«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»
Оценка 5

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
классное руководство
5 кл
14.04.2017
«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»
Данное занятие направлено на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене. Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим. В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменившихся условиях. В условиях постоянно меняющихся ситуаций иногда приспособиться к новым требованиям очень сложно, и на этом этапе очень важно вовремя помочь учащемуся адаптироваться к новым обязанностям, обстановке и коллективу.«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»
Итоговая работа_Морозова И.Е._курсы ОВЗ.docx
Курсы повышения квалификации «Управление образовательной организацией в условиях  введения ФГОС ОО для детей с ОВЗ» (72 часа) МОРОЗОВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА [email protected] «Современный урок (коррекционно­развивающее занятие) по  адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с  ФГОС»  1 1.     Краткая аннотация:  актуальность; основная часть: цель, задачи, циклограмма, используемые методы, ресурсы; УУД, формируемые на уроке (для учителей); ожидаемые результаты. Переход   из   начальной   школы   в   среднюю   является   особым   этапом   в школьной   жизни   ребенка.   Особенно   это   важно   и   для   детей   с ограниченными возможностями здоровья, у которых ранимая психика и им необходимо   своевременно   оказывать   разностороннюю   психолого­ педагогическую помощь и помочь скорее адаптироваться к средней школе. Перед пятиклассником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к новым учебным предметам, к тому, что каждый предмет ведёт отдельный   учитель   и   нужно   переходить   из   кабинета   в   кабинет.   У пятиклассников   наблюдаются   относительно   высокая   тревожность, некоторое   снижение   успеваемости,   проблемы   в  поведении.   Кроме   того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным   занятием   остается   учеба.   Это   еще   одна   причина   внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5 класса.  Данное   занятие   направлено   на   повышение   адаптивных   возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем   звене.   Занятия   позволяют   оказать   пятиклассникам   помощь   в период   адаптации:   снизить   у   них   тревожность,   а   также   научить пользоваться   поддержкой   окружающих,   оказывать   помощь   другим.   В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменившихся   условиях.   В   условиях   постоянно   меняющихся   ситуаций иногда   приспособиться   к   новым   требованиям   очень   сложно,   и   на   этом 2 этапе   очень  важно  вовремя  помочь  учащемуся  адаптироваться  к  новым обязанностям, обстановке и коллективу. Цель ­ оказание психолого­педагогической поддержки обучающимся 5­х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе. Задачи:   Коррекция развития личностных качеств обучающихся;   Нормализовать уровень тревожности пятиклассников.  Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.   Развивать  навыки уверенного поведения пятиклассников.  Формирование у учащихся: ­         представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене; ­          навыков  взаимодействия  с  другими  людьми  на  основе  мамоприятия, самораскрытия и принятия других; ­          адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой – либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения; ­          представление   о   себе   как   о   человеке   с   большими   возможностями развития.  Ознакомление учащихся: ­          с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований; ­         с разными формами коммуникации; ­         с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни;  Создание условий для: ­         снижения тревожности; ­         выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий; ­          развития   навыков   сотрудничества   со   сверстниками,   умения соревноваться   с   другими,   адекватно   и   разносторонне   сравнивать   свои результаты с успешностью других; ­         выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.  