Создание новых цифровых ресурсов в преподавании математики
Оценка 4.9

Создание новых цифровых ресурсов в преподавании математики

Оценка 4.9
docx
15.11.2021
Создание новых цифровых ресурсов в преподавании математики
ТИТЧЕНКО А.П.«Создание и использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе»..docx

Титченко А.П.

 

г.Павлодар,

учитель математики,

ГУ «Школа-лицей № 8 для одаренных детей»,

педагог-мастер

 

Создание и использование цифровых образовательных ресурсов, интерактивных технологий в учебном процессе.

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию возможностей применения части спектра цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, связанных с изучением математики. Создана и доказана на практике  эффективная систему знаний и умений учителя по организации и методике проведения занятий по математике с использованием ЦОР, соответствующих уровню профессиональной компетентности современного учителя.

 

Ключевые слова: ресурс, учебная деятельность, методика, математика, компетентности учителя.

 

 

Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что учителя вынуждены постоянно решать дилемму – как “уложить” растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятий.[1,45]

Самые эффективные образовательные ресурсы – это цифровые, электронные образовательные ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации.

 Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную, практическую или исследовательскую работы по математике и тут же проверить свои знания. [2,211]

Повышение эффективности современного урока я педагог-практик связываю с применением мультимедийных технологий, которые обладают уникальной возможностью повышать информационную плотность урока, но требуют понимания дидактической специфики новых носителей учебного материала. Эффективность такого подхода обуславливается не только вышеперечисленными его характеристиками, но и повышенным интересом учащихся к использованию на уроке компьютерных средств обучения. .[3,75]

Значимые для видео уроков дидактические свойства технической составляющей информационно-коммуникационных технологий обучения:

-         возможность вставлять в документ графические изображения, гиперссылки, звуковую и видеоинформацию (мультимедиа) и тем самым оживлять восприятие учебной информации;

-         поддержка копирования информации из одного программного средства в другое;

-         возможность учителю управлять динамикой и логикой предъявления учебного материала;

-         возможность получения через Интернет громадного информационного поля, содержащего самую разнообразную педагогически ценную информацию, и работы с гипертекстом в качестве средства навигации в этом поле;

-         способность хранить, выдавать на печать и структурировать передаваемую и получаемую информацию.

Кроме того, стремление использовать компьютерные технологии на уроках продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:

-         сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;

-         педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств, которые  способствуют повышению эффективности обучения;

Цифровые образовательные ресурсы значительно расширяют возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.

Выше перечисленные свойства информационно-коммуникационных технологий объясняют большое число электронных обучающих пакетов по математике, появившихся за последние годы в школах. Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют методического сопровождения. Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор", но их использование на уроках в большинстве случаев проблематично, практически все они рассчитаны на индивидуальную работу с учащимися.

Преобладающими причинами, затрудняющими использование готовых электронных учебных пособий, являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Но главная причина в том, что учителя "учат", а программисты "программируют". Кроме того, опираясь на собственный опыт, можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

-         различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;

-         излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;

-         несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.

-         невозможность извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке.

В своей работе я предлагаю разрешить это противоречие путем разработки учителем собственных электронных ресурсов на основе дидактических свойств программного пакета Microsoft Office, обусловленных интеграцией входящих в пакет приложений. .[4,124].

Поскольку важной частью обучения является представление информации, то основой для создания учителем электронного ресурса для своего урока может использоваться среда подготовки презентаций MS POWER POINT, имеющая в своём арсенале необходимый набор инструментов для эффективной подачи учебного материала.

Компьютерные презентации на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала, позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) зависят, конечно, от содержания урока, целей, которые ставит учитель. [5,127]

Подготовка уроков с применением презентаций требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения. .[6,147]

На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.[7,98]

Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, я  подбира необходимые формы и методы проведения урока, образовательные  технологии, приемы педагогической техники.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Моя практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием, а, значит, повысить эффективность урока. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и -видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах, что также позволяет сделать процесс обучения более эффективным. .[8,53]

Можно предложить следующие модели уроков  с использованием новых информационных технологий:

1 модель – урок с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM – демонстрирует реальные возможности проведения урока с применением мультимедиа технологий (учебных мультимедиа курсов).

2 модель – урок с применением Интернет технологий – позволяет привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей, обеспечить непосредственный диалог учащихся с этими специалистами. Данная модель особенно эффективна для проведения интегрированных уроков, построенных на пересечении или совмещении различных предметных зон.

