Анастасия Сергеевна познакомила нас с большим количеством прекрасных и полезных техник. Но, к сожалению, они будут совершенно бесполезны, если учитель не овладел одним самым главным инструментом. Что же это за инструмент?
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Как и в этом прекрасном отрывке из стихотворения А.С. Пушкина, наш главный инструмент – слово. Очень важно понимать, что сказать, как сказать, кому сказать, когда сказать и т.д. Мудрецы всего мира и всех времен говорили о силе слова.
Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.
Толстой Лев Николаевич
Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.
Кони Анатолий Фёдорович
А мне нравится высказывание В.В.Маяковского: «Слово ласковое — мастер дивных див». В нем нет лишней напыщенности, пафоса, оно легкое, простое, но в тоже время ёмкое и всеобъемлющее.
Итак, сказанное нами, в любом случае, эмоционально окрашивается. Но мы-то с вами прекрасно знаем, что положительные эмоции куда более эффективные, чем отрицательные. Только положительные эмоции делают человека по-настоящему счастливым.
В зависимости от сказанного нами детям, родителям или родителями детям мы формируем отношение принятия или непринятия.
Проявления принятия: оценка поступка, а не личности, временный язык (Сегодня у тебя не получилось…), сравнение с самим собой, выражение заинтересованности, позитивные телесные контакты, доброжелательная позиция, эмоциональное присоединение, контакт глаз и т.д.
Проявление непринятия: отказ от объяснений, негативная оценка личности ребёнка, постоянный язык (Ты всегда делаешь всё неправильно…), игнорирование, указание несоответсвия родительским ожиданиям, оскорбления, угрозы, угрожающая позиция и т.д.
Упражнение «Принятие – непринятие»
Ребёнок говорит учителю: «Я не понял новую тему»
Ребёнок говорит учителю: «Я не выполнил домашнее задание»
Ребёнок говорит учителю: «А мне мама сказала, что это не такой уж важный предмет»
Ребёнок говорит учителю: «А в интернете написано совсем не так, как Вы нам рассказывали»
Учитель сообщает учащимся о необходимости подготовки дополнительного творческого задания
«Я-высказывание», «Ты-высказывание»
Чтобы не сеять вокруг себя конфликты и не раздувать возникшие ситуации до масштабов скандала, нужно запомнить одну (в общем-то) простую вещь. В психологии существует прямой запрет на один определённый тип высказываний в адрес другого человека. Называются они «Ты»-высказывания...
Вот они, образчики «Ты»-высказываний:
- Ты неправ!
- Вечно ты лезешь со своими советами!
- Только дурак мог поверить в это!
- Какой ты неуклюжий!
- Помолчи, пожалуйста!
- А что же произносить вместо этих ядрёных слов, когда они так и просятся на
язык?
Да в принципе... В принципе можно всё оставить как
есть и ничему не учиться. А что? Всё правильно! Так с ними и надо. И время
экономится — не надо думать, как сформулировать психологически корректную
реплику.
Но если Вы всё-таки хотите стать «мастером общения», то сейчас мы научимся
формулировать аналогичные, но грамотные реплики.
А формируются они по такому принципу.
Первое.
Придержите на языке ту фразу, которая готова уже сорваться с Ваших
уст.
Второе.
Подумайте, какая ВАША эмоция вызвала у Вас желание сказать такое,
отреагировать так...
третье
Постройте новое предложение, которое будет начинаться со слов:
«Я чувствую...» или «Мне...»
Вот и пример.
Вместо всех вышеперечисленных «Ты»-реплик, нам потребуется одна-единственная
фраза, которая заменит их все с лёгкостью. Итак,
вместо:
- «....Ты неправ!
- Вечно ты лезешь со своими советами!
- Только дурак мог поверить в это!
- Помолчи, пожалуйста!.....»
Мы говорим «волшебную» «Я»-фразу:
«Мне неприятно то, о чём ты только что сказал».
Такой тип высказывания и есть, как Вы уже догадались, «Я»-высказывание.
Его ещё называют Открытым выражением эмоций. Это умение откровенно и
своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас
его слова или поступки.
Учитель устал
Ребёнок грубо ответил на замечание
Итак, с помощью такого небольшого упражнения мы с вами вывели «речевые формулы» для конструктивного общения. Давайте их закрепим.
Как сформулировать просьбу, чтобы отказать было не возможно?
Только Вы …. В этой ситуации можете нам помочь!
Как замечательно, что Вы подошли …
Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…
Я знаю, что только Вы справитесь, потому что …
Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь!
Нам очень нужна именно Ваша помощь!
Зная Вашу компетентность, я обращаюсь именно к Вам за помощью.
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…
А как Вы видите выход из этой ситуации?
Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.