Сервис Google Drive (Google Диск) как площадка для создания электронных методических кейсов
Разрезова Надежда Викторовна, методист ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г. Гомеля».
В условиях возможного перехода к дистанционной форме обучения в современном обществе происходит развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей, внедряются новые формы работы с педагогическими кадрами.
На данный момент дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися, методистом и педагогами.
Отличительными особенностями дистанционной формы обучения являются:
° стимулирование самостоятельного мышления;
° переход от передачи готовых знаний к самостоятельному управлению познавательной деятельности;
° информационно-методическое обеспечение обучения;
° акцент на личности учащегося;
° активизация деятельности участников образовательного процесса;
° опора на формирование интеллектуальных умений – анализ, синтез и оценку;
° активизация самостоятельной познавательной деятельности;
° опора на совместную групповую деятельность, обучение в сотрудничестве;
° обеспечение разных уровней взаимодействия.
Это определяет необходимость поиска новых форм и методов работы, одним из которых может стать создание электронного методического кейса, который направлен на обеспечение открытости процесса самообразования педагогов и может использоваться при оказании разнообразных виртуальных услуг.
- познакомиться с понятием сервиса Google Drive;
- рассмотреть варианты использования сервисов Google в совместной работе методиста и педагога.
!!! Историческая справка
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В СССР метод кейс-стади стал популярен в 70-80 гг. XX в.
В Республике Беларусь данная технология стала внедряться лишь последние 5-7 лет.
Вначале дадим определение кейсу как методу обучения и получения информации.
Кейс – это специально подготовленные обучающие материалы и специальная технология использования этих материалов в образовательном процессе.
В кейс материал подбирается таким образом, чтобы в нем, кроме готовых материалов для использования были и такие, включенные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть педагогов к обсуждению и анализу ситуации, принятию решения.
Александр Михайлович Долгоруков одним из основных преимуществ кейсов выделяет «совместную творческую работу практической направленности, объединенную единой тематикой, заключенной в целях поставленной задачи».
Выделяют следующие основные технологические особенности кейсов:
1. Использование технологии развивающего обучения;
2. специфической разновидности проектной технологии;
3. технология «создания успеха», которая предусматривает деятельность по активизации педагогов, стимулирование их успеха и подчеркивание их достижений.
Выделяют разные типологии кейсов. Для создания электронных методических кейсов наиболее востребованными являются:
- кейсы по способу представления материала (эссе, рассказ, аналитическая записка, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и пр.);
- кейсы по виду методической продукции (вопросный кейс, кейс-задание, кейс-задача);
Что же такое электронный методический кейс?
Электронный методический кейс – это электронный учебно-методический комплекс, содержащий описание практической проблемной ситуации, пакет информационных ресурсов и методические рекомендации по организации поиска путей решения выявленных проблем в информационно- образовательном пространстве.
Электронный кейс может служить эффективным средством переподготовки педагогов по предложенным проблемам, включая в себя как теоретический и учебно-методический материал, так и конкретные методики, в том числе и с использованием компьютерной техники. Электронный кейс даёт возможность работать в наиболее приемлемом темпе, обеспечивает многократное повторение и диалог, позволяет в максимальной степени использовать тот стиль обучения, который является предпочтительным для конкретного педагога, при этом сам процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне.
Действительно, электронный методический кейс позволяет организовать обучение педагогов в дистанционной форме, вести профессиональный диалог по актуальным проблемам.
В основе разработки электронных методических кейсов положена совокупность дидактических принципов, сформулированных по итогам изучения научно-методической литературы по проблемам метода кейс-стади и дистанционного обучения:
1. Принцип индивидуального подхода к каждому на основе учёта его образовательных потребностей;
2. Принцип максимального предоставления свободы в обучении (возможность выбора тематики, типа заданий и способа их выполнения, способа представления результатов);
3. Принцип информационного обеспечения (кейс должен сопровождаться достаточным количеством информационных материалов и ссылками на электронные ресурсы, полезные при работе с кейсом);
4. Принцип концентрации внимания на основные теоретические положения;
5. Принцип обеспечения доступности и педагога (методиста), и обучающегося, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему (по e-mail, телефону);
6. Принцип развития у педагогов умений работать с информацией посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
7. Принцип формирования у педагогов навыков управления процессом профессионализации;
Электронный методический кейс представляет собой результат отражения деятельности взаимодействия методиста и педагогов.
