«Чтение — основа учения».
«Литературное чтение»
Именно этот предмет обеспечивает
формирование всех видов УУД
личностных ,познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
прослеживание судьбы героя;
сравнения образа «Я» с героями литературных произведений;
формирование основ гражданской позиции ;
формирование эстетических ценностей;
отождествление себя с героями произведения;
воссоздание картины событий и поступков персонажей;
установление логической последовательности событий и действий героев произведения;
построение плана событий
Формирование УУД на уроках
литературного чтения
Примерная форма плана
современного урока
Текущее время урока, этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
интересный
познавательный
эмоциональный
темп и ритм оптимальные
атмосфера доброжелательности
и активность каждого школьника
смена видов деятельности учащихся,
различные методы и приемы
Требования к современному уроку:
Читательские умения и навыки
умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
сопереживать героям и автору;
понять главную мысль произведения,
его идею;
осознать свою позицию и передать ее
в форме устной или письменной речи
Этапы формирования
читательской
самостоятельности
пробудить и поддержать у детей
желание обращаться к книгам,
листать их, узнавать «знакомые»;
ввести детей в доступный круг чтения.
Научить читать книгу, тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.
«Читать - это еще ничего
не значит;
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное дело".
К. Д. Ушинский.
Участие ученика в определении цели урока
предопределение, понимание,осознаниюе
способов предстоящих действий
«включенность» школьника в учебную ситуацию (готовность к усвоению знаний)
активность учащихся становится
внутренне мотивированной.
познакомиться с творчеством... и его (ее) произведением
расширить знания о жизни и творчестве...
учиться правильно, выразительно читать произведение «...»,
отвечать на вопросы и т.д.
Постановка цели урока
Антиципация -
прогнозирование до чтения, темы,
содержания книги,
опираясь на внетекстовую информацию,
систему заголовков иллюстрации.
Работа с текстом до начала чтения.
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения..
Работа с текстом во время чтения.
Анализ художественного произведения .
Формулирование учащимися заданий для работы с текстом, участие школьников в постановке вопросов к тексту.
Процесс «вчитывания».
Работа с текстом после его прочтения.
2.Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом.
1.Раскрытиеие основной мысли произведения.
3.Чтение «между строк».
4.Рассказ учителя о писателе.
5.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации
6.Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.)
Приемы осмысления текста.
Выделение опорных пунктов,т.е.
нахождение в тексте основных идей, значимых слов,
фраз, и создание из них логической цепи.
антиципация — предвосхищение или смысловая догадка
реципация — мысленный возврат к прочитанному
П.П. Бажов «Серебряное Копытце».
Сколько лет было Дарёнке?А) 8 Б) 6 В.) 7
Какого цвета была кошка Мурёнка?А) серая Б) белая В) бурая
Из скольких веточек были рога у козлика?А) 5 Б) 2 В) 6
На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) левая передняя Б) правая передняя В) обе ноги
5.Какое полное имя Дарёнки?
А) Дарья Григорьевна Б) Дарёнка Григорьевна В) Даша Георгиевна
6.Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
А) 5 Б) 2
7.Какого цвета были камни, которые находили
люди на покосном лужке?
А) зеленые Б) фиолетовые В) голубые
I уровень
Где живет герой? Какие поступки совершает?
Какой характер у героя?
Даются опорные слова для составления
характеристики героев:
вежливый, добрый, сильный,
ленивый, отзывчивый,
сердечный, трудолюбивый,
честный, лживый, справедливый,
простой, внимательный.
Как вы относитесь к герою?
II. уровень
Написать письмо-отзыв о сказке писателю.
1. Приветствие
Здравствуйте, уважаемый...
Пишет Вам...
2. Отзыв о сказке
После прочтения сказки я …. 1)...2)..3)...
любовь доброта
совесть красота
милость честность
вера зло
Придумать тему рассказу.
Выбрать понравившееся слово.
Выяснить значение слова в словаре.
Домашнее задание
СИНКВЕЙН - ПЯТИСТРОЧНИК
Правила создания синквейна:
1. Слово.2. Два слова-характеристики
(часто прилагательные).3. Три слова действия (глаголы или отглагольные существительные).4. Четыре слова, выражающие отношение к предмету(1) или предложение из 4 слов. 5. Чаще слово-синоним, выражающее мнение, отношение к предмету.
Синквейн – это стихотворение, написанное
по следующим правилам:
1 строка – одно существительное,
выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных,
выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола,
описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форм
существительного (ассоциация с первым словом).
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра он становится способен
делать самостоятельно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.