г. Молотовск. Беломорский проспект
в первый
день войны.
22 июня 1941 года.
К началу войны город представлял из себя несколько десятков кварталов двухэтажных деревянных домов, учреждений культуры и быта. По большинству улиц и к домам можно было передвигаться только по узким дощатым мостикам, поднятым на сваях над водой.
В городе проживало около 30 тысяч человек
Военная история Молотовска 1941-1945 гг. в течение длительного времени оставалась вне поля научного изучения и была недоступна для освещения в печати. Это относится как к Молотовскому торговому порту, так и к заводу № 402 (ныне Государственное унитарное предприятие «Производственное Объединение «Северное машиностроительное предприятие»).
Деятельность Молотовского морского торгового порта и завода № 402 в 1941-1945 гг., осуществлявшаяся в тяжелейших условиях военного времени и при предельном напряжении сил всех их работников, имела стратегическое значение. От неё зависела сама возможность получения через Белое море в запланированном объеме и в заданные сроки помощи стран-союзников.
Всего за войну завод № 402 отремонтировал 70 иностранных судов из 173 пришедших в Молотовск. И не было ни одного случая задержки выхода судна в обратный рейс по вине судоремонтников. Капитаны судов союзников не имели претензий к заводу ни по срокам, ни по качеству ремонта.
За время с 1943 по 1945 годы завод № 402 построил и сдал ВМФ более 30 боевых кораблей, отремонтировал 24 ледокола, большое количество военных судов.
Ремонтировались на заводе и транспорты арктических конвоев, так называемых караванов.
Очень велико значение арктических конвоев.
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из
Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск, Молотовск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев
КОНВОЙ ( фр.,«сопровождение»)—
группа транспортов и торговых судов, передвигающаяся под
охраной военных кораблей для защиты и поддержки.
Создается на время перехода.
Ганзейские записи
( Ганза- союз немецких городов
Средневековья) упоминают
конвои с начала XII в.
До конца 1942 г. конвои,
шедшие в Россию,
обозначались индексом «PQ»,
шедшие из России - «QP».
29 сентября от берегов Исландии отошел второй конвой, получивший литер PQ-1.
В тот же день ему навстречу из Архангельска вышел первый обратный конвой QP-1, состоявший из 6 судов, дополненных танкером и
8-ю советскими пароходами. Основными грузами в их трюмах
были пиломатериалы и руда – то, чем
расплачивался Советский Союз с Великобританией по кредиту.
31 августа 1941 года в СССР прибыл первый союзнический морской конвой.
Вышедший из Исландии и получивший кодовое название
PQ-0 "Дервиш”, караван судов доставил в Архангельск стратегические
грузы по "ленд-лизу”.
Ленд-лиз (от англ. «lend» —
давать взаймы
и «lease» — сдавать в аренду)
Ленд-лиз — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.
Помощь союзников:
400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных, 756 противотанковых орудий,
200 противотанковых ракет, 2000 т. алюминия, 1000 т. брони,7000 т. свинца, 1500 т. олова и пр. ежемесячно.
Советский Союз в ответ поставлял союзникам некоторые виды сырья:
хромовую руду, калийную соль, апатиты, магнезит, асбест, лес.
К зиме 1942—1943, положение на северных направлениях резко ухудшилось. Враг стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась. По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск. Причем Молотовску отводилась главная роль в период зимних навигаций
С прибытием первых судов караванов определилось и второе главное назначение Молотовска - восстановление мореходных и эксплуатационных качеств этих судов. Межрейсовый ремонт транспортов союзников был поручен заводу №402. Почти все суда, пришедшие в Молотовский порт в декабре 1941 г., имели ледовые повреждения. Они нуждались в срочном ремонте и получили его.
Писатель Валентин Пикуль – автор исторического романа «Реквием каравану PQ-17». Роман посвящен трагедии одного из арктических конвоев союзников, который в июне 1942 года был почти полностью уничтожен немецкими подводными лодками и авиацией.
Финны, перехватив шифровку о выходе очередного каравана из Исландии в Советский Союз, передали её немцам.
Таким образом,
из 36 торговых
судов
в советские
порты
пробились
только 11.
Мы чтим традиции нашей истории.
С 1972 г. в Мурманске и Архангельске проводятся встречи
участников северных конвойных операций.
В этой связи показательно, что официальное признание участия Молотовска в обработке грузов ленд-лиза произошло лишь в 1991г. в дни празднования
50-летия прихода на Север первого каравана союзников " Дервиш" (РQ-0). Тогда в городе были установлены памятные доски, посвященные деятельности Молотовского порта в годы войны.
В 2016 году юбилейные торжества, посвященные 75-летию прихода первого союзного конвоя PQ-0 «Дервиш», пройдут в нашем городе с 29 августа
по 1 сентября.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.