Екатерина Григорьевна
Архипкина-Верещагина
воспитатель
ГКОУ «ГОРЛОВСКАЯ СШИ № 9»
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе
Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Для того, чтобы изучить социально-педагогический климат в классе, педагоги должны знать:
Характеристики благоприятного социально- психологического климата:
· В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
· В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
· В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
· Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.
· Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
· В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата:
· В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого,
· каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
· В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
· Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
· Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
· Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
· В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
· В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремиться сотрудничать с другими коллективами.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода своего «я».
При неблагоприятном климате: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
· Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
· Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).
· Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Эмпирические референты социально-психологического климата класса:
Благоприятный СПК
Параметры |
Вербальные референты |
Невербальные референты |
Эмоциональный фон |
Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам |
Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству |
Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересо- ванности во мнениях других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?») |
Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга). |
Эффективность взаимодействия |
Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом. |
Жесты, выражающие удовлетворение проделан- ной работой. Улыбка при подведении итогов работы. |
Неблагоприятный СПК
Параметры |
Вербальные референты |
Невербальные референты |
Эмоциональный фон |
Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. |
Недоброжелательные улыб- ки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству |
Перебивание собеседника. Высказывание незаинтере- сованности во мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» |
Отсутствие демонстрации внимания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться по позе и расположению). |
Эффективность взаимо- действия |
Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения резуль- татом |
Жесты, выражающие неудовлетворение проделан ной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы. |
Если психологический климат связан с моральным состоянием детей и задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально-психологическом климате.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в ученическом коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать. Многие педагоги серьезно подходят к вопросу создания благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:
· необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
· находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
· формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
· если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;
· создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
· привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
· не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
· создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;
· развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
· развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
И хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:
· Всегда исходите из того, что самый большой грех - нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
· Действия педагога должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого ученика.
· Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
· Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
· Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
· Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.
· Забудьте о покровительственном тоне.
· Создавайте условия, а не диктуйте их.
· Являйте собой пример.
· Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте детьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
· Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни формирует и людям. Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Я уверена - благоприятный психологический климат в классе зависит во многом и от нас, педагогов. Наша обязанность - работать во благо детей. И каждый школьный день мы должны соблюдать правила тактичного поведения с воспитанниками, которые помогут сохранить надолго атмосферу взаимопонимания в наших классных коллективах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.