмету «География» должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами) [1].

       У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации  ФГОС  по предмету  технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Т

     Современному учителю важно  научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Одним из главных требований и новшеством образовательных стандартов второго поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта позволит педагогу увидеть:

-что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую, достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов образования;

-что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостности деятельности;

-как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

       Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных  и предметных результатов.  Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как: компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) и компетентностно-ориентированные тесты (КОТ).

КОЗ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания.

КОТ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания и диагностики успешности.

         Введение стандартов основного образования предполагается с 2015 года. Его реализация будет с учащимися  уже обучающимися по системе ФГОС в начальной школе, что сделает переход ФГОС начального образования к ФГОС основного образования и реализацию современных подходов в преподавании технологии более доступными и результативными.

  Сегодня, многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

 

 

Список литературы.

 

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.

3.  Дидактические  требования   к   современному   уроку.

 

  Интернет-ресурс:

www.standart.edu/


 

Тема: Современный урок по географии в условиях

Тема: Современный урок по географии в условиях

В ФГОС, несомненно, важны результаты обучения, но и процесс обучения, познания остается приоритетным

В ФГОС, несомненно, важны результаты обучения, но и процесс обучения, познания остается приоритетным

В условия ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения…

В условия ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения…

Активное (контекстное) обучение

Активное (контекстное) обучение

Современная модель процесса обучения должна быть также приспособлена к решению разнообразных учебно-воспитательных задач, в том числе: • самостоятельное приобретение учащимися определенных знаний и умений путем…

Современная модель процесса обучения должна быть также приспособлена к решению разнообразных учебно-воспитательных задач, в том числе: • самостоятельное приобретение учащимися определенных знаний и умений путем…

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании

Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «География», следует использовать современные подходы, формирующие

Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «География», следует использовать современные подходы, формирующие

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников

У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе

У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе

КОЗ) и компетентностно-ориентированные тесты (КОТ)

КОЗ) и компетентностно-ориентированные тесты (КОТ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021