Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путем использования стихов собственного сочинения
Оценка 4.6

Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путем использования стихов собственного сочинения

Оценка 4.6
docx
28.06.2024
Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путем использования стихов собственного сочинения
Белкина Н. В. МОУ-Лицей 2 Саратов.docx

Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путём использования стихов собственного сочинения

Белкина Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ – Лицей №2 города Саратова

Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – все это создает благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения, определяет позитивное воздействие на здоровье.

Именно поэтому свои уроки я нередко сопровождаю стихами собственного сочинения, чтобы личным примером побудить своих учеников к творческому содружеству, активизировать их мыслительную деятельность.

Например, урок литературы в 11 классе «Заседание «Цеха поэтов» начинается определенной провокацией – вызовом со стороны учителя, который выступает в роли руководителя этого цеха.

 

Я – Надежда, и имя это

Полыхает во мне, как зарево.

Не Ахматова я, конечно,

И, тем более, не Цветаева…

 

И напрасно кто-то пытается

Приписать мне поэта звание:

Не того я полёта и роста,

Чтобы это пройти испытание.

 

Не дано мне от жизни многое.

Что успела схватить – схватила.

И иду я своей дорогою,

Не сказала бы, что вполсилы.

 

Каждый день проживаю, будто

Он последний в моём расписании,

И доказываю кому-то

Теорему о вечном познании.

 

Теорему, хоть я и лирик,

И другим обладаю сознанием.

Пусть исчезнет во мне сатирик,

Не достойный хвалы и внимания!

 

И опять я в своей стихии,

Где читала впервые Ахматову,

Где когда-то меня пленили

Золотые огни Саратова.

 

Где шептали Цветаевой строки,

Что «душа родилась крылатой»,

Ну а я подхватила вовремя

Изумрудных стихов раскаты.

 

Я – Надежда, а значит, Вера

И Любовь поселились рядом,

Создавая вокруг атмосферу,

Что любые разрушит преграды.

 

И я верю, что имени сила

В пропасть мне не даст провалиться.

Сотворять я не буду кумира,

Чтоб потом на него не злиться.

 

Так сильней разгорайся, зарево,

Чтоб дорогу осилил идущий!

И появятся строки заново,

Воспевая восход грядущий…

Далее спрашиваю, какие литературные ассоциации оно вызывает у каждой группы, на которые предварительно разделён класс, прошу найти черты каждого литературного направления (обычно такие моменты очень нравятся ребятам), и далее урок, как правило, очень эмоционален и продуктивен, а стихи, которые ученики сочиняют далее, очень интересны.

 

Подобную практику я начала использовать в своей работе очень давно, когда моя педагогическая деятельность только начиналась. Об этом впервые попросили меня ученики гуманитарного класса, когда мы готовились с ними к уроку «Слово о полку Игореве в русской культуре и искусстве». В ходе подготовки организовались три группы – художники, музыканты и литературоведы – и ребята хотели, чтобы выступление каждой группы предварялось своеобразным вступлением - чтением стихов. Мне эта идея показалась очень интересной, и вот что получилось в итоге.

 

В самом начале урока прозвучали стихи:

 

Как горько, что на нашем на веку

Мы забываем «Слово о полку…»

За повседневной суматохой бед

Мы потеряли нравственности след.

 

А если оглянуться нам назад,

Туда, где стрелы Игоря свистят,

Где хан Кончак тревожит наш народ,

Где Ярославна плачет и поёт?

 

Ты всё видала, русская земля,

Впитала раны ты в себя не зря,

Немой свидетель и немой судья

Того, как жили русские князья.

 

И мы сегодня только из картин,

Из глубины белеющих седин,

Из летописи памятных времён

Истрию России узнаём.

 

 

 

А над всем этим, нас храня от бед,

Великий Автор «Слова…» ставит след.

«Не лепо ли ны бяшет…», как в поэме?

И нам пора за всё держать ответ.

 

Далее после небольшого вступления звучат стихи, предваряющие выступление группы художников:

 

Гравюр Фаворского немеркнущие лики

Напоминают о годах былых,

На поле брани воинов великих

Предсмертный стон как будто не утих.

 

А из-под кисти гения Перова

Выходит Ярославна на Дунай,

Княгиня эта мужа ждёт живого,

Ты ей, природа, в этом помогай!

 

А Вы сказать нам, Васнецов, смогли бы,

Чем привлекают Вас богатыри?

И как добиться удалось такого,

Чтоб, даже мёртвые, ожить они смогли?

 

Кровь не видна на Игоревом войске,

Достойный обрело оно покой.

А среди нас найдётся ли художник,

Чтоб сохранить историю такой?

 

Перед выступлением группы музыкантов звуча следующие строки:

 

Вот гаснет свет, и голоса смолкают,

И рушится былых времён стена,

И звуки ввысь стремительно взлетают

С великим именем Бородина.

 

И хочется мгновенно очутиться

Во Игоревом доблестном полку,

С разгулом Галицкого не смириться,

И с русской женщиной испить тоску.

 

И дать свободу, о которой просит

Пленённый Кончаком коварным князь,

И закружиться в пёстром хороводе

Из половецких плясок, не таясь.

