17.03.20г русский язык 7 класс
Тема: Союз как служебная часть речи.
Цель: Формирование общего понятия о союзе как служебной части речи.
Дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в тексте; формировать умение находить союзы в тексте; вырабатывать умение самостоятельно анализировать новый материал.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем изучать раздел русского языка «Морфология».
- Какие части речи существуют в нашем языке?
- Какие самостоятельные части речи вы знаете?
- Почему они являются самостоятельными?
- Ребята, но кроме самостоятельных частей речи в русском языке есть еще одна группа частей речи, а какие это части речи?
3.Вводно-мотивационный этап.
- Работа с текстом.
Задание: Прочитайте текст и подумайте, какова тема текста?
На юге Греции в Олимпии, от лучей солнца с помощью зеркала зажигается олимпийский огонь. Этот ритуал совершают греческие девушки.
Факел с огнем принимает бегун, и начинается факельная эстафета.
Бегуны несут горящий факел. Также на помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Путь огня может проходить через моря и океаны. Летчики или моряки также помогают доставить светило в нужное место.
Олимпийский огонь не должен потухнуть по дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только олимпийский огонь, но и два запасных.
В честь прибытия огня устраивают праздник, а затем всю ночь он хранится в одном из самых достопримечательных зданий в городе.
Момент, когда языки пламени всплеснутся над чашей с олимпийским огнем, самый волнующий.
Тема текста – эстафета олимпийского огня.
- Какова основная мысль текста? Олимпийский огонь – неотъемлемая часть Олимпийских игр.
- Какой частью речи являются выделенные слова? Предлоги.
- Что вы можете сказать о предлогах? (Связывают самостоятельные слова друг с другом; служебные части речи; вместе с окончаниями самостоятельных слов выражают различные смысловые значения; не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения).
4. Формирование новых знаний
- Какие еще слова в этом тексте являются служебными? (союзы)
- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку:
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
-Что это? (Союз).
4. Изучение новой темы.
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».
Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 (двухсот пятидесяти) союзов.
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.
Записывает из текста первое выделенное предложение, выделяет в нем грамматическую основу, строят схему этого предложения и дает характеристику союзу – и.
Путь огня может проходить через моря и океаны.
[- = О и О ]. В данном предложении союз И используется для связи однородных членов предложения.
Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:
· “И” – один из самых древних союзов русского языка;
· Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
· Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;
· Союз “И” является исключительно частотным словом.
Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи.
-Есть ли еще в тексте предложения с данным союзом? Какую роль он выполняет?
(да, есть. Факел с огнем…. В этом предложении союз И связывает части простого предложения в составе сложного).
-Давайте сделаем вывод. Что такое союз?
Союз-служебная часть речи, которая связывает однородные члены, части предложения, а также предложения.
6.Закрепление материала. Работа с предложениями.
Начался февраль, и стартовала зимняя Олимпиада, и российские спортсмены стали получать первые медали.
(Данное предложение по цели высказывания – повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное; по наличию главных членов – сложное; союзы служат для связи сложных предложений. Союз и повторяется перед каждым однородным членом, запятая ставится перед каждым союзом и).
У каждого участника олимпиады должно быть стремление к победе и огромная сила воли.
(Одиночный союз и связывает однородные члены предложения).
8. Оценивание. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
§58, упр 357
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.