Создание линейных программ. Знакомство с интегрированной средой разработки. Применение операторов CASE, IF, GOTO

  • doc
  • 29.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 76. Практическая работа по теме Создание линейных программ.doc

Лабораторная работа №2

Тема: Создание линейных программ. Знакомство с интегрированной средой разработки. Применение операторов CASE, IF, GOTO

Цель: ознакомиться с интегрированной средой разработки (ИСР) Pascal, закрепить навыки по созданию линейных программ. Изучить возможности по использованию условного оператора, операторов выбора и перехода для составления программ.

Вид работы: индивидуальная.

Время выполнения: 2 часа.

Теоретические сведения:

Практически все современные языки программирования снабжаются так называемыми интегрированными средами разработчика (Integrated Developers Environment - IDE), включающими в себя:

-              средства подготовки исходных текстов программ, аналогичные стандартным текстовым редакторам, однако имеющие более широкие возможности именно для подготовки исходных текстов программ;

-              встроенный компилятор;

-              встроенный отладчик.

Для обеспечения диалога с ИСР используются операторы ввода/вывода. В Pascal к ним относятся:

Read(x1, x2, …, xn); Readln(x1, x2, …, xn); - операторы ввода;

Write(x1, x2, …, xn); Writeln(x1, x2, …, xn); - операторы вывода.

ln добавляется в том случае, если после совершения действия необходимо перейти на другую строку. x1, x2, …, xn – это переменные, значения которых вводятся с клавиатуры или выводятся на экран.

Любые переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе Var, константы определяются через раздел описания констант Const. Например:

Const a=10; {целочисленная константа}

K=true; {логическая константа}

Var x, y, z: integer; {переменные целого типа}

W: char; {переменная символьного типа}

Условный оператор может использоваться в полной и краткой формах.

Полная форма имеет следующий вид:

if условие then оператор1

else оператор2;

Здесь оператор1 и оператор2 – простые или составные операторы. Составной оператор – это оператор, состоящий из двух и более операторов, он заключается в операторные скобки Begin End. Условие – любое логическое выражение. Перед else знак ”;” никогда не ставится. Если логическое выражение истинно, выполняется оператор1, если ложно, выполняется оператор2. В качестве оператора1, оператора2 могут быть также условные операторы.

Краткая форма условного оператора:

if условие then оператор;

Ветка else отсутствует.

Общий вид оператора перехода: GOTO n; где n – метка.

Оператор выбора CASE обеспечивает организацию разветвлений путем выбора одного из нескольких операторов. Селектором в операторе выбора является выражение, значение которого может принадлежать целому, символьному, логическому типам, либо типу, определяемому пользователем, а также перечисляемому или ограниченному. Общий вид записи оператора выбора:

CASE c of

N1: p1;

N2:p2;

nn: pn

else p

end;

где с – селектор, ni – константы, pi – операторы.

Ход работы:

1)     откройте интегрированную среду разработки (ИСР) Pascal

2)     изучите пункты меню “File”, “Edit”, “Run”, “Options”, “Windows”

3)     запишите горячие клавиши следующих команд: сохранить, открыть, перейти в режим MS Dos, выход, отменить действие, вырезать, копировать, вставить, очистить, выполнить, перемещение окна и изменение размеров, полноэкранный режим, переход к следующему окну, список окон.

4)     решите задачи и оформите листинги программ в тетради.

5)     к третьей задаче составить алгоритм в виде блок-схемы.

Задания к работе:

Вариант №1

1.   Обеспечить ввод чисел до тех пор, пока не введён ноль (использовать метку).

2.   Вывести на экран письменное обозначение числа от 1 до 4 (использовать CASE). Например:

1 – “единица”

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №2

1.   Обеспечить ввод пяти чисел с клавиатуры (использовать метку).

2.   Вывести на экран письменное обозначение операции: сложение, умножение, деление, вычитание (использовать CASE). Например:

* – «умножение»

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №3

1.   Определить чётно ли число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).

2.   Вывести на экран письменное обозначение логической операции (использовать CASE). Например:

^ – «логическое умножение»

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №4

1.   Определить положительно ли вводимое число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).

2.   Введена буква, определите – русская или латинская? (использовать CASE). Например:

v или V– «латинская»

3.        Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №5

1.   Обеспечить ввод символов и до тех пор, пока не введён символ ‘$’ (использовать метку).

2.   Введена буква, определите – прописная или строчная? (использовать CASE). Например:

D - прописная

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №6

1.   Определить отрицательно ли вводимое число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).

2.   Реализовать эпизод из сказки: в зависимости от того, куда пойдёт герой (налево, прямо, направо) выдать соответствующее сообщение (использовать CASE).

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №7

1.   С помощью метки обеспечить вывод на экран десяти чисел от 10 до 100 с шагом 10.

2.   С клавиатуры вводится первая буква одной из символьных функций: ORD, CHR, SUCC или PRED. Выдать полное название функции и её назначение. Например:

O – определение кода символа (ORD)

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №8

1.   Вывести на экран sin(x), где x изменяется от 0 до 2 с шагом 0,5 (использовать метку).

2.   С клавиатуры вводится первая буква одной из тригонометрических функций: SIN, COS, TAN или ATAN. Выдать полное название функции и её назначение. Например:

S - вычисление синуса (SIN)

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №9

1.   Используя метку, определите символы, коды которых изменяются от 100 до 107.

2.   Выяснить, что введено с клавиатуры: буква, символ или цифра. Например:

Z - буква

3.   Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Вариант №10

1.        Обеспечьте ввод чисел и вычисление их суммы до тех пор, пока не введена единица (использовать метку).

2.        Придумайте систему обозначений денежных единиц. Пользователь вводит обозначение, а программа его расшифровывает. Например:

$ - доллар

3.        Вычислите значение y, использовать форматный вывод:

 

Контрольные вопросы:

1)       Запишите полную и неполную формы ветвления на Pascal и в виде блок-схем.

2)       Какого типа может быть селектор в операторе CASE?

3)       Проверьте правильность написания операторов:

¾         If (a>12) and (b<3) then begin Writeln(a); S:=0;

¾         Case 5 of 1: writeln(‘Привет’); 2: read(и); 3: d=4;


Скачано с www.znanio.ru