Форма   занятий:   выполнения   упражнений   в   игровой   форме, проведения   дискуссий;   соревнования,   психологические   тренинги   и релаксации. Учитель ставит перед собой задачу: сформировать   УУД   (регулятивные,   познавательные,   коммуникативные, личностные); 3 ­ развивать память, мышление, внимание; ­ снять напряжение; ­ развивать умения следовать указаниям взрослого, сплочение коллектива; ­развивать мелкую моторику рук; ­развивать межполушарное взаимодействие; ­ коррекция недостатков развития познавательных процессов. •  цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий: ­ сконцентрировать внимание на протяжении всего занятия; ­продуктивно работать; ­ научиться планировать действия; ­ научиться сотрудничать друг с другом в поиске решения задачи, затем принять компромиссное решение Данное занятие рассчитано для обучающихся 5 класса и может быть  проведено в формате классного часа – 45 минут. Ожидаемые результаты: Место и роль темы в курсе (предмета). ­ приобретение навыков эффективного взаимодействия со сверстниками; ­ снижение уровня тревожности; ­ развитие навыков уверенного поведения. 2. Роль   мотивации   в   успешном   обучении   детей   с   ОВЗ   трудно   переоценить. Проведенные   исследования   мотивации   обучающихся   выявили   интересные закономерности.   Оказалось,   что   значение   мотивации   для   успешной   учебы выше,   чем   значение   интеллекта   обучающегося.   Высокая   позитивная мотивация   может   играть   роль   компенсирующего   фактора   в   случае недостаточно   высоких   способностей   обучающегося,   однако   в   обратном направлении   этот   принцип   не   работает   –   никакие   способности   не   могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить  значительные  успехи  в  учебе. Возможности  различных  методов обучения   в   смысле   активизации   учебной   и   учебно­производственной деятельности   различны,   они   зависят   от   природы   и   содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Данное занятие занимает центральное место в школьной и повседневной жизни пятиклассников и играет очень важную роль для ­ установления  контакта с обучающимися; ­ обеспечения условий для благоприятной атмосферы; ­ обеспечения положительного настроя детей на совместную деятельность, побуждение желания сотрудничать друг с другом; 4 ­ содействия развитию ведущих познавательных процессов (внимания, памяти, мышления); ­ способствования мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия. 3. Алгоритм проектирования урока (коррекционно­развивающего занятия) с точки зрения требований новых ФГОС. Учитывая,   что   у   нас   с   1   сентября   2016   года   будут   обучаться   дети   с ограниченными возможностями здоровья, то мы должны придерживаться следующих требований:    использование   достижений   современной   педагогической ­   реализация   на   уроке   всех   дидактических   принципов,   как общедидактических, так и коррекционных;  ­   создание   условий   для   продуктивной   деятельности   учителя   и учащихся;  ­ (коррекционной) теории и практики;  ­   умелое   использование   педагогических   средств   воздействия   на обучающихся; ­ учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;  ­   научность   и   достоверность   сообщаемых   знаний,   их   практическая направленность;  ­ рациональное использование на уроках наглядности;  ­ формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.  Коррекционно­развивающие задачи:  ­ Знакомство, снятие психологического напряжения в группе  ­ Развитие представления о новом социальном статусе пятиклассника ­   Корригировать   внимание   как   произвольное,   так   и   непроизвольное, устойчивое, уметь переключение внимание, увеличивать объёма внимания путем выполнения интересных заданий;  коррекция   развития   связной   устной   речи   (регулирующая   функция, планирующая   функция,   анализирующая   функция,   орфоэпически   правильное произношение,   пополнение   и   обогащение   пассивного   и   активного   словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение соответсвующих упражнений; коррекция развития памяти (кратковременной, долговременной); коррекция развития зрительных восприятий;  развитие слухового восприятия;  коррекция развития тактильного восприятия; 5 коррекция   развития   мелкой   моторики   кистей   рук   (формирование   ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);  коррекция развития мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление   главной   мысли,   установление   логических   и   причинно­следственных связей, планирующая функция мышления)…;  коррекция   развития   личностных   качеств   учащихся,   эмоционально­волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства. Воспитательные задачи:  воспитывать интерес к учебе, предмету;  воспитывать умение работать в парах, в команде;  воспитывать самостоятельность;  воспитывать   нравственные   качества   (любовь,   бережное   отношение   к   …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.) Самым   главным   приоритетом   в   работе   с   такими   детьми   является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Мы с вами знаем, что особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития   и   определяют   особую   логику   построения   учебного   процесса,  находят свое  отражение  в  структуре  и содержании  образования.  