Современный урок в начальной школе
с позиции формирования УУД
Дерюга Ольга Юрьевна
Заместитель директора по УВР
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату, как для учеников, так и для учителя. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня. Помимо этого, если урок – современный, то он целенаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает основу для будущего.
С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через:
- постановку цели деятельности;
- планирование своих действий по реализации поставленной цели;
- саму деятельность;
- рефлексию полученных результатов.
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:-активные, интерактивные, исследовательские, проектные.
Новый образовательный результат разворачивается и через опреде-лённую последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметного результата - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться»
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей.Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
· Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
· Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
· Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
· Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
· Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
· Продумать форму подведения итогов урока.
· Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Чтобы обучающихся научить учиться, т.е. сформировать УУД ,в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Всем учителям начальной школы следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:
1.проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
2.организация учебного сотрудничества;
3.работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
4.проектно-исследовательская деятельность;
5.использование интерактивных возможностей ИКТ;
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.
Итак, что же дают УУД?
- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Проектирование урока с позиции формирования
универсальных учебных действий
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Ø Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
Ø Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Ø Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
Ø Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
Ø Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
Ø В центре внимания урока – дети.
Ø Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
Ø Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Отличие современного урока от традиционного урока
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает обучающимся |
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания |
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование |
Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся |
Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы |
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию |
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся |
Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке |
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует |
Итог урока |
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Формирование универсальных учебных действий
Требования к уроку |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся |
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
|
Осуществление коррекции |
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) |
Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся |
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
В таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Данная таблица позволяет видеть при планировании, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть.
Очень важно, при формировании УУД, научить детей планировать последовательность своих действий. Постепенно обучающиеся учатся составлять план по решению учебной задачи.
Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Стихийность развития универсальных учебных действий будет находить отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.
Выводы: современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.