Создание атмосферы эмоционального благополучия на уроках
Оценка 4.7

Создание атмосферы эмоционального благополучия на уроках

Оценка 4.7
docx
29.10.2020
Создание атмосферы эмоционального благополучия на уроках
обж.docx

Анастасия Сергеевна познакомила нас с большим количеством прекрасных и полезных техник. Но, к сожалению, они будут совершенно бесполезны, если учитель не овладел одним самым главным инструментом. Что же это за инструмент?

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».



Как и в этом прекрасном отрывке из стихотворения А.С. Пушкина, наш главный инструмент – слово. Очень важно понимать, что сказать, как сказать, кому сказать, когда сказать и т.д. Мудрецы всего мира и всех времен говорили о силе слова.

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Толстой Лев Николаевич

Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.

Кони Анатолий Фёдорович

А мне нравится высказывание В.В.Маяковского: «Слово ласковое — мастер дивных див». В нем нет лишней напыщенности, пафоса, оно легкое, простое, но в тоже время ёмкое и всеобъемлющее.

Итак, сказанное нами, в любом случае, эмоционально окрашивается. Но мы-то с вами прекрасно знаем, что положительные эмоции куда более эффективные, чем отрицательные. Только положительные эмоции делают человека по-настоящему счастливым.

В зависимости от сказанного нами детям, родителям или родителями детям мы формируем отношение принятия или непринятия.

Проявления принятия: оценка поступка, а не личности, временный язык (Сегодня у тебя не получилось…), сравнение с самим собой, выражение заинтересованности, позитивные телесные контакты, доброжелательная позиция, эмоциональное присоединение, контакт глаз и т.д.

Проявление непринятия: отказ от объяснений, негативная оценка личности ребёнка, постоянный язык (Ты всегда делаешь всё неправильно…), игнорирование, указание несоответсвия родительским ожиданиям, оскорбления, угрозы, угрожающая позиция и т.д.

Упражнение «Принятие – непринятие»

Ребёнок говорит учителю: «Я не понял новую тему»

Ребёнок говорит учителю: «Я не выполнил домашнее задание»

Ребёнок говорит учителю: «А мне мама сказала, что это не такой уж важный предмет»

Ребёнок говорит учителю: «А в интернете написано совсем не так, как Вы нам рассказывали»

Учитель сообщает учащимся о необходимости подготовки дополнительного            творческого задания

 

«Я-высказывание», «Ты-высказывание»

Чтобы не сеять вокруг себя конфликты и не раздувать возникшие ситуации до масштабов скандала, нужно запомнить одну (в общем-то) простую вещь. В психологии существует прямой запрет на один определённый тип высказываний в адрес другого человека. Называются они «Ты»-высказывания...

Вот они, образчики «Ты»-высказываний:

- Ты неправ! 
- Вечно ты лезешь со своими советами! 
- Только дурак мог поверить в это! 
- Какой ты неуклюжий! 
- Помолчи, пожалуйста! 
- А что же произносить вместо этих ядрёных слов, когда они так и просятся на язык?

Да в принципе... В принципе можно всё оставить как есть и ничему не учиться. А что? Всё правильно! Так с ними и надо. И время экономится — не надо думать, как сформулировать психологически корректную реплику. 

Но если Вы всё-таки хотите стать «мастером общения», то сейчас мы научимся формулировать аналогичные, но грамотные реплики. 

А формируются они по такому принципу. 
Первое. 
Придержите на языке ту фразу, которая готова уже сорваться с Ваших уст. 
Второе. 
Подумайте, какая ВАША эмоция вызвала у Вас желание сказать такое, отреагировать так... 
третье 

Постройте новое предложение, которое будет начинаться со слов: 
«Я чувствую...» или «Мне...» 
Вот и пример. 
Вместо всех вышеперечисленных «Ты»-реплик, нам потребуется одна-единственная фраза, которая заменит их все с лёгкостью. Итак, 
вместо:

- «....Ты неправ! 
- Вечно ты лезешь со своими советами! 
- Только дурак мог поверить в это! 
- Помолчи, пожалуйста!.....»

Мы говорим «волшебную» «Я»-фразу: 
«Мне неприятно то, о чём ты только что сказал». 
Такой тип высказывания и есть, как Вы уже догадались, «Я»-высказывание. 
Его ещё называют Открытым выражением эмоций. Это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки. 

Учитель устал

Ребёнок грубо ответил на замечание

 

Итак, с помощью такого небольшого упражнения мы с вами вывели «речевые формулы» для конструктивного общения. Давайте их закрепим.

Как сформулировать просьбу, чтобы отказать было не возможно?

Только Вы …. В этой ситуации можете нам помочь!

Как замечательно, что Вы подошли …

Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…

Я знаю, что только Вы справитесь, потому что …

Только Ваши знания и родительский опыт могут нам помочь!

Нам очень нужна именно Ваша помощь!

Зная Вашу компетентность, я обращаюсь именно к Вам за помощью.

 

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…

А как Вы видите выход из этой ситуации?

Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…

 


 

Анастасия Сергеевна познакомила нас с большим количеством прекрасных и полезных техник

Анастасия Сергеевна познакомила нас с большим количеством прекрасных и полезных техник

Проявление непринятия: отказ от объяснений, негативная оценка личности ребёнка, постоянный язык (Ты всегда делаешь всё неправильно…), игнорирование, указание несоответсвия родительским ожиданиям, оскорбления, угрозы, угрожающая позиция…

Проявление непринятия: отказ от объяснений, негативная оценка личности ребёнка, постоянный язык (Ты всегда делаешь всё неправильно…), игнорирование, указание несоответсвия родительским ожиданиям, оскорбления, угрозы, угрожающая позиция…

Постройте новое предложение, которое будет начинаться со слов: «Я чувствую

Постройте новое предложение, которое будет начинаться со слов: «Я чувствую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020