Цель урока: познакомить учащихся с союзом, как со служебной частью речи.
Задачи урока: 
•	расширить знания учащихся о союзе как о служебной части речи; 
•	совершенствовать культуру речи учащихся; способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы. 
•	воспитывать навыки речевой культуры общения, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; 
•	формировать интерес к изучению русского языка. 
Формирование УУД: 
•	регулятивные:  формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
•	познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
•	коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;
•	личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания,  совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.
            
        
        
        
                    
                
                    Тема: Союз служебная часть речи. 3 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с союзом, как со служебной частью речи.
Задачи урока: 
Формирование УУД: 
расширить знания учащихся о союзе как о 
служебной части речи; 
совершенствовать культуру речи учащихся; 
способность к самоконтролю, умение наблюдать, 
делать выводы. 
воспитывать навыки речевой культуры общения, 
аккуратность, усидчивость, самостоятельность, 
дисциплинированность; 
 формировать интерес к изучению русского языка. 
 регулятивные:  формировать способность 
принимать и сохранять цели и задачи учебной 
деятельности; контролировать и оценивать учебные
действия;
 познавательные: формировать умения 
структурировать знания, учить делать выводы и 
обобщения; применять алгоритм; поиск и 
выделение необходимой информации;
коммуникативные: совершенствовать навык 
работы в ситуации сотрудничества со 
сверстниками  и учителем, умения выражать свои 
мысли;
личностные УУД: формировать положительное 
отношение к учению, к познавательной 
деятельности; желание приобретать новые знания,  
совершенствовать имеющиеся; осознавать свои 
трудности и стремиться к их преодолению; 
осваивать новые виды деятельности.Оборудование: учебник для 3 класса «Русский язык» (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.),
 индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; лист самооценки, компьютер, 
медиапроектор, экран, авторская компьютерная презентация (Приложение 1).
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Слайды
 
На двери надпись 
«Лингвистическая 
лаборатория»
Работа с толковым 
словарем.
№ 1, 2
Сегодня уроке вы 
будете изучать 
служебную часть 
речи союз.
1. Мобилизирующий этап 
урока 
– Ребята, вы заметили надпись на
двери нашего класса.
– Чем занимается наука 
лингвистика?
– Сегодня наш урок пройдет в 
лингвистической  лаборатории. 
А мы будем сотрудниками этой 
лаборатории.
2. Актуализация знаний. 
Формулирование темы, цели и 
задач урока
Тему нашего урока прислали по 
электронной почте. К 
сожалению, файл поврежден
 вирусом. Помогите её прочесть. 
Тема: Союз – служебная часть 
речи. 
Цель урока вы узнаете, прочитав,
задание упр. 192 (выяснить, 
узнать)
Цель – вывести понятие, что 
такое  союз.
Задачи:
 Доказать: какой частью 
речи является союз.
 Выяснить: для чего 
служат союзы
 Проверить: как 
изменяется смысл 
предложения приСамостоятельная 
работа
 
 
 
 
 
Лист оценивания №1
   
№ 3
 
использовании разных 
союзов
На доске: 
Доказать: какой частью речи …
Выяснить: для чего …
Проверить: как …
Прослушивание сообщения о 
происхождении слова СОЮЗ. 
(С.118)
Звукобуквенный разбор слова 
СОЮЗ (устно)
– В каких науках ещё 
встречается это слово? Что 
обозначает?
– Мы с вами изучаем раздел 
«Части речи», сейчас мы 
проведем графический диктант и
выясним, умеете  ли вы их 
различать? Перед вами листы 
оценивания, выполняем №1.
Графический диктант: 
     сущ. прил. гл.
луч, убегать
стоял, домик
изучать, домохозяйка, 
лучистый
 мести, бежать
прекрасный, песня, 
сбегала.
– Посмотрите, что у вас 
получилось? 
– У кого пучилась буква «У», 
тот УМНИЦА – отлично 
справился с заданием и 
безошибочно определил части 
речи. Я думаю, что вы также 
отлично будете работать на 
протяжении всего урока.Работа в паре
 Эти слова получили 
такое название, так как 
могут употребляться в 
речи без служебных 
слов.
Оценивают работу в 
парах:
– правильность;
– полнота;
– пример.
Лист самооценки №2
– Оцените графический диктант
 в листе самооценки.
3. «Развитие»  знания. 
Преобразование знаний
– С какими частями речи вы 
только что работали?  Какие это 
части речи? (самостоятельные). 
Назовите известные вам 
самостоятельные части речи.
– А какие части речи вы еще 
знаете? (служебные)
– Поработаем в 
парах.Перечислите  все 
признаки: 
1 вариант: самостоятельных 
частей речи. 
2 вариант: служебных частей  
речи 
В.I – самостоятельные части 
речи 
 Имеют лексическое 
значения, к ним можно 
задать вопрос.
 Имеют морфемный 
состав.
 Изменяются.
 Являются членами 
предложения.
В.II – служебные части речи 
 Не имеют лексического 
значения, к ним нельзя 
задать вопрос.
 Не имеют морфемного 
состава. Не изменяются.
 Не являются членами 
предложения.
– Оцените работу в паре. По 
каким критериям мы оцениваем 
знание правила?
Для того чтобы добиться цели, 
научные работники должны 
работать слажено, 
прислушиваться к мнению друг 
друга.
Ведь недаром в народе говорят:
Тот, кто с товарищем дружен,
вдвое умней и сильней.
– А теперь, уважаемые 
сотрудники лингвистической 
лаборатории, вспомнимте  этапы 
научной работы. 
– Опираясь на задачи урока, 
давайте выдвинем 1 гипотезу.
1 гипотеза. Союз –  служебная 
часть речи.
 Проведём опыт.  
– На примере данного 
высказывания, определите союз 
это самостоятельная  или 
служебная часть  речи.
– Итак, сделайте вывод.
Вывод: да, мы доказали, что 
союз – служебная часть речи.
– Итак, первую гипотезу мы с 
вами подтвердили.
– Давайте прочитаем 2 задачу 
урока. Сформулируйте гипотезу.
– Раз они служебные, значит они 
для чего то служат. Для чего 
служат союзы?
2 гипотеза. Союз служит для 
связи частей  предложения. 
– Попробуем её доказать или 
 
