Создание атмосферы эмоционального благополучия на уроках

  • docx
  • 29.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обж.docx

Анастасия Сергеевна познакомила нас с большим количеством прекрасных и полезных техник. Но, к сожалению, они будут совершенно бесполезны, если учитель не овладел одним самым главным инструментом. Что же это за инструмент?

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».



Как и в этом прекрасном отрывке из стихотворения А.С. Пушкина, наш главный инструмент – слово. Очень важно понимать, что сказать, как сказать, кому сказать, когда сказать и т.д. Мудрецы всего мира и всех времен говорили о силе слова.

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Толстой Лев Николаевич

Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.

Кони Анатолий Фёдорович

А мне нравится высказывание В.В.Маяковского: «Слово ласковое — мастер дивных див». В нем нет лишней напыщенности, пафоса, оно легкое, простое, но в тоже время ёмкое и всеобъемлющее.

Итак, сказанное нами, в любом случае, эмоционально окрашивается. Но мы-то с вами прекрасно знаем, что положительные эмоции куда более эффективные, чем отрицательные. Только положительные эмоции делают человека по-настоящему счастливым.

В зависимости от сказанного нами детям, родителям или родителями детям мы формируем отношение принятия или непринятия.

Проявления принятия: оценка поступка, а не личности, временный язык (Сегодня у тебя не получилось…), сравнение с самим собой, выражение заинтересованности, позитивные телесные контакты, доброжелательная позиция, эмоциональное присоединение, контакт глаз и т.д.

Проявление непринятия: отказ от объяснений, негативная оценка личности ребёнка, постоянный язык (Ты всегда делаешь всё неправильно…), игнорирование, указание несоответсвия родительским ожиданиям, оскорбления, угрозы, угрожающая позиция и т.д.

Упражнение «Принятие – непринятие»

Ребёнок говорит учителю: «Я не понял новую тему»

Ребёнок говорит учителю: «Я не выполнил домашнее задание»

Ребёнок говорит учителю: «А мне мама сказала, что это не такой уж важный предмет»

Ребёнок говорит учителю: «А в интернете написано совсем не так, как Вы нам рассказывали»

Учитель сообщает учащимся о необходимости подготовки дополнительного            творческого задания

 

«Я-высказывание», «Ты-высказывание»

Чтобы не сеять вокруг себя конфликты и не раздувать возникшие ситуации до масштабов скандала, нужно запомнить одну (в общем-то) простую вещь. В психологии существует прямой запрет на один определённый тип высказываний в адрес другого человека. Называются они «Ты»-высказывания...

Вот они, образчики «Ты»-высказываний:

- Ты неправ! 
- Вечно ты лезешь со своими советами! 
- Только дурак мог поверить в это! 
- Какой ты неуклюжий! 
- Помолчи, пожалуйста! 
- А что же произносить вместо этих ядрёных слов, когда они так и просятся на язык?

Да в принципе... В принципе можно всё оставить как есть и ничему не учиться. А что? Всё правильно! Так с ними и надо. И время экономится — не надо думать, как сформулировать психологически корректную реплику. 

Но если Вы всё-таки хотите стать «мастером общения», то сейчас мы научимся формулировать аналогичные, но грамотные реплики. 

А формируются они по такому принципу. 
Первое. 
Придержите на языке ту фразу, которая готова уже сорваться с Ваших уст. 
Второе. 
Подумайте, какая ВАША эмоция вызвала у Вас желание сказать такое, отреагировать так... 
третье 

Постройте новое предложение, которое будет начинаться со слов: 
«Я чувствую...» или «Мне...» 
Вот и пример. 
Вместо всех вышеперечисленных «Ты»-реплик, нам потребуется одна-единственная фраза, которая заменит их все с лёгкостью. Итак, 
вместо:

- «....Ты неправ! 
- Вечно ты лезешь со своими советами! 
- Только дурак мог поверить в это! 
- Помолчи, пожалуйста!.....»

Мы говорим «волшебную» «Я»-фразу: 
«Мне неприятно то, о чём ты только что сказал». 
Такой тип высказывания и есть, как Вы уже догадались, «Я»-высказывание. 
Его ещё называют Открытым выражением эмоций. Это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки. 

Учитель устал

Ребёнок грубо ответил на замечание

 

Итак, с помощью такого небольшого упражнения мы с вами вывели «речевые формулы» для конструктивного общения. Давайте их закрепим.

Как сформулировать просьбу, чтобы отказать было не возможно?

Только Вы …. В этой ситуации можете нам помочь!

Как замечательно, что Вы подошли …

Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…

Я знаю, что только Вы справитесь, потому что …

Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь!

Нам очень нужна именно Ваша помощь!

Зная Вашу компетентность, я обращаюсь именно к Вам за помощью.

 

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…

А как Вы видите выход из этой ситуации?

Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…