Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД
Оценка 4.7

Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД

Оценка 4.7
doc
25.05.2021
Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД
современнный урок.doc

Современный урок в начальной школе

с позиции формирования УУД

 

                      Дерюга Ольга Юрьевна

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №1 г. Тимашевска

 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату, как для учеников, так и для учителя. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня. Помимо этого, если урок – современный, то он целенаправленно ведёт за собой развитие и обязательно закладывает основу для будущего.

С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через:

-         постановку цели деятельности;

-          планирование своих действий по реализации поставленной цели;

-         саму деятельность;

-         рефлексию полученных результатов.

 Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:-активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

              Новый образовательный результат разворачивается и через опреде-лённую последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.

              Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

            ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметного результата - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться»

          Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей.Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

           Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

          Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

          Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

· Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

· Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

· Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

· Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

· Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

· Продумать форму подведения итогов урока.

· Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) возможно лишь в деятельности, которая проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

Чтобы обучающихся научить учиться, т.е. сформировать УУД ,в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

  «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

        Всем учителям начальной школы следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:

1.проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;

2.организация учебного сотрудничества;

3.работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

4.проектно-исследовательская деятельность;

5.использование интерактивных возможностей ИКТ;

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Итак, что же дают УУД?

- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

-         обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Проектирование урока с позиции формирования

универсальных учебных действий

Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Ø Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.

Ø Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Ø Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Ø Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.

Ø Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

Ø В центре внимания урока – дети.

Ø Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.

Ø Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

              Отличие современного урока от традиционного урока

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание обучающихся

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

   Формирование универсальных учебных действий

 

Требования к уроку

 

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

 

 

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее

задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

          В таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Данная таблица позволяет видеть при планировании, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

           Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть.

            Очень важно, при формировании УУД, научить детей планировать последовательность своих действий. Постепенно обучающиеся учатся составлять план по решению учебной задачи.

          Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Стихийность развития универсальных учебных действий будет находить отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.

          Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.

  Выводы: современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.


Современный урок в начальной школе с позиции формирования

Современный урок в начальной школе с позиции формирования

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей

Освоение того, как это УУД надо выполнять

Освоение того, как это УУД надо выполнять

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Практическая деятельность обучающихся

Практическая деятельность обучающихся

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021