Наряду  с этим  можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:  ­ начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;  ­   ввести   в   содержание   обучения   ребенка   специальные   разделы,   не присутствующие   в   программах   образования   нормально   развивающихся сверстников;  ­ использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные   компьютерные   технологии),   обеспечивающие   реализацию "обходных путей" обучения;  ­   индивидуализировать   обучение   в   большей   степени,   чем   требуется   для нормально развивающегося ребенка;  ­   обеспечить   особую   пространственную   и   временную   организацию образовательной среды;  ­   максимально   раздвинуть   образовательное   пространство   за   пределы образовательного учреждения. Общие принципы и правила коррекционной работы:  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.  2.   Предотвращение   наступления   утомления,   используя   для   этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, 6 преподнесение   материала   небольшими   дозами,   использование   интересного   и красочного дидактического материала и средств наглядности).  3.   Использование   методов,   активизирующих   познавательную   деятельность учащихся,   развивающих   их   устную   и   письменную   речь   и   формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление  педагогического  такта.  Постоянное поощрение  за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.  Эффективными   приемами   коррекционного   воздействия   на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:  ­ игровые ситуации;  ­   дидактические   игры,   которые   связаны   с   поиском   видовых   и   родовых признаков предметов;  ­ игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;  ­   психогимнастика   и   релаксация,   позволяющие   снять   мышечные   спазмы   и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. У   большинства   учеников   с   ОВЗ   отмечается   недостаточный   уровень познавательной   активности,   незрелость   мотивации   к   учебной   деятельности, сниженный   уровень   работоспособности   и   самостоятельности.   Поэтому   поиск   и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых   средств   повышения   эффективности   коррекционно­развивающего процесса в работе учителя. Стремительно   развивающиеся   изменения   в   обществе   и   экономике   требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные   решения   сложных   вопросов,   проявляя   гибкость   и   творчество,   не теряться   в   ситуации   неопределенности,   уметь   налаживать   эффективные коммуникации с разными людьми. Задача   школы   –   подготовить   выпускника,   обладающего   необходимым набором   современных   знаний,   умений   и   качеств,   позволяющих   ему   уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное   репродуктивное   обучение,   пассивная   подчиненная   роль ученика   не   могут   решить   такие   задачи.   Для   их   решения   требуются   новые педагогические   технологии,  эффективные   формы  организации   образовательного процесса, активные методы обучения. Познавательная   активность   есть   качество   деятельности   ученика,   которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному   овладению   знаниями   и   способами   деятельности   за   оптимальное время. Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.  7 Вот   и   данное   занятие   представляет   собой   игровую   форму   организации деятельности   обучающихся   для   достижения   образовательных   целей.   Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение   школьниками   образовательной   программы,   что   важно   не   только   для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ. Содержание занятия Мы – пятиклассники! Цель: Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказывать поддержку себе и другим. Оборудование: Лист ватмана с рисунком «Школьный путь», мягкая игрушка или мяч, газета.  Ход занятия: 1.Вводная часть. 1. Давайте познакомимся. После   приветствия   ведущий   предлагает   познакомится   с   участниками,   но познакомится по особенному. Упражнение «Имя и качество» Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют своё   имя   и   какое­либо   качество,   начинающееся   с   буквы   инициала   имени (можно фамилии). Можно   выполнять   это   упражнение   в   технике   «Снежный   ком»:   каждый следующий участник повторяет всё, что было сказано до него, и прибавляет своё имя и качество. Упражнение. «Те, кто…»  Ведущий предлагает выполнить любое произвольное действие (поднять руку, сделать шаг вперёд, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т. д.), тем, кто имеет какие­либо общие признаки (например, любят играть в футбол, у кого есть кошка, кто любит сладкое, любит рисовать, имеет брата, сестру, имеет компьютер, кто любит своих родителей, кто учится в 5 классе). Приветствие. 