 
 
№ 4, 5, 6
 
№ 7, 8, 9, 10
 
 
Группе даётся задание: 
собрать пословицу из 
разрезанных частей.
 
 
Взаимопроверка(сверка со слайдом)
Лист самооценки №3
опровергнуть.
 
РАБОТА В ГРУППЕ. (Каждая 
группа собирает пословицу 
правильно и выстраивается 
лицом к классу, другие 
учащиеся проверяют 
правильность составления 
пословиц)
1. Незнайка на печи лежит, а
Знайка далеко бежит.
2. Семь раз отмерь, но один 
раз отрежь.
3. Работа сердце веселит и 
радует.
– Какую пословицу составили 
ребята каждой группы?
– Как вы понимаете эти 
пословицы?
– Какой союз использовали, 
чтобы соединить части 
предложения? 
– Какой вывод можно сделать?
Вывод. Союз служит для связи 
частей  предложения.
– Итак, мы подтвердили 2 
гипотезу.
 
Физкультминутка: Как гласит 
народная мудрость: «Делу – 
время, потехе – час»:
 
Кто пришёл сюда учиться? 
Хлопайте в ладоши!
И кто посмотреть, послушать? 
Хлопайте вы тоже! 
Кто уже устал немного? Топайте
ногами! 
И кто вовсе не устал, повторяйте
с нами! 
Кто всё знает о предлогах?  
Быстро приседайте! 
Ну, кто знает и не всё, тоженачинайте!
Кто готов урок продолжить? 
Правильно садитесь! 
И кому не хочется, к нам 
присоединитесь! 
– Давайте, вернемся к задачам 
урока и сформулируем 3 
гипотезу. 
 
Работа в парах
 
№ 11
 
 
 
№ 12, 13
Комментированное 
письмо
Работа в паре
Сверка со слайдом 
(Проверка – сверить 
с другой парой)
 
Лист самооценки №4
3 гипотеза. Смысл 
предложения изменяется при 
использовании разных союзов.
Учебник стр. 118 упр. 206 
(работаем в парах – устно)
– Сделайте вывод.  Меняется ли 
смысл предложения при 
использовании разных союзов?
– Итак, какой вывод мы с вами 
сделали? 3 гипотеза также 
подтвердилась.
4. Закрепление знаний и 
способов действия 
Учебник стр. 119 упр. 207 
5. Самостоятельное 
применение знаний 
(формирование осознанности 
изучаемого материала).
– Чтобы решить задачи урока, 
мы с вами выдвинули гипотезы, 
которые все подтвердились и на 
основе  подтвержденных гипотез,
давайте сформулируем понятие, 
что такое союз. 
Определение.
Союз – это … часть речи, 
которая служит для … 
частей предложения. При 
использовании разных союзов 
смысл предложения … Союз со№ 14, 15,16
словами пишется …
– Обменяйтесь работой с 
ребятами с соседней парты. 
Сверьте со слайдом.
– Оцените свою работу в листе 
самооценки.
6. Рефлексия (оценка качества 
работы класса и отдельных 
учащихся)
Дифференцированное задание
 
 
 
Самопроверка
Лист самооценки №5
 
 
 
 
Лист самооценки
 1 уровень: по карточкам.
 2 уровень: стр. 118 упражнение 
№ 205 (а)
 1 вариант:  12 предложение
 2 вариант:  34 предложение
 
7. Итог урока
– Давайте вспомним, как звучала
 цель нашего урока.
 (вывести понятия «союз»)
– Мы достигли цели? Что такое 
союз?
– В листе самооценки 
подсчитайте количество баллов 
за каждый вид задания. 
У кого 
2325 баллов – это отметка «5»,
1922 баллов – отметка «4».
1318 баллов  – отметка «3».
Домашнее задание.
 Стр.119 упражнение 
№208 (а) – 1 уровень.
№208(б) – 2 уровень.
№208 (в) – 3 уровень, для 
«Банка заданий» придумать 
карточки по теме «Союз». 
– Какое задание вызвало у вас 
затруднение?
Дорисуйте  смайлик.Рисуем носик (! – всё понятно), 
(? – остались вопросы)
Дорисуйте смайлику ротик.