Доклад
«Создание коррекционно - развивающей среды,способствующей социальной реабилитации личности воспитанника с ОВЗ.
«Воспитание, побуждающее к самовоспитанию - это есть настоящее воспитание» (В.А. Сухомлинский).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с интеллектуальной недостаточностью, нарушением интеллекта, физическими недостатками. У детей с нарушением интеллекта эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с окружающими нарушен, а морально-нравственные качества не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Морально – нравственные представления без специального направленного воздействия умственно отсталые дети не усваивают.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность педагогических средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т.е. быть способным регулировать своё поведение с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
По мнению Л. С. Выготского «социальное воспитание ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Социальное же воспитание невозможно без формирования саморазвивающейся личности, так как только саморазвивающаяся личность способна осознанно и целенаправленно расширять свои социальные связи, определять пространства успешности, корректировать умения, навыки и объем знаний, необходимых для успешной адаптации в социуме.
Анализ адаптации в социуме выпускников школ-интернатов последних лет показал, что они имеют проблемы с мотивацией саморазвития, саморегуляцией развития индивидуальных перспективных способностей для достижения успехов в профессиональной деятельности и личной жизни. У выпускников преобладают иждивенческие настроения, уверенность, что государство решит их проблемы, и нет необходимости самому регулировать саморазвитие и самовоспитание для достижения успеха в жизни, обеспечения для себя материальных и духовных благ.
Обладая практическим интеллектом, дети с ОВЗ, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбором обходных путей, то есть к разумным действиям, позволяющим развивать у них навыки коммуникации, корректировать недостатки мышления, формировать положительные личностные качества. Все это дает возможность развивать в детях с ОВЗ качества саморазвивающейся личности, способной определить приоритеты и выбрать перспективу своей социализации. От воспитателя требуется владение необходимым объемом нужной информации, методами и формами достижения поставленных задач. Большое значение имеет координация усилий со всевозможными процессами в ОУ (педагогический коллектив, узкие специалисты, спортивные секции, кружки, родные, близкие и т.д.) и социуме.
Необходим мониторинг течения процесса воспитания, коррекция знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ. Легко убедить детей, что успех – это цель жизни каждого. Труднее выработать у них установку приоритетного саморазвития на успех, устойчивой потребности регулирования развития своей личности.
Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.
В нашем учреждении дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа-интернат была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личностных качеств. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты детей, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска. Для этого в нашем ОУ создана коррекционно - развивающая среда.
Основными направлениями этой деятельности являются:
– система позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, жилых этажей, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;
– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы, которой может воспользоваться любой педагог;
– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;
– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.
Работа педагогического коллектива направлена на коррекцию личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах коллектива. Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания, которое включает в себя личную гигиену, дежурство в спальных комнатах, столовой, по школе и т.д. Ребята с раннего возраста приобретают санитарно-гигиенические и бытовые умения и навыки. Особое внимание уделяется выработке у воспитанников техники безопасного поведения в любых жизненных ситуациях,(ведутся журналы по ТБ). На выбор детей в школе-интернате действуют 11 кружков. Образовательный процесс в школе для детей с нарушением слуха способствует социализации, реабилитации, интеграции учащихся в общество.
Под социализацией понимается двусторонний процесс взаимодействия ребёнка с обществом, где с одной стороны, учащийся адаптируется к существующим нормам, правилам, культурным традициям, с другой стороны, развивается, раскрывая свои потенциальные возможности и способности.
Процесс интеграции предполагает расширение границ общения и способов конструктивного взаимодействия глухих со слышащими сверстниками и взрослыми, за которым последует изменение отношения окружающих к детям с ОВЗ, изменения самооценки детей с нарушением слуха, уровня их мотивации к учебной и трудовой деятельности. Таким образом, образовательный процесс в школе для детей с нарушением слуха направлен на:
· освоение учащимися культурного и социального пространства;
· развитие их индивидуальных способностей и возможностей, раскрытие творческого потенциала;
· расширение границ социального окружения и взаимодействия с нарушением слуха.
Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретённые знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве. Известный психолог А. Маслоу сказал: « Я против всего, что закрывают двери и отрезают возможности» По его мнению, счастливый и реализовавший себя человек не тот, к которому что-то добавлено, а тот, у которого ничего не отнято. С целью социальной адаптации воспитанников, развития их творческого потенциала, посредством участия в мероприятиях на различных уровнях, расширен социум взаимодействия с различными учреждениями и организациями.
Я работаю с детьми с нарушением слуха и могу с уверенностью сказать , что творчество особенно важно для таких детей. Оно способствует самовыражению, приобщению к чему-то неизведанному, даёт простор воображению. А самое ценное то, что обращение к творчеству создаёт мощнейшую мотивацию для учебно-познавательной деятельности ребёнка, его самосовершенствования, успешной реабилитации и социализации. В процессе творческой деятельности ребёнок получает положительное подкрепление ситуации успеха, которое заключает в себе поощрение, преодоление неуверенности , страха перед неудачей (« ты умеешь»), выделение лучших черт личности, позволяющих надеяться на успех ( « ведь ты», « ведь у тебя»).
Принцип ориентации на ценностные отношения означает осознание школьником социально-культурных ценностей: человек, семья, природа, общество, труд, доброта, красота. Взаимопомощь, дружба, ответственность и т.д. Творческая деятельность в школе проходит в сотрудничестве ребёнка со взрослыми, в совместном поиске решений. Творчество помогает ребёнку полнее и ярче раскрыть свои возможности, воспитывает веру в собственные силы .На внеклассных занятиях ребёнок может реализоваться как личность, научиться творить, созидать, создавать, проявлять свои умения и наклонности. Здесь формируются первые навыки самоуправления, самовоспитания, самокоррекции.
Успешным воспитательным элементом становится школьное coyправление. Его цель: интеграция ребёнка в социокультурную среду через участие в общественной жизни школы; приобщение личности к общечеловеческим ценностям.
Системный подход, лежащий в основе образовательной деятельности предполагает создание единого педагогического пространства, интегрирующего все его элементы: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную полезную деятельность.
С целью формирования у выпускников СКОУ ключевых компетентностей для успешной интеграции в современное общество необходимо:
1) формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать к общечеловеческим ценностям;
2) формировать самосознание, потребность к саморазвитию, способность адаптироваться в современных условиях, навыки социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения;
3) предоставить возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
4) сохранять физическое
и психическое здоровье воспитанников, развивать желания,
способности и умения поддерживать в порядке свой организм, осознание ими здоровья
как одной из главных жизненных ценностей;
5) стимулировать реально ориентированное отношение обучающихся к выбору профессиональной деятельности в соответствии с личными возможностями и с современными социально-экономическими условиями;
6) совершенствовать условия для повышения профессиональной компетентности педагога.
Эффективность организации образовательно - реабилитационного процесса влияет на полноценное формирование личности детей с ОВЗ на успешность коррекции дефекта, на социально-психологическую адаптацию в обществе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.