2. 8 Ведущий   напоминает,   что   у   всех   есть   свой   ритуал   приветствия   (отдание воинской чести, рукопожатие, кивок головы, реверанс), при этом выясняет, зачем люди здороваются, в чём смысл приветственных жестов и слов, может у кого то из присутствующих также есть свой ритуал приветствия. Затем все встают   в   круг   и   принимают   свой   ритуал   приветствия   по   предложениям, поступающим от участников.  Если участники долго не могут выбрать вариант приветствия, ведущий может предложить следующий: все становятся в круг, левая ладонь вверх, правая вниз.   Руки   соединяют   и   говорят   «Здрав­ствуй­те».   На   последнем   слоге разъединяют руки и хлопают в ладоши.  3. Правила. Ведущий   обращает   внимание   на   то,   что   для   успешной   совместной   работы необходимо соблюдать определённые правила. Разрабатываем правила работы группы. Работа проводится в форме мозгового штурма. Ведущий подводит к тому, что все предложенные правила можно свести к трём, которые и записать на листе бумаги (доске): Говорит только один, по поднятой руке (не перебивать) Можно   делать   всё,   что   не   мешает   никому   из   присутствующих   (не выкрикивать, не отвлекать своим поведением) Уважать (не оскорблять) Игра «Коллективный счёт»    4. Участники   стоят   в   кругу,   опустив   голову,   и   не   глядя   друг   на   друга. Необходимо   называть   по   порядку   числа   натурального   ряда,   стараясь   как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться 3 условия: участникам неизвестно, кто начинает счёт и кто называет следующее число; один участник не может называть 2 числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счёт начинается с   начала,   с   единицы.   Запрещается   каким­либо   способом   договариваться между собой.  2.Основная часть. 1. Игра «Школьный путь»  9 o o o o o o На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь».   На   нём   изображена   гора:   левый   склон   изображён   в   виде   крутого подъёма.   Это   1,   2,   4­й   классы.   Они   изображены   в   виде   труднодоступных уступов.   Далее   изображён   более   пологий   участок   пути:   5   –   6­й   классы   – небольшой   подъём,   7­й   класс   –   чуть   заметная   вершина,   8  –   9­й   классы   – начало пологого подъёма, 10 – 11­й класс – вершина горы. Расстояния между классами должны быть одинаковыми, их необходимо обозначить флажками или стрелками. Участникам   предлагается   найти   на   этой   линии   своё   нынешнее место.   Ведущий   просит   детей   представить,   что   они   путешественники,   за плечами   которых   трудный   подъём.   Они,   преодолев   самую   трудную   часть пути, почти достигли его середины и решили сделать привал.  О   чём   говорят   путники   на   привале?   (Вспоминают   пройденный путь и обдумывают предстоящую дорогу.) Что запомнилось на пройденном участке пути? Какие встречались трудности? Что помогло их преодолеть? (Можно предложить участникам продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось…») Все   высказываются   по   кругу,   передавая   друг   другу   мяч   или игрушку.   Ведущий   отмечает   наиболее   интересные   высказывания,   обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? (Продолжить фразу: «В пятом классе мне хотелось бы…») В детских высказываниях нужно подчеркнуть оптимистические ожидания. Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной   жизни   учащихся   в   связи   с   переходом   в   5­й   класс.   Обобщает высказывания и предлагает ответить на вопрос: «Всё новое, что появилось в 5­ м классе, ­ это скорее интересно или скорее трудно?» После высказываний учащиеся подводятся к мысли, что учёба в 5­м классе – дело и трудное, и интересное. При этом у каждого пятиклассника уже есть достаточный опыт для   преодоления   трудностей   («Вы   –   опытные   путешественники, преодолевшие почти половину дороги…») Ведущий обращает внимание участников на отрезок «Школьного пути»   с   5­го   по   9­ый   класс   и   сообщает,   что   это   самый   важный   участок, основной отрезок пути, который так и называется «Основное звено школы». Что значит «основное звено»? Высказываются желающие, передавая мяч друг другу или просто поднимая руку. Ведущий подчёркивает, что основное – это главное, то, от чего зависит всё остальное. 