Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.
Оценка 4.8

Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.

Оценка 4.8
Семинары
docx
математика
7 кл—10 кл
19.12.2023
Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.
В данной статье раскрывается опыт работы учителя над развитием у детей интереса к учёбе, о создании эмоционального поля на примере уроков математики.
Создание эмоционального поля на уроках.docx

Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.

Банцекина Ж.Ю., Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов г.о.Жуковский

      Формирование интереса к  учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своей работы, выполняемой на уроке, с их эмоциональным настроем. Современный урок  в начальной школе характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, что очень быстро снижает работоспособность детей. В результате чего ребёнок получает удовольствие не от процесса получения знаний , а от того, что закончился урок. Быстрая утомляемость школьников на уроках  мешает полноценному усвоению информации, качественному выполнению заданий, не даёт возможности испытать радость  от процесса обучения.    

       Поэтому большое значение в борьбе с усталостью на уроке, со снижением внимания и, как следствие, с понижением интереса к учёбе имеет  создание хорошего настроения ребёнка. Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся. Готовясь к  уроку в первом  классе, немалое место отвожу заданиям, которые дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление и создавать комфортный климат, как в коллективной работе, так и в индивидуальной.

      Расскажу, как я работаю над созданием эмоционального поля на примере урока математики в первом классе. Начать урок можно с гимнастики в игровой форме, выполнение которой происходит под весёлые стихи. Например, в одном стихотворении есть такие слова «…мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик…». Это очень веселит малышей, создаёт положительные эмоции и прогоняет страх перед трудностями, которые могут ожидать ребёнка на уроке. Началом урока может послужить зарядка под задачи в стихах. «Шесть ежат в лесу гуляли, землянику собирали, а один улёгся спать, сколько их гуляет?..(Пять)». Предлагаю выполнить упражнения и одновременно попытаться найти ответ. Читаю текст и демонстрирую упражнения. Задачи просты, не требуют глубокого осмысления, ответ находится быстро, даётся хором, поэтому никто не боится ошибиться. Посильность решения задач настраивает ребят на успех.

     Так как для первоклассников по-прежнему главным видом деятельности является игра, на моих уроках первое место отвожу игровым и, конечно же, здоровьесберегающим технологиям. Большое удовольствие для первоклассников – отправиться на уроке в заочное путешествие, например, в известную сказочную деревню «Простоквашино» , получить приглашение на празднование дня рождения Снеговика или отправиться в гости к малышам-зверятам в лесную школу.  Это всегда у детей вызывает радость. Путь в лесную школу неблизкий, перед детьми ставиться проблема, на каком виде транспорта отправиться в путь. Решить эту проблему помогают задания. Одно из таких заданий – графический диктант. Дети любят графические диктанты, им нравится угадывать по первым начертанным линиям, какое изображение получится. Выполнив графический диктант, первоклассники узнали, что отправятся в гости на паровозе.

    Большую помощь в создании эмоционального поля на уроке оказывает интерактивная доска. Получив изображение паровоза в тетради, ученикам предлагается собрать такое же изображение из геометрических фигур, расположенных на экране интерактивной доски. Возможности такой доски позволяют передвигать фигуры в любом направлении. Один ученик выполняет задание на доске, другие дают советы, как лучше расположить фигуры, исправляют допущенные ошибки.  Транспорт готов, можно отправиться в путь. А чтобы было веселее, можно  дорожную «Песенку друзей» на стихи С. Маршака исполнить. Дети с радостью поддерживают эту мысль. «Мы едем, едем, едем в далёкие края. Хорошие соседи, весёлые друзья…» Становится ещё веселее, в классе царит радостная атмосфера.  

