Союзы и союзные слова
Оценка 4.7

Союзы и союзные слова

Оценка 4.7
doc
31.05.2021
Союзы и союзные слова
Употребление союзов в речи. Союзы и союзные слова.doc

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Употребление союзов в речи. Союзы и союзные слова

 

Цели урока: совершенствовать умение определять значение подчинительных союзов и придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения;  научить различать слова-омонимы  разных частей речи; способствовать формированию понятия «союзные слова»; повторить вопросительные и относительные местоимения; усвоить этапы применения правила разграничения союзов и союзных слов;  совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки учащихся.

Ход урока

 

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

 

Беседа о подчинительных союзах и их роли в предложении.

 

Вопросы:

 

- Какие группы подчинительных союзов по значению вам известны?

 

- В чем заключается роль союзов в предложении, в тексте?

 

Учитель. В сложноподчиненном предложении роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения и наречия. Они называются союзными словами.

Сегодня на уроке мы будем учиться находить союзные слова и подчинительные союзы в СПП, различать их, правильно  использовать в речи.

 

II. Изучение новой темы.

 

1. Задание проблемного характера.

Записать строки Р.Рождественского и А. Фета, провести орфографический и пунктуационный разбор.

 

1.За то, что ты река без берегов,

   За каждую весну твою и зиму,

   За всех друзей и даже за врагов –

   Спасибо, жизнь. За все тебе спасибо!

 

2.Я тебе ничего не скажу,

   И тебя не встревожу ничуть,

   И о том, что я молча твержу,

   Не решусь ни за что намекнуть.

 

Учитель. Какое слово встречается в двух текстах? Какую роль выполняет оно в тексте? Какой частью речи оно является?

 

Ученики. Слово что является средством связи частей сложного предложения. Это подчинительный союз.

 

Учитель. Действительно, слово что присоединяет придаточную часть к главной в СПП, но в первом  тексте что – это союз, а во втором –  что является не союзом, а самостоятельной частью речи, относительным местоимением, которое выступает в роли союзного слова. Как же различить такие слова-омонимы? Есть целый ряд приемов, которые помогают определить, что связывает простые предложения в составе сложного – союз или союзное слово.

Задание.

 Разберите по членам предложения придаточную часть в каждом тексте.

 

Вывод. В предложении  из первого стихотворения / что ты река без берегов/ союз служит только для связи придаточной части с главной. Местоимение что во втором стихотворении / что я молча твержу/ тоже является средством связи, но, в отличие от союзов, является членом этого предложения, является дополнением. Как вы думаете, в чем причина этого отличия?

 

Ученики. Союзы – это служебные слова, они не являются членами предложения. Местоимение – самостоятельная часть речи, является членом предложения, к нему можно поставить вопрос от других членов предложения.

Учитель. Правильно. Как и все служебные части речи, союзы не изменяются и не являются членами предложения. Союзные слова не представляют особой части речи, в качестве союзных слов выступают относительные местоимения и наречия.

2.Работа с таблицей. /Таблица выводится на экран/.

Определим некоторые различительные признаки подчинительных союзов и союзных слов. Они отражены в таблице №1, которая лежит у вас на столе.

 

Различай

Союзные

слова

Подчинительные

союзы

1.Выражаются самостоятельными частями речи

+

-

2.Они связаны грамматически с другими членами предложения, к ним  возможна постановка вопроса

+

-

3.Они являются членами придаточного предложения

+

-

4.На них падает логическое ударение

+

-

5.Допускается употребление рядом с ними усилительных частиц же, ни, именно

+

-

6.Допускается замена синонимами, другими союзными словами

+

-

 

 

Тренировочные задания.

 

 Послушайте стихотворение Р. Киплинга в переводе С.Маршака.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где?

 

Это стихотворение – метафора. Местоимения какого разряда – герои этого стихотворения?

Ученики. Это вопросительные местоимения, от которых образуются относительные, все они могут выполнять роль союзных слов. Примером может быть выделенное предложение.

 

Учитель. Выпишите выделенное предложение. Составьте схему предложения. / [  , (что ),  ]. / Пользуясь таблицей, докажите: что - союзное слово.

Правильно определить средство связи в СПП поможет таблица №2, в которой представлены подчинительные союзы и союзные слова, которые часто употребляются в речи, к ней вы можете обращаться в случае затруднений.

 

Подчинительные союзы

Союзные слова

что

чтобы

будто

потому что

так как

оттого что

когда

пока

как только

как

как будто

если

хотя и др.

что

кто

который

какой

чей

где

когда

куда

откуда

как

сколько

и др.

 

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему некоторые слова подчеркнуты?

 

Это слова-омонимы. Чтобы отличить подчинительный союз от союзного слова, используйте приемы, с которыми познакомились сегодня.

 

IV. Закрепление изученного.

 

Записать предложения, объяснить знаки препинания, составить схемы, определить средства связи.

 

1.Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. 2.Избалованный всем, что только окружало его, Троекуров привык давать волю порывам пылкого своего нрава. / А.С.Пушкин/.

 

 

3. Я помню руки матери моей,

 Что утирали слезы мне когда-то,

В пригоршнях приносили мне с полей,

Все, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!»

                               /Н.Рыленков/  

 

Учитель. Сегодня на уроке прозвучали поэтические строки замечательных русских поэтов. Они подтверждают слова Константина Паустовского, прозвучавшие в начале урока. Неиссякаемый источник языка – сам народ. Народная  мудрость – пословицы русского языка. Выполняя тест, вчитайтесь в мудрые изречения.

 

Выполнение теста с последующей самопроверкой.

Тест.

 

Определите, союзом или союзным словом связано придаточное предложение с главным:

а) союзом;       б) союзным словом.

 

  1. Что написано пером, того не вырубишь топором.
  2. Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.
  3. Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории.
  4. Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
  5. Настоящего человека всегда тянет туда, где очень трудно.
  6. Плох тот солдат, что не мечтает быть генералом.
  7. Легко работать, когда труд твой ценят.
  8. Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
  9. Не мил и свет, когда друга нет.
  10. Не ладны те ребятки, коих не журят ни батьки, ни матки.

 

V. Подведение итогов.

 

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Умение отличать союзы от других частей речи необходимо для правильного их написания. Правописание союзов – тема следующего урока.

 

VI.Домашнее задание:


Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Как вы думаете, в чем причина этого отличия?

Как вы думаете, в чем причина этого отличия?

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему некоторые слова подчеркнуты?

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему некоторые слова подчеркнуты?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021