10 o o Ведущий обращает внимание детей на то, что они приступили к преодолению основной части своего школьного пути. Предлагает подумать, как поступают опытные путешественники, преодолевая какой­либо трудный путь. Высказываются все желающие(путешественники проверяют, всё ли они взяли   с   собой,   надёжные   ли   рядом   товарищи,   чем   они   могут   помочь товарищам). По   аналогии   предлагается   сказать,   какой   багаж   нужно   взять   с собой пятиклассникам. Высказываются все желающие (знания, опыт школьной жизни и т. п.) 3        Разминка Упр. «Комплименты» Учащиеся думают над вопросом, в чём надёжность их одноклассников.  Участники,   сидя   в   кругу,   по   очереди   берут   в   руки   мяч   или   игрушку, остальные   называют   наиболее   привлекательные   черты   того   участника,   у которого в руках в данный момент находится мяч или игрушка. Для осознания, чем каждый сам может помочь другим, можно продолжить фразу: «Лучше всего мне удаётся…». Анализ: Подводя итог упражнения, ведущий подчёркивает наиболее удачные высказывания участников. Делается вывод, что каждый, обладая какими­либо преимуществами,   может   оказывать   поддержку   другим   и,   в   свою   очередь, полагаться на их помощь в трудной ситуации. 4.Заключительная часть.  1. Игра «Путешествие на газете» Участники   делятся   на   небольшие   группы  (4 – 5  человек),  задача   которых разместиться на развёрнутой газете. Если это удалось, газета складывается пополам   и   т.   д.   Побеждает   та   команда,   которая   уместилась   на   самом маленьком куске газеты. Анализ: После окончания этого упражнения проводится краткое обсуждение впечатлений от его выполнения. При этом ведущий подчёркивает, что чем теснее сплочённость группы, тем успешнее выполняется это упражнение. 11 2. Домашнее задание. Обсудить с родителями, какая помощь тебе может понадобиться в 5­м классе (не  обязательно  только  в  учёбе) и  чем бы ты  сам мог помочь  другим (не только одноклассникам). 3. Прощание. Участники в кругу, сцепляют руки, можно накрест, и хором произносят: «До­ сви­да­ни­МЫ», затем рассоединяют руки и хлопают. 4. Технологическая карта урока (коррекционно­развивающего занятия) по теме:        этапы урока (занятия) и вид деятельности; ресурсы этапа; деятельность обучающихся на этапе; форма организации учебной деятельности; содержание материала; формируемые УУД (для учителей) 1. Вводная часть Организационный момент: • Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе занятия: ­ установить контакт с обучающимися; ­ сплотить детей в коллектив; ­ установить доверительные, дружеские взаимоотношения в классе; ­ снять напряжение; ­ настроить детей на совместную деятельность. •  цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий: ­ познакомиться с темой нашего занятия; ­ подарить друг другу хорошее настроение; ­ настроиться на активную, сосредоточенную работу • Методы: словесный, наглядный Деятельность учителя Учитель организует  детей. 12 Деятельность  обучающихся Дети становятся, в круг берутся за руки. Продолжительность 5 минут ­Здравствуйте, ребята.  Давайте начнём наше  занятие с улыбки. ­Вам нужно по очереди  улыбнуться своим  соседям, которые слева и  справа от вас, очень  важно при этом смотреть  друг другу в глаза. А теперь поприветствуем  друг друга и  познакомимся! Ну, теперь, когда мы уже  друг друга знаем, давайте  разработаем правила!  (зачитывает правила) ­ принимают  предложение. ­ каждый по очереди  «дарит» улыбку своим  соседям слева и справа,  при этом смотрят друг  другу в глаза. Обучающиеся  приветствуют и  знакомятся друг с  другом посредством  жестов и рукопожатий Внимательно слушают  правила, которые им  предстоит соблюдать в  будущем для  сплочённости  коллектива Дети играют в игру  А теперь поиграем в игру  «Коллективный счёт» 2. Основная часть: • цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе занятия: ­сформировать   УУД   (регулятивные,   познавательные,   коммуникативные, личностные); ­ развивать память, мышление, внимание; ­ снять напряжение; ­ развивать умения следовать указаниям взрослого, сплочение коллектива; ­развивать мелкую моторику рук; ­развивать межполушарное взаимодействие; ­ коррекция недостатков развития познавательных процессов. •  цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий: ­ сконцентрировать внимание на протяжении всего занятия; ­продуктивно работать; ­ научиться планировать действия; ­  научиться   сотрудничать   друг   с  другом   в  поиске   решения   задачи,  затем принять компромиссное решение. • Дидактические методы: наглядные, иллюстративные, игровой метод, включающий   соревновательный   элемент,   словесные   с   опорой   на 13 наглядность и без опоры на наглядность; • Практические методы, которые носят игровой характер. • Формы: игровая, работа в паре. Деятельность учителя Ну, вот, самое время  проложить наш школьный  путь! (учитель знакомит с  правилами игры  «Школьный путь») Деятельность  обучающихся Участники игры  слушают учителя и  действуют согласно  полученным  инструкциям Продолжительность 25 минут o     4­й   классы. середине   На   доске   или круга   в укрепляется рисунок «Школьный путь». На нём изображена   гора:   левый склон   изображён   в   виде крутого   подъёма.   