      Игра продолжается. « Смотрите , мы проезжаем мимо необычной деревни», - говорю я. На экране появляется изображение разноцветных  домиков. И, действительно, деревня необычна - номера домов здесь написаны в виде математических выражений (примеров). Такая же деревня есть у ребят в рабочих тетрадях. Решая примеры, написанные на домиках, ребята узнают их номера. Потом оказывается, что жители этой деревни просят о помощи, им надо помочь проложить дорогу через деревню так, чтобы дома с номерами меньше 6 стояли с правой стороны дороги, а дома с номерами больше 6 стояли с левой стороны. Дети довольны, ведь помочь жителям желает каждый. Выполняя это задание, ученики отрабатывают умение различать правую и левую сторону, сравнивать числа. Прокладываем дорожку и на доске, проверяем, верно ли проведена линия, представляющая собой дорогу.

     Остановка в лесу на воображаемой полянке. Дети немного устали, предыдущее задание требовало повышенного внимания. Самое время отдохнуть, время физкультминутки. Тема физкультминутки преподносится непривычным способом. Прилетели сороки  и затрещали, а затрещали они вот о чём.  « У оленя дом большой, он глядит в своё окошко…». Исполняется песенка с выполнением определённых движений. Первый раз – медленно, второй – в среднем темпе и третий раз – в быстром темпе.  

       Восприятие связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Расположившись на полянке можно выполнить множество заданий в игровой форме,  используя различные предметы, например, мяч. Решая устные задачи или примеры, давая ответы, перебрасывать мяч  от одного ученика к другому.

      Одна из учениц, Катя, учится играть на флейте, часто приносит инструмент в школу и на переменках исполняет выученные ею мелодии. Детям очень нравится  слушать, как играет Катя. Кате, в свою очередь, нравится быть в центре внимания своих одноклассников и демонстрировать свои способности. Увидев интерес ребят к происходящему, я решила использовать умение Кати играть на флейте во время урока. Реальная флейта превращается во флейту волшебную, указывающую дорогу путникам, сбившимся с пути. Использование музыкального инструмента помогает улучшить эмоциональное состояние учеников и настроить их на дальнейшую работу.

       Вот волшебная флейта снова зовёт нас в путь. Ещё одна физкультминутка, чтобы переключить детей на другой вид деятельности. На этот раз первоклассники представляют себя солдатами на параде. Дружным строем отправляемся дальше: « Как солдаты на параде, мы шагаем ряд  за рядом. Левой раз! Левой  раз! Посмотрите все на нас!..» А вот и Лесная школа. На экране интерактивной доски школьные парты и отдельно стоящие  зверята. «Узнайте, кто сидит за первой партой. Для этого отгадайте загадку», - говорю я и предлагаю отгадать загадку про мышку. Затем дети отгадывают загадки и про других зверей.  Отгадывать загадки всегда весело. Особенно, если они звучат на радостной ноте и ответ находится быстро. Эмоционально окрашенные загадки в стихах очень быстро снимают  появившееся умственное напряжение, позволяют детям немного расслабиться и пробудить интерес к дальнейшим заданиям. Рассадив зверят за парты, школьники узнают, что лесным ученикам требуется их помощь в решении задач. Апеллирую к доброте, великодушию детей. Они всегда рады на уроке оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и с удовольствием решают задачи или составляют их самостоятельно.

         Урок подошёл к концу. Спрашиваю своих первоклассников,  не хотят ли они остаться в лесной школе и ещё понаблюдать за учёбой необычных учеников. В ответ слышу громкое: « Да, хотим!» Услышав эти слова, понимаю, что урок детям понравился, настроение прекрасное и усталости не наблюдается. А если хотя бы один ребёнок произнесёт заветные слова «Как ?! Разве урок уже закончился? Он же недавно только начался!», то это будет самой большой наградой для меня .

Использованная литература:

Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети!'»- Москва. «Просвещение», 1983

«Занимательная математика». Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Издательский центр «Кредо», 2006

Рабочая тетрадь по математике.1 класс Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука Москва. «Просвещение», 2015


 

Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе

Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе

Решить эту проблему помогают задания

Решить эту проблему помогают задания

Одна из учениц, Катя, учится играть на флейте, часто приносит инструмент в школу и на переменках исполняет выученные ею мелодии

Одна из учениц, Катя, учится играть на флейте, часто приносит инструмент в школу и на переменках исполняет выученные ею мелодии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023