 

И высмеять и СкУлу, и Ерошку,

Овлуру за содействие воздать,

И русский дух вдохнуть,

И очутиться в двадцатом веке, помня благодать.

 

И упиваться музыкою долго,

И не забыть Баяновых седин.

И всё это – в одном – едином звуке,

В величественном слове – Бородин.

 

В целях экономии времени пропустим стихотворение, которое звучало перед выступлением группы литературоведов, скажу лишь только, что эти стихи настраивали учеников конкретной группы на выступление, а остальных – на восприятие материала, таким образом, наше совместное творчество удалось, и этот урок ребята при встрече вспоминают до сих пор, хотя прошло уже немало лет.

 

Несомненно, для создания стихов требуется определённая атмосфера, иногда к этому побуждает какое-то событие, например, совместные поездки с ребятами по литературным местам. Стихи, написанные во время таких поездок, не только усиливают впечатления ребят, порою они побуждают и учеников к написанию собственных стихов, что всегда я особенно ценю. Вот такие стихи я прочитала ребятам во время поездки в Михайловское.

 

По тропинке, что бежит уверенно

Вдоль простого русского села,

Я, походку окрылив намеренно,

Снова в гости к Пушкину пришла.

 

Вновь меня встречает он с улыбкою,

И земной поклон мне ветер шлёт,

Словно поэтической ошибкою

Хочет он увлечь меня в полёт.

 

Ну а я, забыв про все волнения,

Чувствую, что мне неведом страх.

Пушкинское лёгкое дыхание

Ощущаю на своих плечах.

 

Родина, Россия, слово Пушкина –

Вот что вдохновение даёт,

Для поэта память и признание –

Как для птицы чистый небосвод.

 

 

И раскинув крылья, словно летопись,

Что в страницы книги вплетена,

Я на равных пообщалась с Пушкиным,

Творчества и музыки полна.

 

А когда я по тропинке солнечной

Уходила, в осень влюблена,

Он в ответ мне подмигнул украдкою,

Прошептав: «Ты снова не одна…»

 

Конечно, это не могло не побудить ребят к ответному слову, и многие тоже с удовольствием попробовали свои силы, получилось очень интересно.

 

А эти стихи были написаны после поездки в Тарханы и прочитаны в начале урока литературы в 7 классе, когда мы начали изучать творчество М. Ю. Лермонтова.

 

 

Я томик Пушкина закрыла.
Но сколько б ни промчалось лет,
Как только это имя слышу,
Встает строка: “Погиб поэт…”

Погиб. Но слово не исчезло,
Его успел он подхватить,
Тот, кто России не позволил
Про гений Пушкина забыть.

Их имена сегодня рядом,
У каждого читатель свой.
Я томик Пушкина закрыла,
Чтоб вслед за ним открыть другой…

 

Далее задаю ребятам вопрос: «Так чей же томик стихов мы откроем с вами сегодня?», после чего начинается разговор о Лермонтове.

Может возникнуть вопрос: только ли на уроках литературы я использую подобный приём? Отвечу, что на уроках русского языка этот приём тоже работает. Приведу лишь один пример.

В конце урока русского языка в 9 классе «Придаточные обстоятельственные уступки» (сразу поясню, что текстовый материал к уроку был подобран о блокаде Ленинграда), читаю стихотворение:

Пусть промчатся годы чередой,

В памяти народной не исчезнут

900 ночей и страшных дней,

Голос совести над чёрной бездной.

 

Несмотря на то что окружён

Этот город был кольцом блокады,

Он не сдался и не отступил

Ни на шаг, врагу не дав пощады.

 

Мы всё это подвигом зовём,

Но никто не требовал награды,

Ведь в груди у каждого из них

Билось сердце, сердце Ленинграда.

И в качестве одного из вариантов домашнего задания я предлагаю ребятам сочинить своё стихотворение по данной тематике, где они должны постараться употребить сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, в том числе и с придаточными уступки.

Конечно, можно привести ещё много примеров из практики, но, думаю, всем становится понятно, что использование стихов собственного сочинения на уроках и во внеурочной деятельности создаёт благоприятный психологический климат. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путём использования стихов собственного сочинения

Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путём использования стихов собственного сочинения

Каждый день проживаю, будто Он последний в моём расписании,

Каждый день проживаю, будто Он последний в моём расписании,

Так сильней разгорайся, зарево,

Так сильней разгорайся, зарево,

А над всем этим, нас храня от бед,

А над всем этим, нас храня от бед,

Из половецких плясок, не таясь

Из половецких плясок, не таясь

И раскинув крылья, словно летопись,

И раскинув крылья, словно летопись,

В конце урока русского языка в 9 классе «Придаточные обстоятельственные уступки» (сразу поясню, что текстовый материал к уроку был подобран о блокаде

В конце урока русского языка в 9 классе «Придаточные обстоятельственные уступки» (сразу поясню, что текстовый материал к уроку был подобран о блокаде

Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путем использования стихов собственного сочинения

Создание благоприятного психологического климата на уроках и во внеурочной деятельности как основа нравственного здоровья учащихся путем использования стихов собственного сочинения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2024