СОЗДАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРА КАК ФОРМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Методическая статья-практикум
Оценка 5

СОЗДАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРА КАК ФОРМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Методическая статья-практикум

Оценка 5
docx
15.10.2021
СОЗДАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРА КАК ФОРМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Методическая статья-практикум
1.docx

 

СОЗДАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРА КАК ФОРМА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая статья-практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: пропаганда чтения книг, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств; характе- ристика нового культурно – исторического феномена, буктрейлера как средства привлечения подростков к чте- нию.

 

В наши дни чтение – не совсем популярно. Читательская активность школьников низкая. Заставить читать нынешнее поколение – это большая проблема. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна прийти к детям. С современными школьниками нужно говорить на их языке, бывать в ме- стах их обитания - в Интернете. Дети, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к ре- кламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса и творческого самовыражения на сего- дняшний день являются самыми актуальными средствами. Современным подросткам подавай хлеба и зрелищ, непременно яркую картинку, четкий звук и более-менее провокационный текст, который бы уж точно не остав- лял ни одного варианта, кроме как чтения. И самым выигрышным вариантом в сложившейся ситуации стано- вится буктрейлер. Нам ведь всем знакомы трейлеры к фильмам, это уже стало традицией – перед окончатель- ным выбором смотреть короткую нарезку кадров из киноленты, сопровождающиеся мощным саундтреком, главная задача которых – анонсировать картину, а, следовательно, привлечь зрителя. Только самые яркие мо- менты, самая взрывная музыка, лучшие шутки и спецэффекты – вот залог успеха создания заинтересованности. Этот же прием можно использовать на уроках литературы.

Главная задача буктрейлера – реклама произведения. Здесь нет ограничений, вы можете взять за основу ис- торию отечественного автора или зарубежного, использовать книгу из обязательной программы или из списка внеклассного чтения, можете создать ролик самостоятельно, а можете задать ученикам в качестве домашнего задания. Буктрейлер пригодится при знакомстве с конкретным произведением, его также можно задействовать

 

как «затравку» для списка летнего чтения. Данный проектный продукт пригодится при изучении эпических и драматических произведений, но и лирику он не исключает (можно прорекламировать цикл стихотворений, поэму). Его можно использовать и в средней школе, и в старшей. Можно использовать готовые изображения и отрывки из кинолент (в небольшом количестве, иначе это будет реклама фильма, из которого взяты отрывки), а можно предложить детям примерить на себя роль актеров, самим снять необходимые кадры. Задействовать как индивидуальный или групповой проект. Буктрейлер универсален, гибок и мобилен.

Существует большое разнообразие форм создания буктрейлера: от обычного постеда до видеоролика. Если в ролике может заинтересовать видеоряд, музыка, то в постере одно оружие – слова, и крайне важно подобрать их так, чтобы непременно вызвать у читателя здоровый интерес к книге. Какую бы форму не быбрал ученик (учитель), главное помнить, что это не должно быть тускло и безжизненно.

Текстовый вид проектной деятельности рекомендуется использовать в 5-6 классах. Неотъемлемым плюсом является тот факт, что текстовый буктрейлер можно создавать как дома (в качестве домашнего задания), так и на уроке (в качестве краткосрочного проекта).

Классический буктрейлер создается иначе. В этом случае недостаточно продумать текст, необходимо подо- брать соответствующие звукоряд и изображения. Стоит остановить отдельное внимание на том, что мы не вправе использовать готовую экранизацию к произведению, иначе у нас получается трейлер к фильму. Конеч- но, дозволяется использовать кадры из картины, но, тем не менее, рекомендуется задействовать ещё несколько несвязанных между собой кинолент или каких-либо изображений, вырезок из комиксов и т.д.

Буктрейлер можно использовать во всех классах, если его создает учитель, но ученики могут приступить к работе с 7 класса. Это обусловлено навыками и умениями по информатике, а также этапами обучения на уроках литературы. От простого к сложному – неоспоримый закон учения.

В средних классах учитель вправе помогать ученикам со сценарием (частично или полностью, предоставляя готовый), постепенно (с каждым классом и работой) уменьшая свою роль. Важно от активной позиции плавно перейти к консультирующей. В выборе программы не возникнет трудностей, их предоставлено на просторах интернета огромное множество. К примеру, Movavi Video Editor Plus– программа, подходящая для начинающих пользователей, проста и понятна. Одним из плюсов является наличие русскоязычного интерфейса. Выбор платформы для размещения радует своим многообразием: можно разместить готовый материал на страницах популярных сайтов Вконтакте и Одноклассники, можно создать YouTube-канал, задействовать образователь- ные сайты, к примеру, МЕЛ (https://mel.fm/).

При создании буктрейлера возможны следующие ошибки:

1.      отсутствие источников информации (зачастую ученики указывают название и автора произведения, за- бывая при этом о музыкальных исполнителях и задействованных кадров из кинолент);

2.      использование кадров только из готового фильма по книге;

3.      несоответствие текста со звуковым сопровождением или используемыми изображениями;

4.      быстрая смена кадров, исключающая возможность чтения текста.

 

Как применять буктрейлер на уроках литературы? Начинать работу нужно с показа видеороликов или тек- стовых работ, созданных учителем, конкурсных работ с интернет-платформ. В течение 2-3 лет проходит обуче- ние элементам проектной работы: составлению сценария, работе с текстовым рядом, подбору изображений, звукового ряда. Особое внимание нужно обратить на обучение работе с программой – видеоредактором, поэто- му целесообразно привлечь к работе над проектом учителя-информатики. Анимационный тип работы рекомен- дуется использовать в старшей школе (9-11 классах), но если у учеников есть желание попробовать свои силы раньше, то не стоит их ограничивать.

Буктрейлер как форма проектной деятельности хорош тем, что развивает творческие способности учащихся, мотивирует их на чтение книг, помогает развить навыки создания видеоролика, прививает чувство прекрасного, расширяет кругозор, задействует коммуникативную компетенцию, учит работать индивидуально и в группах. Буктрейлер можно использовать в рамках нестандартного урока, а также на традиционных. Ученики будут ра- ды такому типу работы, потому что он не воспринимается как нечто обременяющее, за счет гибкости и свободы своего создания. Дети с радостью примерят на себя роль сценаристов, режиссеров, актеров и постановщиков.

Библиографический список

1.      Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библио- тека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт.-сост. Т. А. Лисовская] – Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014. – 16 с.

2.      Оборин Л. Скоро на полках! // OpenSpace: Электронный журнал. 2010. 15 сентября.

3.      Юлия Щербинина. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России// Вопросы литературы. – 2012. – №3


 

СОЗДАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРА КАК ФОРМА

СОЗДАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРА КАК ФОРМА

Задействовать как индивидуальный или групповой проект

Задействовать как индивидуальный или групповой проект

Особое внимание нужно обратить на обучение работе с программой – видеоредактором, поэто- му целесообразно привлечь к работе над проектом учителя-информатики

Особое внимание нужно обратить на обучение работе с программой – видеоредактором, поэто- му целесообразно привлечь к работе над проектом учителя-информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021