СОЗДАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

  • Научные работы
  • docx
  • 16.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

доклад
Иконка файла материала Метапредметная проблемная ситуация.docx

СОЗДАНИЕ   МЕТАПРЕДМЕТНЫХ  ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ,

КАК СПОСОБ  ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Назарова Татьяна Николаевна

Учитель географии и биологии

КГУ «Вишневская СШ»

Тайыншинского района

СКО

 

      

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.  Формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:

ü  развивающего обучения;

ü  критического мышления;

ü  ТРИЗ (АРИЗ) и т.д.

         Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Особое внимание уделяю межпредметным связям (биология, химия, физика, география), с помощью которых на уроках удается формировать целостную картину мира и научное мировоззрение, межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность. На уроках  я  использую:  составление ментальных карт, деревьев понятий,  кластеров, граф, схем «фишбоун» (технология «за и против»), различных графических моделей знания, и пр. Также в  преподавании применяю различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным прие­мом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их приме­нения исходя из содержательных и организационных особенностей образова­тельного процесса.

 

       Одним из актуальных направлений  образования является развитие функциональной грамотности обучающихся, которая предусматривает  сформированность умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Под функциональной грамотностью понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Следовательно, основной задачей современной школы является создание оптимального комплекса условий, которые будут способствовать формированию и развитию функционально грамотной личности, свободно ориентирующейся в современном мире и действующей в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.

        По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.[1, стр.1] В основе  современного  образования лежит принцип  метапредметности. Метапредметность,   подразумевает  интеграцию содержания  образования и направлена,  на устранение  разобщенности знаний  школьника и получение им представлений о целостной  картине  мира. Метапредметность  подразумевает обучение детей приемам,  техникам, схемам, образцам  познавательной деятельности, которые  могут и должны  использоваться не только при  изучении  различных  дисциплин, и в  реальной жизни.  Существует ряд образовательных методик,  подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения,  среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова,  мыследеятельностная  педагогика, коммуникативная дидактика и др.

        Что же такое метапредметность? Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. [2, стр.]

         География – это  дисциплина, которая интегрируется со многими предметами школьного курса:  историей,   химией,  физикой, биологией, литературой и математикой.

       Так как в школах развита профильность, то ученики старших классов, как правило уже определились с выбором, а ученики среднего звена отдают предпочтение тому или иному предмету. Именно поэтому, чтобы заинтересовать ученика, развить у него личностный интерес и предметные результаты, необходимо   больше  использовать интегрированные уроки, где можно показать взаимосвязь с другими предметами и опираясь на знания этих наук, учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему с разных учебных дисциплин и таким образом достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.

         На своих уроках я часто связываю вопросы географии и истории. Пример задания:1. Царь Петр Первый считал территорию Казахстана «ключом и вратами ко всем азиатским странам и землям. Почему? 2. Сравните экономический потенциал Казахстана, России и США на современном этапе. Сделайте вывод.

Примером этого могут служить уроки по темам: «Развитие географических знаний о Земле» и «Страны мира» (7 кл.), «Демографические проблемы », «Политическая карта мира», (8 кл.), «Основы геополитики», «Государственные  границы», «Историко-культурное районирование мира»(10 кл.) и т.д. Исторический подход к изучению географии пронизывает все разделы и темы курса, это позволяет понять и увидеть главные вопросы в историческом развитии.

         Используя метапредметный подход в обучении, ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает  универсальные способы  действий, через которые он сможет сам добывать информацию. Дистанционное  обучение поставило учащихся на путь  самостоятельного поиска и усваивания дополнительной  информации, тем самым развивая свои умения и пополняя багаж знаний и умений. Метапредметные умения учащийся сможет применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. На своих  уроках географии и  биологии,    я реализую данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации.

ПРИМЕРЫ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ  ПРОБЛЕМНЫХ  СИТУАЦИЙ

 

 

      

       Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в условиях учебного кабинета. Преподавание биологии специфично по сравнению с другими, поскольку предполагает проведение лабораторных работ. И в этом слу­чае компьютер (в данном случае виртуальная лаборатория) -   мой  помощник. Проведе­ние опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но ес­ли в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование ком­пьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

       Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо,  неинтересно, некоторые задания чрезвычайно трудны для учеников. Поэтому возникает потребность в создании собственных мультимедийных продуктов. Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала и обеспечивает его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации используются данные электронных учебников, информа­ция сети Интернет, размещаются на слайдах необходимые схемы в соответствии с последовательностью изучения мате­риала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и за­крепления материала, на последнем слайде по­мещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала.
      Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

        Учителю давно пора, перестать быть носителем знаний, их механическим транслятором. Учитель должен на  каждом уроке  ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине главная задача из задач. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому задача учителя − научить творчески, мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Выдающийся психолог В. В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения.

        Можно сделать вывод, что  метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинно-следственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.  Таким образом, метапредметный уровень содержания образования является условием развития естественно-научной  грамотности,  как составляющей функциональной грамотности учащихся. Достижение нового качества подготовки обучающегося обеспечивается в условиях непрерывного образования за счет метапредметного уровня содержания образования.

 

Литература.

1. Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе. https://urok.1sept.ru [1, стр. ]

2. Кравченко Г. С. «Формирование метапредметных компетенций на уроках биологии. [2, стр. 3]