Как интеллектуальный продукт, электронный методический кейс имеет свои источники:
- художественная и публицистическая литература, которая определяет сюжетную канву кейсов, ориентированных на решение проблем в образовании;
- использование уже имеющегося, наработанного материала как источника формирования кейсов;
- наиболее насыщенное и интересное обсуждение кейсов, которые содержат описание деятельности конкретных учреждений образования;
- статистические материалы, сведения о состоянии системы образования,
- конкретные факты по выявлению проблем и организацию инновационного поиска;
- анализ научных статей, монографий и научных отчётов, посвященных той или иной педагогической проблеме;
- материалы Интернета и средств массовой информации, освещающие различные стороны развития системы образования.
Хороший кейс для педагога должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать поставленной цели, то есть стимулировать самостоятельную учебную деятельность педагогических кадров или побуждать к дискуссии;
- иллюстрировать несколько аспектов поставленной проблемы и иметь практическую направленность;
- быть актуальным для педагогических работников;
- иллюстрировать типичные педагогические ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- иметь вариативные решения педагогических проблем.
Перечень этих требований можно предъявить и для электронного кейса, добавив ещё несколько рекомендаций:
- при разработке электронного методического кейса необходимо использовать ресурсные возможности информационно-коммуникационных технологий и социальных сервисов сети Интернет. Например, для оформления содержания можно использовать гипертекстовую разметку, пакет электронных материалов снабдить ссылками на адреса сайтов по рассматриваемой проблеме, для организации диалога использовать форумы, чаты, Google группы и другие социальные сервисы;
- электронный кейс может стать стимулом к дискуссии в виртуальном информационном пространстве (например, электронный кейс «Диалог с методистом») или учебным средством при организации дистанционного обучения (к примеру, электронный кейс «Применение цифровых образовательных ресурсов на занятии объединения по интересам «Робототехника»);
- электронный кейс должен иметь дружеский интерфейс и удобную навигацию;
- работа с электронным кейсом должна быть направлена на развитие коммуникативной и информационной культуры педагогических кадров.
Выделяют следующие этапы (шаги) создания кейса:
Шаг 1. Формирование дидактических целей электронного кейса и определение планируемых результатов для потенциальных участников.
Шаг 2. Определение проблемной ситуации и вариативного перечня проблем (если это кейс-стади). Или поиск материалов для кейса (если это кейс с практическими материалами «В помощь педагогу дополнительного образования»)
Шаг 3. Составление тезисов электронного кейса и сбор информации к этим тезисам.
Шаг 4. Написание текста кейса.
Шаг 5. Выбор технологической платформы и оформление электронного кейса.
Шаг 6. Выбор способов общения педагогов при решении электронного кейса.
Шаг 7. Подготовка методических рекомендаций по использованию электронного кейса (разработка заданий, вопросов для ведения дискуссии, рекомендации к презентации результатов работы с кейсом).
В качестве примера электронного методического кейса можно привести следующий:
Электронный кейс «Применение цифровых образовательных ресурсов на занятии объединения по интересам»
Данный кейс состоит из 6-ти разделов.
Раздел 1 «О кейсе». Блок содержит вступительную статью, в которой изложена актуальность создания кейса, с помощью вступительной статьи организуется так называемое «погружение» в проблематику кейса.
Раздел 2 «Содержание кейса». В содержании кейса дано описание проблемной ситуации, цель и проблемный вопрос, над которым предлагается поработать.
Проблема кейса: как подобрать качественные цифровые образовательные ресурсы для занятий и целесообразно их использовать при организации образовательного процесса?
Цель кейса: предложить рекомендации по подбору и использованию качественных цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности.
Проблемная ситуация: педагог дополнительного образования N. после заседания методического объединения "Применение цифровых образовательных ресурсов в практике работы педагога дополнительного образования", где был представлен опыт её коллег, приняла решение активно использовать ЦОРы на своих занятиях объединения по интересам. Отыскав несколько мультимедийных презентаций в сети Интернет, педагог N. использовала эти ресурсы в качестве демонстрационного материала при объяснении темы занятий в течение месяца. Однако в результате практического применения ЦОРов на занятиях педагог N. пришла к неутешительному выводу: найденные ею ресурсы не вызывают интереса у обучающихся и не решают поставленные педагогические задачи.
