Лабораторная работа №2
Тема: Создание линейных программ. Знакомство с интегрированной средой разработки. Применение операторов CASE, IF, GOTO
Цель: ознакомиться с интегрированной средой разработки (ИСР) Pascal, закрепить навыки по созданию линейных программ. Изучить возможности по использованию условного оператора, операторов выбора и перехода для составления программ.
Вид работы: индивидуальная.
Время выполнения: 2 часа.
Теоретические сведения:
Практически все современные языки программирования снабжаются так называемыми интегрированными средами разработчика (Integrated Developer’s Environment - IDE), включающими в себя:
- средства подготовки исходных текстов программ, аналогичные стандартным текстовым редакторам, однако имеющие более широкие возможности именно для подготовки исходных текстов программ;
- встроенный компилятор;
- встроенный отладчик.
Для обеспечения диалога с ИСР используются операторы ввода/вывода. В Pascal к ним относятся:
Read(x1, x2, …, xn); Readln(x1, x2, …, xn); - операторы ввода;
Write(x1, x2, …, xn); Writeln(x1, x2, …, xn); - операторы вывода.
ln добавляется в том случае, если после совершения действия необходимо перейти на другую строку. x1, x2, …, xn – это переменные, значения которых вводятся с клавиатуры или выводятся на экран.
Любые переменные, используемые в программе, должны быть описаны в разделе Var, константы определяются через раздел описания констант Const. Например:
Const a=10; {целочисленная константа}
K=true; {логическая константа}
Var x, y, z: integer; {переменные целого типа}
W: char; {переменная символьного типа}
Условный оператор может использоваться в полной и краткой формах.
Полная форма имеет следующий вид:
if условие then оператор1
else оператор2;
Здесь оператор1 и оператор2 – простые или составные операторы. Составной оператор – это оператор, состоящий из двух и более операторов, он заключается в операторные скобки Begin End. Условие – любое логическое выражение. Перед else знак ”;” никогда не ставится. Если логическое выражение истинно, выполняется оператор1, если ложно, выполняется оператор2. В качестве оператора1, оператора2 могут быть также условные операторы.
Краткая форма условного оператора:
if условие then оператор;
Ветка else отсутствует.
Общий вид оператора перехода: GOTO n; где n – метка.
Оператор выбора CASE обеспечивает организацию разветвлений путем выбора одного из нескольких операторов. Селектором в операторе выбора является выражение, значение которого может принадлежать целому, символьному, логическому типам, либо типу, определяемому пользователем, а также перечисляемому или ограниченному. Общий вид записи оператора выбора:
CASE c of
N1: p1;
N2:p2;
…
nn: pn
else p
end;
где с – селектор, ni – константы, pi – операторы.
Ход работы:
1) откройте интегрированную среду разработки (ИСР) Pascal
2) изучите пункты меню “File”, “Edit”, “Run”, “Options”, “Windows”
3) запишите горячие клавиши следующих команд: сохранить, открыть, перейти в режим MS Dos, выход, отменить действие, вырезать, копировать, вставить, очистить, выполнить, перемещение окна и изменение размеров, полноэкранный режим, переход к следующему окну, список окон.
4) решите задачи и оформите листинги программ в тетради.
5) к третьей задаче составить алгоритм в виде блок-схемы.
Задания к работе:
Вариант №1
1. Обеспечить ввод чисел до тех пор, пока не введён ноль (использовать метку).
2. Вывести на экран письменное обозначение числа от 1 до 4 (использовать CASE). Например:
1 – “единица”
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №2
1. Обеспечить ввод пяти чисел с клавиатуры (использовать метку).
2. Вывести на экран письменное обозначение операции: сложение, умножение, деление, вычитание (использовать CASE). Например:
* – «умножение»
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №3
1. Определить чётно ли число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).
2. Вывести на экран письменное обозначение логической операции (использовать CASE). Например:
^ – «логическое умножение»
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №4
1. Определить положительно ли вводимое число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).
2. Введена буква, определите – русская или латинская? (использовать CASE). Например:
v или V– «латинская»
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №5
1. Обеспечить ввод символов и до тех пор, пока не введён символ ‘$’ (использовать метку).
2. Введена буква, определите – прописная или строчная? (использовать CASE). Например:
D - прописная
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №6
1. Определить отрицательно ли вводимое число. Предусмотреть возможность повторного ввода (использовать метку).
2. Реализовать эпизод из сказки: в зависимости от того, куда пойдёт герой (налево, прямо, направо) выдать соответствующее сообщение (использовать CASE).
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №7
1. С помощью метки обеспечить вывод на экран десяти чисел от 10 до 100 с шагом 10.
2. С клавиатуры вводится первая буква одной из символьных функций: ORD, CHR, SUCC или PRED. Выдать полное название функции и её назначение. Например:
O – определение кода символа (ORD)
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №8
1. Вывести на экран sin(x), где x изменяется от 0 до 2 с шагом 0,5 (использовать метку).
2. С клавиатуры вводится первая буква одной из тригонометрических функций: SIN, COS, TAN или ATAN. Выдать полное название функции и её назначение. Например:
S - вычисление синуса (SIN)
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №9
1. Используя метку, определите символы, коды которых изменяются от 100 до 107.
2. Выяснить, что введено с клавиатуры: буква, символ или цифра. Например:
Z - буква
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Вариант №10
1. Обеспечьте ввод чисел и вычисление их суммы до тех пор, пока не введена единица (использовать метку).
2. Придумайте систему обозначений денежных единиц. Пользователь вводит обозначение, а программа его расшифровывает. Например:
$ - доллар
3. Вычислите значение y, использовать форматный вывод:
Контрольные вопросы:
1) Запишите полную и неполную формы ветвления на Pascal и в виде блок-схем.
2) Какого типа может быть селектор в операторе CASE?
3) Проверьте правильность написания операторов:
¾ If (a>12) and (b<3) then begin Writeln(a); S:=0;
¾ Case 5 of 1: writeln(‘Привет’); 2: read(и); 3: d=4;
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.