Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценка 4.8

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценка 4.8
docx
06.01.2020
Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.
Современный урок в начальной школе..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

"Современный урок в

начальной школе.

Проектирование  урока

в соответствии с требованиями

ФГОС НОО"

(выступление на школьном методическом объединении)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системно- деятельностный подход к построению урока

В соответствии с общими положениями ФГОС ООП в основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

-разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного усвоения учащимися знаний, умений, видов, способов деятельности.

         Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в следующем:

Предыдущие стандарты образования

Новые стандарты образования 

Цель школьного обучения - усвоение знаний, умений, навыков

Цель школьного обучения- формирование умения учиться

Стихийность учебной деятельности обучающегося

Целенаправленная организация и планомерное формирование деятельности ученика

Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний

Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

 

         Согласно деятельностной теории механизм обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Учитель организовывает учебную деятельность школьника, а ученик понимается как субъект познания. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся.

         Учебная деятельность имеет свою структуру и  включает следующие компоненты:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

         Основным мотивом учебной деятельности является учебно-познавательный мотив, направленный на овладение обобщенными способами действий.

         Учебная задача- задача, требующая от обучающихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа, принципа, закономерности решения проблем и практических задач.

         Учебное действие- это форма активности учащегося, которая направлена на достижение определенной  цели. Выделяют предметные, перцептивные, умственные и речевые действия.

         В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценка (самооценка).

         С учетом структуры учебной деятельности выделяют мотивационный, операционный (учебные задачи и учебные действия)  и регулирующий (действия контроля и оценки) компоненты учебной деятельности. Все они отражены в Программе формирования универсальных учебных действий.     Выделяют 4 группы УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

         Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.  Различают следующие виды личностных УУД: смыслообразование, самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

         Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К регулятивным УУД относят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

         К познавательным УУД  относят общеучебные и  логические УУД, постановку и решение проблем.

         Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Выделяют следующие коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.

         Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно.

         Структура урока, посвященному открытию новых знаний и способов действий  может включать следующие этапы:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднений.

4. Построение проекта выхода из затруднений.

5.  Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с проговариванием по эталону.

8. Вклюячение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Среди проблем современной школы одной из ведущих является повышение эффективности урока как  основной формы учебно-воспитательного  процесса. В стандартах второго поколения отражен социальный заказ общества, учтены новейшие достижения психологической и педагогической науки и передовой педагогической практики. Современный урок должен  соответствовать новым требованиям, предусмотренными  стандартом. В то же время сохраняется и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой начального образования и возрастными особенностями младших школьников.

Современный урок имеет следующие наиболее важные характеристики:

1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.

Урок должен иметь не только обучающую, но и развивающую направленность, способствовать воспитанию детей.  С учетом требований ФГОС НОО урок строится на основе идей развивающего обучения.

2.Построение урока на основе системно- деятельностного подхода.

Школьник должен выступать как субъект учебной деятельности. Это предполагает активную деятельность учащихся на уроке, их активность, самостоятельность и инициативность. В процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. На уроке создаются условия для возникновения у учащихся положительной учебной мотивации. Учащиеся принимают участие в целеполагании, планировании и оценке результатов своей деятельности. Младшие школьники усваивают обобщенные способы действия.

3.Продуманность методической системы урока.

Задачи урока ставятся четко и ориентированы на планируемые  результаты. Учитель отбирает рациональное количество упражнений, причем большинство заданий должны  иметь развивающий характер. Содержание урока должно учитывать возрастные возможности учащихся, их уровень развития, обученности и воспитанности. Формы учебной работы должны быть разнообразными. Необходимо сочетать фронтальную, индивидуальную и групповую работу, работу в парах и группах. При организации самостоятельной работы учащихся необходимо учитывать  их возраст и тип урока. Активизированию познавательной активности школьников способствует использование проблемных методов (частично-поискового и исследовательского), диалоговых технологий, инновационных педагогических технологий и приемов

4. Продуманность структуры и логики построения урока.

Структура урока  должна  соответствовать  системе начального образования, УМК, учебной программе и специфике урока. Урок должен быть построен логично, системно, учебные задания  продуманы последовательно. В структуре урока должны четко отражаться этапы учебно-познавательной деятельности (мотивационного, операционно-познавательного, рефлексивно-оценочного).

5.Четкая организованность класса.

Учитель должен обеспечить оптимальный темп урока, соблюдать временные рамки выполнения заданий, рационально использовать время урока, поддерживать дисциплину за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность.

6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.

Учитель и учащиеся сотрудничают как равные партнёры, дети сотрудничают друг с другом.

7. Соблюдение психологических требований к уроку.

Учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, учитывать личностные особенности детей. Психологический климат на уроке должен быть  уважительным  и доброжелательным.

8.Здоровьесберегающая направленность урока предполагает соблюдение гигиенических требований, правильного режима труда и отдыха, регулярной смены видов деятельности учащихся  на уроке.

9.Владение  учителем основами педагогического мастерства.

