Создание благоприятной среды школы в профилактике подростковых конфликтов

  • docx
  • 27.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Создание благоприятной среды школы в профилактике подростковых конфликтов.docx

Создание благоприятной среды школы в профилактике подростковых конфликтов

Н.Л. Кондрашина

Большинство теоретиков и практиков, исследовавших вопросы профилактики подростковых конфликтов считают, что создание благоприятной социально-культурной среды в образовательной организации играет ключевую роль в профилактике конфликтов среди младших подростков. Такая среда способствует развитию позитивных межличностных отношений, формированию уважения и толерантности, а также снижению уровня стресса и тревожности у учащихся.

Они определяют, что социально-культурная среда образовательной организации включает в себя совокупность социальных и культурных факторов, влияющих на поведение и развитие обучающихся, и включает в себя:

-     социальные нормы и ценности: принципы и правила поведения, принятые в образовательной организации.

-     Культурные традиции и обычаи: культурные мероприятия, праздники, традиции и обряды, которые проводятся в школе и другой образовательной организации, в которой обучается подросток.

-     Межличностные отношения: взаимодействие между учениками, учителями и другими сотрудниками школы.

-     Психологический климат: общая атмосфера в школе, уровень доверия и поддержки.

Важность создания благоприятной социально-культурной среды заключается в следующем:

-     снижение конфликтов: благоприятная среда способствует снижению уровня агрессии и конфликтности среди обучающихся.

-     Развитие позитивных качеств: формирование уважения, толерантности, эмпатии и других позитивных качеств у учащихся.

-     Улучшение психологического климата: снижение уровня стресса и тревожности, повышение уровня удовлетворенности школьной жизнью.

-     Повышение учебной мотивации: обучающиеся чувствуют себя более уверенно и мотивированно в благоприятной среде.

К основным компонентам благоприятной социально-культурной среды относят:

-     взаимное уважение и доверие посредством создания атмосферы, где каждый чувствует себя уважаемым и ценным;

-     инклюзивность и толерантность, которая проявляется в признании разнообразия, создании равных условий для всех обучающихся;

-     поддержку и сотрудничество через формирование культуры взаимопомощи и поддержки среди обучающихся, педагогов и учителей;

-     эмоциональная безопасность, обеспечивающая психологическую безопасность, где подростки могут выражать свои эмоции без страха осуждения;

-     активное участие обучающихся в мероприятиях и жизни образовательной организации посредством вовлечения обучающихся в принятие решений и организацию общественной жизни.

К основным методам создания благоприятной социально-культурной среды они относят:

-     разработку и внедрение правил и норм образовательной организации. Создание четких и справедливых правил поведения, которые способствуют развитию каждого обучающегося, уважению и толерантности.

-     Проведение социально–культурных и культурно–досуговых мероприятий. Организация праздников, концертов, выставок и других мероприятий, которые способствуют укреплению школьного сообщества.

-     Обучение и воспитание. Включение в учебные программы тем, связанных с толерантностью, уважением и разрешением конфликтов.

-     Создание системы поддержки: Обеспечение доступности психологической и социальной поддержки для обучающихся.

-     Формирование позитивных межличностных отношений: организация мероприятий, направленных на укрепление дружеских связей и сотрудничества среди обучающихся.

-     Вовлечение родителей и сообщества: активное участие родителей и местного сообщества в жизни образовательной организации, что способствует созданию более сплоченной и поддерживающей среды.

Среди конкретных действий для создания благоприятной среды можно выделить следующие:

-     создание клубов общения: Регулярные встречи, где обучающиеся могут обсудить свои чувства и переживания в безопасной и поддерживающей обстановке;

-     проекты сотрудничества: организация совместных проектов, где обучающиеся работают вместе для достижения общих целей;

-     психологические тренинги и семинары: проведение тренингов, направленных на развитие эмоционального интеллекта, навыков общения и разрешения конфликтов;

-     культурные и спортивные мероприятия: организация культурных и спортивных мероприятий, которые способствуют укреплению школьного сообщества и развитию позитивных качеств у учащихся;

-     медиация и разрешение конфликтов: внедрение программ медиации, где специально обученные медиаторы помогают разрешать конфликты между учащимися.

Педагогам, учителям и администрации в создании благоприятной среды принадлежит важная роль, которая включает в себя:

Личный пример. Учителя, педагоги и администрация должны демонстрировать уважение, толерантность и поддержку в своих повседневных действиях.

Обучение и развитие: профессиональное развитие учителей, направленное на обучение методам создания благоприятной социально-культурной среды.

Открытое общение: создание условий для открытого и честного общения между учителями, учащимися и родителями.

Поддержка инициатив: поддержка инициатив учащихся, направленных на улучшение школьной среды.

С целью оценки эффективности созданной социально–культурной среды важно проводить регулярный мониторинг посредством проведения регулярных опросов и исследований для оценки уровня удовлетворенности обучающихся средой образовательной организации. Кроме того, крайне важна обратная связь: Сбор обратной связи от обучающихся, учителей и родителей для выявления проблем и поиска путей их решения. Не менее важным является анализ конфликтов: Анализ причин и частоты конфликтов, разработка и внедрение мер по их предотвращению.

Таким образом, создание благоприятной социально-культурной среды в образовательной организации является эффективным средством профилактики конфликтов среди младших подростков. Такая среда способствует развитию уважения, толерантности, взаимопомощи и сотрудничества, что в свою очередь снижает уровень агрессии и конфликтности. Важную роль в этом процессе играют учителя, администрация, родители и само школьное сообщество, которые совместными усилиями могут создать условия для гармоничного и безопасного развития учащихся.

Образовательная организация должна стать местом, где подростки чувствуют себя безопасно и комфортно. Введение программ по предотвращению буллинга, создание условий для самовыражения и развития интересов могут способствовать снижению конфликтов.