Раздел 3 «Информационные материалы» содержит информационные материалы, ссылки на имеющиеся в глобальном информационном пространстве ресурсы, которые помогут в поиске решений проблемы обозначенной в кейсе.
Раздел 4 «Участники» создан для знакомства потенциальных участников диалога. В этом разделе кейса, участники могут указать информацию о себе в комментариях (ФИО, образовательное учреждение, должность, фотография).
Раздел 5 «Форум кейса» предназначен для организации общения обучающихся (слушателей) по заданной проблематике кейса, то есть о применении цифровых образовательных ресурсов на занятиях объединений по интересам.
Раздел 6 «Работы участников» предназначен для предъявления рекомендаций участников по подбору и использованию цифровых образовательных ресурсов. Для этого используются функции добавления сообщения (кнопка «Новое сообщение») и добавление файлов.
Среди множества информационных ресурсов, которые можно использовать в педагогической практике при создании электронных кейсов в условиях реализации дистанционного обучения являются сервисы Google.
Сервисы Google – это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Они являются удобным и достаточно простым инструментом инновационных педагогических технологий деятельностного типа. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения педагогов и учащихся в качестве активных создателей образовательного контента. Эта технология способствует тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался учащийся.
Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя – это:
1. минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие – наличие доступа в Интернет);
2. Google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);
3. Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые педагогами, учащимися и учреждениями образования;
4. Все инструменты Google бесплатны.
Среди сервисов Google, наиболее востребованными и способствующими решению основных образовательных задач, можно выделить «Google Формы» (Google Forms), «Google Презентации», «Google Документы» (Google Docs), «Google Диск» (Google Drive).
Google Формы позволяют создавать опросы, размещать их в сети Интернет, легко обрабатывать результаты.
При помощи Google Таблицы легко создаются, совместно используются и изменяются таблицы в Интернете. Можно работать над ними вместе с другими пользователями, предоставив им доступ.
В Google Документах создаются и редактируются документы вместе с другими пользователями в режиме реального времени.
Google Презентации позволяют создавать, редактировать и показывать презентации.
Данные сервисы помогают не только осуществлять разработку и предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам, но и способствуют организация коммуникации и совместной работы методиста и педагога, педагога и учащихся, помогают методисту оказать действенную помощь педагогу на расстоянии, педагогу – осуществлять контроль и оценку достижений учащихся, дистанционно управлять обучением и создавать индивидуальную стратегию обучения в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.
Рассмотрим особенности сервиса Google Drive и как можно применить его возможности в методической работе при создании электронных методических кейсов.
Сервис «Google Диск» (Google Drive) – это удобное и надежное место для хранения различных типов файлов: текстовых документов, таблиц, презентаций, графических и иных изображений, аудио- и видеоконтента.
Диск – популярное облачное хранилище, которое не позволит потеряться документам и обеспечит возможность удаленно работать с ними на различных устройствах, имеющих доступ к сети Интернет.
На сегодняшний день функциональные возможности данного сервиса достаточно широки:
· возможность публиковать загруженные в «Google Диск» фотографии в Google+;
· совместно редактировать документы, делиться ими, не используя при этом электронную почту;
· создавать новые документы, открывать к ним доступ другим пользователям;
· имеет конкретный объем памяти: 15 ГБ используется бесплатно и 100 ГБ или 1 ТБ дополнительного пространства можно приобрести;
· в хранилище автоматически помещаются файлы, прикрепленные к входящим и исходящим сообщениям электронной почты Gmail, и сами электронные письма, а также все фотографии, загруженные в Google Фото.
Для работы с сервисом достаточно перейти на сервис «Google Диск» в Интернете (https://drive.google.com). В разделе «Мой диск» можно хранить созданные и загруженные вами файлы и папки, а также документы, к которым вам будет предоставлен доступ другими пользователями. Чтобы диск был доступен со всех ваших устройств, в них необходимо войти в аккаунт Google.
С помощью поисковой системы Google Диска можно легко и быстро найти нужный вам файл по заданным параметрам. Достаточно в верхнем горизонтальном поле главной страницы ресурса «Поиск на диске» ввести название документа. Все файлы, загруженные на диск или созданные в нём, можно распределить по категориям: доступные мне, недавние, фото, помеченные. Чтобы перейти в нужную категорию, необходимо щелкнуть на её название на левой боковой панели страницы.