Учитель должен владеть голосом, мимикой, жестами и другими невербальными средствами. Его речь должна быть выразительной,  без речевых ошибок.

10. Соблюдение основных дидактических принципов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка учителя к уроку

         Начинать подготовку к уроку целесообразно с определения темы, места урока в системе уроков и отбора содержания урока. Тема  урока  должна быть сформулирована  полно и четко,   в соответствии с рабочей программой. Содержание урока определяется на основе учебной и рабочей программы, а так же учебника.  В соответствии с рабочей программой учитель определяется  место урока в системе уроков по данному разделу и данной теме. Отбор учебного материала производится с учетом уровня развития и обученности учащихся. Предпочтение следует отдавать заданиям продуктивного характера.

         С учетом содержания урока должны определятся цели и задачи урока.

Цель имеет более долговременный характер и ставится для определенного периода обучения  (темы, раздела). С учетом целей определяются конкретные задачи урока. Традиционно принято выделять три группы задач: дидактические (обучающие), развивающие и воспитательные. Обучающие (дидактические) задачи ориентируют на достижение предметных результатов, развивающие задачи - метапредметных результатов (формирование УУД), воспитательные задачи - личностных результатов. Все эти результаты достигаются в единстве, на одном и том же учебном материале.

         При постановке дидактических задач урока нужно учитывать не только содержание урока, но и уровень  обученности (уровень усвоения знаний, связанных с материалом урока, уровень сформированности навыков и умений). Выделяют следующие уровни усвоения знаний: узнавание, репродукция (воспроизведение знаний), применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в изменённой и новой ситуации. Уровень сформированности умений и навыков связан с этапом (стадией) развития навыка: ознакомительный, аналитический, синтетический, варьирующий этап. На ознакомительном (ориентировочном)  этапе развития навыка происходит ознакомление с приемами выполнения действий, общее осмысливание действий и их представлений, т.е. общая ориентация в задании. Целью аналитического (подготовительного) этапа является овладение отдельными элементами действия, анализ способов выполнения . На синтетическом (стандартизирующем) этапе  происходит сочетание  и объединение  отдельных элементов  в единое целое. На варьирующем (ситуативном) этапе развития навыка характер действий приобретает произвольный характер.

         При постановке развивающих задач нужно учитывать уровень развития учащихся, степень сформированности учебной деятельности в целом и конкретных УУД. При постановке воспитательных задач нужно исходить из уровня воспитанности класса и уровня личностного развития отдельных детей, учитывать возможности содержания урока.

          Задачи урока должны быть предельны конкретны, соотносится с этапами урока. Сформулировать развивающую задачу можно так: "Развитие логических УУД (анализа и синтеза) при проведении  минутки чистописания".

         Задачи урока должны быть сформулированы так, чтобы можно было проследить их реализацию в ходе урока. Целесообразным является постановка комплексных задач, в которых соединяется развивающая задача, связанная с формированием УУД, и дидактическая задача, направленная на достижение конкретного предметного результата.

         Триединая задача урока определяет  характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников. Познавательная задача урока должна ставится перед классом в ученическом варианте.

         При выборе методов и форм обучения необходимо ориентироваться на особенности содержания урока. При ознакомлении с новым материалом предпочтение должно отдаваться проблемным методам. В готовом виде, т.е. с помощью объяснительно- иллюстративного метода, даются сведения и факты, термины, некоторые правила, которые нужно запомнить без объяснения. Проблемные методы целесообразно использовать для открытия учащимися новых понятий, законов, закономерностей, способов действий. При выборе форм учебной работы следует ориентироваться  на  возраст учащихся  и сформированность у них навыков сотрудничества, характер учебного материала, уровень обученности школьников, их готовность к самостоятельной работе без помощи учителя. Необходимо так  же спланировать форму выполнения задания (устную или письменную).

         Выбор и подготовка средств обучения, оборудования урока предполагает, какие наглядные, демонстрационные средства, инструменты, технические средства, индивидуальные пособия и дидактический материал  необходимы для урока. Характер используемых средств выбирается с учетом возраста учащихся, уровня их развития, задач конкретных этапов урока.

         При определении типа и структуры урока  нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Выбор типологии уроков и его технологической схемы зависит от УМК, в рамках которого работает учитель. Урок должен быть четко структурирован, соблюдена логичность и четкая последовательность его этапов.

         План урока должен быть точным, информативным, отражать содержательные единицы урока, виды упражнений и формы организации деятельности учащихся. Важно составить хронометраж урока.

         Результатом планирования урока является составление подробного конспекта или краткого (плана-конспекта) урока. Учитель может так же составить  технологическую карту урока. Технологическая карта урокаэто способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

   Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

 

Литература:

1. Компетентностный подход и проблемы его реализации. / Строкова Т.А.  – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.

2. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Асмолов А. Г. - Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

3. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. / Лебедев О.Е.– М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

4. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие / авт.сост: С.В.Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока в соответствии с требованиями  ФГОС НОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2020