3 модель – урок-диалог – позволяет организовать проектную деятельность учащихся и обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся.

4 модель – урок с использованием баз данных удаленного доступа – позволяет использовать удаленные ресурсы (вычислительные,  имитационные модели, виртуальные лаборатории и т.п.).

5 модель – урок с применением практических комплексов удаленного доступа – позволяет проводить практические  работы с уникальным оборудованием. .[9,216]

Во внеурочное время  ЦОРы можно применять:

1.     при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы),

2.     для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и т.д.). [10,32].

Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Использование учителем качественных цифровых образовательных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

Рассмотрим примеры из моего опыта работы использования Power Point для уроков математики.

1. Создание мультимедийной наглядности при изучении новых понятий, определений.

2.Разработка презентации-сопровождения ко всему уроку.

3.Разработка тренажеров для фронтальной работы.

4. Разработка презентаций для контроля знаний.

5. Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися.

Очень часто после выполнения исследовательской работы по математике, и не только, рефераты лежат в шкафу учителя или в портфолио учащегося и больше не востребованы. Но можно в качестве приложения к реферату сделать мультимедийную презентацию, которая еще долго будет интересна и другим учащимся и даже может служить наглядным пособием по какой-либо теме по математике.

Пример: «Симметрия в алгебре» (алгебра, 8 класс), «История любимого города Павлодара в числах и величинах» (математика, 6 класс), «Новые факты о треугольниках» (геометрия, 9 класс).

Подводя итоги работы, можно сделать выводы:

1.     Как бы ни были захватывающими и многофункциональными новые информационные технологии, роль учителя остается по–прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик становится субъектом педагогического процесса;

2.     Цифровые информационные технологии освобождают время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальным работам с учащимися;

3.     Power Point позволяет любому учителю, владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета;

4.     Эффективность данного обучения может быть достигнута лишь в том случае, если сам учитель понимает и осознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современные методы и формы обучения.

5.     Использование мультимедийных презентаций в изучении математики способствует развитию активной деятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной деятельности ученика и учителя, осуществить сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности, следовательно, повысить эффективность урока.

Считаю необходимым продолжить использование цифровых информационных технологий мультимедиа в дальнейшей педагогической практике, т.к. это имеет большое значение для учителя в плане накопления материала, его систематизации; развивает творческие возможности учителя.

 

 

 

Литература

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное

пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

2. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и

методика их использования /Коджаспирова Г. М., Петров  К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2011.

3. Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. – Математика. - 2012. -

№7.

5. Д.Ю.Усенков "Microsoft PowerPoint как инструментальная среда для создания мультимедиа-приложений"/ Москва "Вопросы Интернет образования» № 22.

6 Л.И.Ястребов "Вопросы Интернет образования №32. "Создание презентации и техника эффективного выступления".

7. А.В.Лызлов "Создание презентаций. Организация уроков с использованием презентаций", "Вопросы Интернет образования № 26.

8. А.Ю. Уваров. Серия «Педагогический дизайн»//Вопросы Интернет Образования. №10.

9. Материалы сайта http://www.klyaksa.net/

10. Щеглов Ю. Разработка компьютерных презентаций в MS Power Point. Учебное пособие для начинающих. www.nsu.ru/education/powerpoint/

11. http://www.intuit.ru/department/office/odpr/ Интернет Университет информационных технологий.


 

Титченко А.П. г.Павлодар, учитель математики,

Титченко А.П. г.Павлодар, учитель математики,

Значимые для видео уроков дидактические свойства технической составляющей информационно-коммуникационных технологий обучения: - возможность вставлять в документ графические изображения, гиперссылки, звуковую и видеоинформацию (мультимедиа) и тем…

Значимые для видео уроков дидактические свойства технической составляющей информационно-коммуникационных технологий обучения: - возможность вставлять в документ графические изображения, гиперссылки, звуковую и видеоинформацию (мультимедиа) и тем…

В своей работе я предлагаю разрешить это противоречие путем разработки учителем собственных электронных ресурсов на основе дидактических свойств программного пакета

В своей работе я предлагаю разрешить это противоречие путем разработки учителем собственных электронных ресурсов на основе дидактических свойств программного пакета

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности

Рассмотрим примеры из моего опыта работы использования

Рассмотрим примеры из моего опыта работы использования

Литература 1. Захарова И. Г.

Литература 1. Захарова И. Г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021