Сервис «Google Диск» как интернет-ресурс имеет ряд преимуществ:
· предоставляет полный контроль над созданными и загруженными файлами (вы можете дать к ним доступ любому пользователю, указать рамки их действий: чтение, редактирование);
· это не просто место для хранения важных данных и быстрого доступа к ним, а ещё и онлайн-офис, достаточно универсальный и с возможностью расширения его функционала за счет сторонних расширений (создание и редактирование файлов);
· прямо из браузера можно открывать около 30 типов файлов, даже если эти программы не установлены на компьютере;
· на диске сохраняются все ваши изменения за предыдущие 30 дней (есть возможность вернуться к правкам, которые вы вносили ранее);
· удобный интерфейс сервиса позволяет работать с файлами эффективнее;
· для того чтобы начать пользоваться возможностями облачного хранилища достаточно просто иметь или создать заново аккаунт в Google.
Сервис «Google Диск» органично включается в образовательный процесс, делает его более динамичным и эффективным. Сервис позволяет организовать совместную деятельность методиста и педагога, педагога и учащихся, дает возможность сэкономить драгоценное время, работать совместно удаленно друг от друга и даже общаться посредством «Google Диска».
Диск с общим доступом может также использоваться и в работе методиста. Данный ресурс позволит организовать совместную работу методиста и педагога по созданию методических материалов (разработок занятий, обобщения опыта, выступлений на семинарах, конференциях, МО, педсоветах), видеоотчетов о мероприятиях на протяжении всего курса обучения в объединении по интересам, и послужить ценным источником материалов для организации различного рода мероприятий.
Полезен будет сервис «Google Диск» и для организации работы методических объединений педагогов. Сервис позволит обмениваться эффективным педагогическим опытом и послужит ресурсом для повышения качества преподавания.
Сервисы Google предоставляют широкие возможности пользователю. Педагог может создавать текстовые документы, электронные таблицы, презентации, рисунки, формы для опросов и редактировать их в сети Интернет. Работа с документами происходит в режиме реального времени, что позволяет сразу же сохранять изменения, сделанные в документе.
Файлы и документы хранятся в центрах обработки данных Google и могут быть доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Для этого просто нужно войти в свой аккаунт на www.google.ru. Документы, хранящиеся на Диске Google, могут быть легко скачаны в удобном формате и открыты в соответствующей программе, установленной на компьютере. Диск Google позволяет легко найти размещенные в нем документы. Обмен документами можно вести среди определенной группы людей, предоставляя им право редактировать документы. Все это позволяет создать целостный, четко структурированный, удобный в использовании комплекс учебно-дидактических материалов.
В качестве «лицевой» части электронного методического кейса, видимой учащимся, педагогам, методистам, используется сайт Google, наполняемый информационными материалами из скрытого от пользователей Диска Google, полный доступ к которому имеет только методист и автор-разработчик.
Все информационные материалы, созданные с помощью сервиса Документы Google и сохраненные в Диске Google, легко добавляются на страницы сайта в режиме редактирования страницы через меню Вставка.
Структура сайта может повторять структуру Диска Google, что позволяет педагогу быстро найти необходимый документ для просмотра и редактирования. Документ, размещенный на странице, не нужно заново загружать на сайт даже после его дальнейшего редактирования в Диске Google. Вносить изменения или дополнения в документ можно и после его публикации.
Для проведения тестов, опросов среди учащихся или педагогов используются Формы Google (Google Forms). На странице сайта размещается активная форма с вопросами и вариантами ответов, на Диске Google помимо самой формы хранится таблица с ответами респондентов.
Таким образом, Google предоставляет все необходимые инструменты для создания различных видов документов и позволяет разработать систему электронных методических кейсов различной тематики и специфики.
Список литературы и информационных ресурсов
1 Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения – [Электронный ресурс] –Режим доступа. – URL:http://evolkov.net/case/case. study.html (дата обращения: 30.03.2021).
2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
3 Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
4 Гладких, И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов – [Электронный ресурс] / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Вып. 2 (№ 16) - 2005 / https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke uchebnyh-keysov-1
5 О Google Диск [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=jUShRTPsKrY
6 Тренинг «Облачные технологии для обеспечения хранения и
7 обработки данных, организация взаимодействия» [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: http://manualgoogledrive.blogspot.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.