Это   1, 2,   Они изображены   в   виде труднодоступных уступов. Далее изображён более   пологий   участок пути:   5   –   6­й   классы   – небольшой   подъём,   7­й класс   –   чуть   заметная вершина, 8 – 9­й классы – начало пологого подъёма, 10 – 11­й класс – вершина горы.   Расстояния   между классами   должны   быть одинаковыми, их необходимо   обозначить флажками или стрелками. Ребята высказываются  по кругу, передавая  друг другу мяч или  игрушку   Учитель задаёт вопросы: О чём говорят путники на привале? Что встречалось на пути?  Какие были трудности и  как вы их преодолели?  14 3 Разминка : •  цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе занятия: ­ снять мышечное напряжение; ­ применить физкультминутку для сохранения здоровья учеников. •  цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий: ­ слушать внимательно взрослого; ­ выполнять требования учителя; ­сосредоточить внимание на задании; ­ снять мышечное напряжение. Метод: словесный  Форма: игровая • описание методов мотивирования (стимулирования) активности учащихся: ­ поощрение призами, похвала. Продолжительность 5 минут Деятельность педагога­ психолога Учитель предлагает детям отдохнуть в форме игры  «Комплименты» Подводя итог  упражнения, учитель  подчёркивает наиболее  удачные высказывания  участников. Делается  вывод, что каждый,  обладая какими­либо  преимуществами, может  оказывать поддержку  другим и, в свою очередь,  полагаться на их помощь  в трудной ситуации. Деятельность  обучающихся Учащиеся   думают   над вопросом,   в   чём надёжность их   одноклассников.  Участники,   сидя   в кругу, по очереди берут в   руки   мяч   или   остальные игрушку, называют   наиболее привлекательные   черты того   участника,   у которого   в   руках   в данный момент находится   мяч   или игрушка.   Для   осознания,   чем каждый   сам   может помочь   другим,   можно продолжить   фразу: «Лучше   всего   мне удаётся…». 15 4. Заключительная часть  Подведение итогов занятия, рефлексия предполагает: •  цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе занятия: ­   развивать   рефлексию,   расслабить   детей   в   конце   занятия,   дать   детям позитивный опыт общения; ­узнать, что понравилось и запомнилось с занятия, что нового узнали, чему научились; ­   дать   детям   возможность   высказаться   по   поводу   прошедшего   занятия, сделать общий вывод, формировать умение давать оценку своему состоянию, настроению. • цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия, сообщение задач и особенностей выполнения заданий: ­ развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Метод: словесный  Форма: игровая • описание   методов обучающихся: ­ поощрение призами, похвала.  мотивирования   (стимулирования)  активности Продолжительность 5 минут Деятельность  обучающихся Участники   делятся   на небольшие  группы (4 – 5   человек),   задача которых   разместиться на   развёрнутой   газете. Если   это   удалось, газета   складывается пополам   и   т.   д. Побеждает та  команда, которая   уместилась   на самом маленьком куске газеты. Ответы ребят Деятельность учителя Теперь поиграем в игру  «Путешествие на газете» ­Вот и подходит к концу  наше занятие. ­ Что вам больше всего  понравилось? ­Какие задания вызвали у  вас трудности? ­ Что для вас было новое  и необычное на занятии? 16 ­Дети выбирают цвет и  поднимают флажок  вверх. ­ Ученики повторяют  движения . ­ Стали ли мы дружнее? ­ Ребята у вас на партах  лежат разноцветные  флажки, вам нужно себя  оценить. Внимание,  красный цвет­ это «5», голубой­ «4», коричневый­  «3», чёрный­ «2». ­Поднимите, тот цвет,  который вы сегодня  заработали. ­Молодцы, ребята! Вы  очень хорошо справились  со всеми заданиями и  показали, что вы дружный коллектив! Похвалим  себя за сегодняшнюю  работу. ­Правой рукой гладим  себя по голове от затылка ко лбу, левой круговыми  движениями живот. ­Ну, вот пора заканчивать наше занятие. А чтобы его закрепить   возьмите   на дом   следующее   задание: Обсудите   с   родителями, какая помощь вам может понадобиться   в   5­м классе   (не   обязательно только в учёбе) и чем бы вы   сами   могли   помочь другим   (не   только одноклассникам).   Спасибо вам за участие, до   свидания,   ребята!   