Современный урок литературного чтения в начальной школе.

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 05.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на МО учителей начальных классов с использованием данной презентации позволяет чётко уяснить, как правильно построить современный урок литературного чтения, учитывая особенности построения для формирования УУД в соответствии с ФГОС, способствовать решению основных задач данного предмета. В ней предложены варианты постановки целей урока, основные этапы работы над произведением.
Иконка файла материала «Современный урок литературного чтеня.pptx

«Современный урок
литературного чтения
в начальной школе»

Учитель высшей категории
МОУ Коляновская СОШ
Ивановского
муниципального района
Сорокина О. В.

«Чтение — основа учения».

«Литературное чтение»

Именно этот предмет обеспечивает
формирование всех видов УУД
личностных ,познавательных,
коммуникативных и регулятивных.

прослеживание судьбы героя;
сравнения образа «Я» с героями литературных произведений;
формирование основ гражданской позиции ;
формирование эстетических ценностей;
отождествление себя с героями произведения;
воссоздание картины событий и поступков персонажей;
установление логической последовательности событий и действий героев произведения;
построение плана событий

Формирование УУД на уроках
литературного чтения


Примерная форма плана
современного урока

Текущее время урока, этапы

Действия учителя

Действия учащихся

интересный
познавательный
эмоциональный
темп и ритм оптимальные

атмосфера доброжелательности

и активность каждого школьника

смена видов деятельности учащихся,
различные методы и приемы

Требования к современному уроку:

Читательские умения и навыки

умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

сопереживать героям и автору;

понять главную мысль произведения,
его идею;

осознать свою позицию и передать ее
в форме устной или письменной речи

Этапы формирования
читательской
самостоятельности

пробудить и поддержать у детей
желание обращаться к книгам,
листать их, узнавать «знакомые»;
ввести детей в доступный круг чтения.

Научить читать книгу, тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.

«Читать - это еще ничего
не значит;
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное дело".
К. Д. Ушинский.

Участие ученика в определении цели урока

предопределение, понимание,осознаниюе
способов предстоящих действий

«включенность» школьника в учебную ситуацию (готовность к усвоению знаний)

активность учащихся становится
внутренне мотивированной.

познакомиться с творчеством... и его (ее) произведением

расширить знания о жизни и творчестве...

учиться правильно, выразительно читать произведение «...»,

отвечать на вопросы и т.д.

Постановка цели урока

Антиципация -

прогнозирование до чтения, темы,
содержания книги,
опираясь на внетекстовую информацию,
систему заголовков иллюстрации.

Работа с текстом до начала чтения.

Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения..

Работа с текстом во время чтения.

Анализ художественного произведения .

Формулирование учащимися заданий для работы с текстом, участие школьников в постановке вопросов к тексту.

Процесс «вчитывания».

Работа с текстом после его прочтения.

2.Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом.

1.Раскрытиеие основной мысли произведения.

3.Чтение «между строк».

4.Рассказ учителя о писателе.

5.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации

6.Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.)

Приемы осмысления текста.

Выделение опорных пунктов,т.е.

нахождение в тексте основных идей, значимых слов,
фраз, и создание из них логической цепи.

антиципация — предвосхищение или смысловая догадка

реципация — мысленный возврат к прочитанному

П.П. Бажов «Серебряное Копытце».

Сколько лет было Дарёнке? А) 8 Б) 6 В.) 7
Какого цвета была кошка Мурёнка? А) серая Б) белая В) бурая
Из скольких веточек были рога у козлика? А) 5 Б) 2 В) 6
На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) левая передняя Б) правая передняя В) обе ноги
5.Какое полное имя Дарёнки?
А) Дарья Григорьевна Б) Дарёнка Григорьевна В) Даша Георгиевна
6.Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
А) 5 Б) 2
7.Какого цвета были камни, которые находили
люди на покосном лужке?
А) зеленые Б) фиолетовые В) голубые

I уровень
Где живет герой? Какие поступки совершает?
Какой характер у героя?
Даются опорные слова для составления
характеристики героев:
вежливый, добрый, сильный,
ленивый, отзывчивый,
сердечный, трудолюбивый,
честный, лживый, справедливый,
простой, внимательный.
Как вы относитесь к герою?


II. уровень

Написать письмо-отзыв о сказке писателю.

1. Приветствие
Здравствуйте, уважаемый...
Пишет Вам...
2. Отзыв о сказке
После прочтения сказки я …. 1)...2)..3)...

любовь доброта
совесть красота
милость честность
вера зло

Придумать тему рассказу.

Выбрать понравившееся слово.

Выяснить значение слова в словаре.

Домашнее задание

СИНКВЕЙН - ПЯТИСТРОЧНИК

Правила создания синквейна:
1. Слово. 2. Два слова-характеристики
(часто прилагательные). 3. Три слова действия (глаголы или отглагольные существительные). 4. Четыре слова, выражающие отношение к предмету(1) или предложение из 4 слов.  5. Чаще слово-синоним, выражающее мнение, отношение к предмету.

Синквейн – это стихотворение, написанное
по следующим правилам:
1 строка – одно существительное,
выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных,
выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола,
описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форм
существительного (ассоциация с первым словом).


Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.


Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.

То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра он становится способен
делать самостоятельно.

Спасибо за внимание!