Урок русского языка в 7 классе
Тема: Употребление союзов в речи. Союзы и союзные слова
Цели урока: совершенствовать умение определять значение подчинительных союзов и придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения; научить различать слова-омонимы разных частей речи; способствовать формированию понятия «союзные слова»; повторить вопросительные и относительные местоимения; усвоить этапы применения правила разграничения союзов и союзных слов; совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки учащихся.
Ход урока
Беседа о подчинительных союзах и их роли в предложении.
Вопросы:
- Какие группы подчинительных союзов по значению вам известны?
- В чем заключается роль союзов в предложении, в тексте?
Учитель. В сложноподчиненном предложении роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения и наречия. Они называются союзными словами.
Сегодня на уроке мы будем учиться находить союзные слова и подчинительные союзы в СПП, различать их, правильно использовать в речи.
II. Изучение новой темы.
1. Задание проблемного характера.
Записать строки Р.Рождественского и А. Фета, провести орфографический и пунктуационный разбор.
1.За то, что ты река без берегов,
За каждую весну твою и зиму,
За всех друзей и даже за врагов –
Спасибо, жизнь. За все тебе спасибо!
2.Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Учитель. Какое слово встречается в двух текстах? Какую роль выполняет оно в тексте? Какой частью речи оно является?
Ученики. Слово что является средством связи частей сложного предложения. Это подчинительный союз.
Учитель. Действительно, слово что присоединяет придаточную часть к главной в СПП, но в первом тексте что – это союз, а во втором – что является не союзом, а самостоятельной частью речи, относительным местоимением, которое выступает в роли союзного слова. Как же различить такие слова-омонимы? Есть целый ряд приемов, которые помогают определить, что связывает простые предложения в составе сложного – союз или союзное слово.
Задание.
Разберите по членам предложения придаточную часть в каждом тексте.
Вывод. В предложении из первого стихотворения / что ты река без берегов/ союз служит только для связи придаточной части с главной. Местоимение что во втором стихотворении / что я молча твержу/ тоже является средством связи, но, в отличие от союзов, является членом этого предложения, является дополнением. Как вы думаете, в чем причина этого отличия?
Ученики. Союзы – это служебные слова, они не являются членами предложения. Местоимение – самостоятельная часть речи, является членом предложения, к нему можно поставить вопрос от других членов предложения.
Учитель. Правильно. Как и все служебные части речи, союзы не изменяются и не являются членами предложения. Союзные слова не представляют особой части речи, в качестве союзных слов выступают относительные местоимения и наречия.
2.Работа с таблицей. /Таблица выводится на экран/.
Определим некоторые различительные признаки подчинительных союзов и союзных слов. Они отражены в таблице №1, которая лежит у вас на столе.
Различай |
Союзные слова |
Подчинительные союзы |
1.Выражаются самостоятельными частями речи |
+ |
- |
2.Они связаны грамматически с другими членами предложения, к ним возможна постановка вопроса |
+ |
- |
3.Они являются членами придаточного предложения |
+ |
- |
4.На них падает логическое ударение |
+ |
- |
5.Допускается употребление рядом с ними усилительных частиц же, ни, именно |
+ |
- |
6.Допускается замена синонимами, другими союзными словами |
+ |
- |
Тренировочные задания.
Послушайте стихотворение Р. Киплинга в переводе С.Маршака.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где?
Это стихотворение – метафора. Местоимения какого разряда – герои этого стихотворения?
Ученики. Это вопросительные местоимения, от которых образуются относительные, все они могут выполнять роль союзных слов. Примером может быть выделенное предложение.
Учитель. Выпишите выделенное предложение. Составьте схему предложения. / [ , (что ), ]. / Пользуясь таблицей, докажите: что - союзное слово.
Правильно определить средство связи в СПП поможет таблица №2, в которой представлены подчинительные союзы и союзные слова, которые часто употребляются в речи, к ней вы можете обращаться в случае затруднений.
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
что чтобы будто потому что так как оттого что когда пока как только как как будто если хотя и др. |
что кто который какой чей где когда куда откуда как сколько и др. |
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему некоторые слова подчеркнуты?
Это слова-омонимы. Чтобы отличить подчинительный союз от союзного слова, используйте приемы, с которыми познакомились сегодня.
IV. Закрепление изученного.
Записать предложения, объяснить знаки препинания, составить схемы, определить средства связи.
1.Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. 2.Избалованный всем, что только окружало его, Троекуров привык давать волю порывам пылкого своего нрава. / А.С.Пушкин/.
3. Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей,
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
/Н.Рыленков/
Учитель. Сегодня на уроке прозвучали поэтические строки замечательных русских поэтов. Они подтверждают слова Константина Паустовского, прозвучавшие в начале урока. Неиссякаемый источник языка – сам народ. Народная мудрость – пословицы русского языка. Выполняя тест, вчитайтесь в мудрые изречения.
Выполнение теста с последующей самопроверкой.
Тест.
Определите, союзом или союзным словом связано придаточное предложение с главным:
а) союзом; б) союзным словом.
V. Подведение итогов.
Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Умение отличать союзы от других частей речи необходимо для правильного их написания. Правописание союзов – тема следующего урока.
VI.Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.