До новых встреч. Дети берутся за руки и  хором кричат:  ДО­СВИ­ДА­НИ ­ МЫ! 17 5. Самоанализ урока (коррекционно­развивающего занятия). Вы   присутствовали   на   коррекционно­развивающем   занятии     с пятиклассниками по их адаптации к средней школе. Среди них есть дети, для которых   характерна   быстрая   утомляемость,   снижение   уровня   учёбной мотивации,   мыслительных   процессов,   внимания,   памяти,   воображения, восприятия. Форма   занятия:   игра­путешествие,   так   как   для   наиболее   эффективного развития   и   коррекции   познавательной   сферы   необходимо   организовывать игровую деятельность, где каждый сюжетный этап формирует определенный познавательный   процесс.   Занятие   целенаправленно   ориентировано   на коррекцию психических процессов. На занятии решались следующие задачи: Обеспечить психологическую комфортность пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного   представления,   логического   мышления;   продолжать работать   над   усвоением   учащимися   алгоритма   составления   метафоры, развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; Обогащение   чувственного   познавательного   опыта,   развитие кинестетической чувствительности ног, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться. Воспитывать мотивацию к учению. 1. 2. 3. 4. Учебный материал соответствует задачам занятия. В соответствии с типом занятия была предусмотрена следующая структура: I. Организационный момент. Психологический настрой. Было   организовано   коллективное   приветствие.   Кинезиологическое упражнение   способствовало   общему   эмоциональному   настрою   на   работу   и развитию межполушарного взаимодействия. 18 II. Вступительная беседа нацелила ребят на динамичную игру и желание познакомиться с этапами школьного пути.   что   способствует   здоровьесбережению. III. Основная часть началась с общей стимуляции умственной деятельности ребят,   Были   проведены: глазодвигательная гимнастика, оздоровительные упражнения для частей тела были усложнены работой артикуляционного аппарата и глаз.  Упражнения по коррекции и развитию внимания.  Проведены  игры   для развития и коррекции как слухового, так и зрительного внимания. Упражнения по коррекции и развитию мышления.  Для  коррегирования мыслительных   процессов   использовались   постепенные   приёмы   усложнения заданий, в сочетании с психогимнастикой и физминуткой. Как известно, смена деятельности   необходима   для   поддержания   интереса   и   активного   участия ребенка в коррекционном процессе.  Упражнения по коррекции и развитию памяти.  Посредством  различных игр   и   рисованием   на   ватмане   дети   непринуждённо   развивали   память, восприятие. VI.   Итог.   Рефлексия.  Конечно   же,   занятие   должно   заканчиваться   на позитиве, который дети прочувствовали с помощью необычной похвалы при помощи   движений.   Каждый   ребёнок   смог   адекватно   оценить   себя посредством цветных флажков Этапы   занятия   логически   последовательны   и   взаимосвязаны   между   собой. Время   урока   распределено   целесообразно.   В   ходе   занятия   были активизированы все психические процессы. Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный,   практический,   которые   отображали   одну   тематику   и   были взаимосвязаны. На занятии я старалась выстроить личностно­ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения   превосходящей   оценкой,   таким   образом,   создать   ситуацию успеха для каждого из них.  Использование компьютерных технологий на занятии дало возможность для целостного восприятия детьми  материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. 19 Особый аспект на занятии имел  здоровьесберегающий эффект: применены: гимнастика   для   глаз,   психогимнастика,   физкультминутка,   релаксация, упражнения на тактильную чувствительность. На мой взгляд, дети хорошо справились со всеми заданиями. Обучающиеся на уроке   были   активны,   Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, я оцениваю как хороший.    работоспособны.   внимательны, С   воспитательной   точки   зрения   занятие   способствовало   формированию   у детей   положительного   интереса   к   учебной   деятельности   и   снизило напряжение обучаться в средней школе. В ходе занятия я почувствовала, что дети   ориентированы   на   общение   с   педагогом:   они   слышат   педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. Необычность организации занятия повысило их внимание и активность.  Всё   вышеперечисленное   говорит   о   том,   что   в   процессе   урока­игры   была создана благоприятная психологическая атмосфера, которая и в дальнейшем поможет пятиклассникам безболезненно адаптироваться к новому обучению в средней школе и влиться в учебный процесс.  20

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»

«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) по адаптации пятиклассников к средней школе в соответствии с ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017