Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе
Оценка 4.6

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе

Оценка 4.6
docx
21.09.2024
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе
Создание благоприятного психол климата в классе docx.docx

                                                  Екатерина Григорьевна

                                                   Архипкина-Верещагина

                               воспитатель

                                                                       ГКОУ «ГОРЛОВСКАЯ СШИ № 9»

 

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе

 

Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим,  требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того, чтобы изучить социально-педагогический климат в классе, педагоги должны знать:

Характеристики благоприятного социально- психологического климата:

·         В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

·         В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.

·         В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

·         Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.

·         Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

·         В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

            Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди  представляют  особую ценность для современного общества.

Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

 

Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата:

·         В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого, 

·         каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

·         В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя  лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

·         Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

·         Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

·         Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

·         В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

·         В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремиться сотрудничать с другими коллективами.

            Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

 

          Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода своего «я».

При неблагоприятном климате:  незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

 

           К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

·         Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

·         Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).

·         Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

 

 

 

 

 

Эмпирические референты социально-психологического климата класса:

 

Благоприятный СПК

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

Доброжелательные улыбки, смех.

Позитивный или спокойный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересо- ванности во мнениях других («А как ты думаешь?»,

«Вам это нравится?»)

Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, угуканием), контактом глаз.

Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).

Эффективность взаимодействия

Словесное подтверждение решения поставленной задачи.

Словесное выражение удовлетворения результатом.

Жесты, выражающие удовлетворение проделан- ной работой.

Улыбка при подведении итогов работы.

   

Неблагоприятный СПК

Параметры

Вербальные  референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

 Недоброжелательные улыб- ки, смех, обидные слова в адрес одноклассников.

Печальный или враждебный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтере- сованности во мнении других

(«А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?»

Отсутствие демонстрации внимания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться по позе и расположению).

Эффективность взаимо- действия

Словесное отрицание решения поставленной задачи.

Словесное выражение неудовлетворения резуль- татом

Жесты, выражающие неудовлетворение проделан ной работой.

Печаль или враждебность при подведении итогов работы.

 

 

Если психологический климат связан с моральным состоянием детей и задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально-психологическом климате.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в ученическом коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.  Многие педагоги серьезно подходят к вопросу создания благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.

 

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:

·         необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их  о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

·         находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;

·         формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

·         если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;

·         создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

·         привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;

·         не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

·         создавать условия для повышения  комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;

·         развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

·         развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

 

        И хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом  Мейстером  в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

·         Всегда исходите из того, что самый большой грех - нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

·         Действия  педагога должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого ученика.

·         Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

·         Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

·         Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

·         Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.

·         Забудьте о покровительственном тоне.

·         Создавайте условия, а не диктуйте их.

·         Являйте собой пример.

·         Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте детьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

·         Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

 

Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми. Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни формирует и людям. Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Я уверена - благоприятный психологический климат в классе зависит во многом и от нас, педагогов. Наша обязанность - работать во благо детей. И каждый школьный день мы должны соблюдать правила тактичного поведения с воспитанниками, которые помогут сохранить надолго атмосферу взаимопонимания в наших классных коллективах.

 

 


 

Екатерина Григорьевна

Екатерина Григорьевна

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива

Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат

Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат

Если психологический климат связан с моральным состоянием детей и задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально-психологическом климате

Если психологический климат связан с моральным состоянием детей и задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально-психологическом климате

Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение

Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2024